Синдром эксперта и проблема обучения

В теории обучения существует понятие переноса. Как студент учит что-то и потом переносит это знание или набор умений в подходящий контекст? С точки зрения здравого смысла, как книжное знание становится реальным умением в жизни? Я все еще жду, когда у меня случится перенос с алгеброй. Мой учитель, обладающий высокой степенью по алгебре, действительно знал о ней все, но мало знал о переносе. Я много занималась алгеброй на его занятиях, но до сих пор у меня нет даже смутного понимания, что такое алгебра или какие жизненные проблемы она призвана разрешать. 

Также существует негативный перенос. Негативный перенос происходит, когда ранее полученные знания неправильно применяются в новых областях. В обучении языку, это когда родной язык мешает разговаривать на втором языке – это случай негативного переноса.  
В своей работе коуча и тренера с лидерами я вижу еще один вариант негативного переноса. Уж слишком легко может быть передана роль эксперта, а не просто знания по данной теме. Например, существует распространенное, и неверное представление у предпринимателей, что их опыт как основателей какого-либо дела, изобретателей, делает их компетентными в других областях, касающихся ведения бизнеса. «Синдром предпринимателя», подразумевающий, что никто не может это делать так же хорошо, как вы, встречается не только среди предпринимателей. Любой, кто достиг высокого положения и авторитета в какой-то данной области может стать жертвой склонности переносить свое ощущение компетентности на все другие области деятельности. 

В коучинге есть выражение: «то, что привело тебя сюда, не приведет тебя туда». Это имеет отношение к интересному парадоксу – та компетентность, которая помогла вам продвинутся на позицию руководителя высшего звена отличается от компетенции, необходимой для успешного достижения новой позиции. Buckingham и коллеги в своей книге «Для начала, разрушь все правила», указывают, что продвижение - это награда за то, что вас переместили из тех обстоятельств, в которых вы хорошо ориентировались и от того, с чем выхорошо справлялись и поместили на позицию, в которой у вас мало или вовсе нет навыков. 

Это сложно – от эксперта перейти опять к новичку. И сложно не ощущать это как свою неудачу. Перейти от авторитетной позиции к ощущению себя неопытным новичком, который должен открыть в себе талант к обучению. Обучение чему-то заново, с нуля, возвращение к состоянию номера 101, а не просто расширение набора уже имеющихся навыков или становление виртуозом - с возрастом это становится всес ложнее. И это не просто высокомерие; на самом деле речь идет о наборе навыков к обучению и способности быть новичком. 

Одна причина связана с нашим мозгом. Наш мозг создает нейронные пути для повторяющихся действий и при обучении. Хорошо развитые нейронные пути похожи на супер хайвеи - быстрые, скользящие, эффективные и надежные. Обучение новому – означает создание новых нейронных путей там, где прежде ничего не было. Мышление прокладывает дорогу через непроходимые джунгли. Вот как мы ощущаем себя, создавая новые нейронные пути.  

Но есть и еще одна причина: потеря ранга. Это можно назвать эго. Чем старше мы становимся или чем больший опыт приобретаем, тем меньше нам нравится выглядеть глупо. Ощущение силы и власти, которые мы заработали в течении жизни удобно и дает защиту; мы затратили слишком много энергии и сил, чтобы занять место эксперта, так что не так просто сойти с этого пути. Ранг и позиция эксперта увеличивается с каждым днем при каждой встрече с людьми, которые воспринимают нас в этой роли. Каждая такая встреча усиливает эту нашу «экспертную» идентичность. И это превращается в самоукрепляющийся механизм - чем лучше мы чувствуем себя в этой роли, тем больше стараемся окружать себя теми людьми, которые только так нас и воспринимают.  

Так что нужна чертовски хорошая причина, чтобы появилось желание войти в роль новичка. Иногда жизнь бросает нам такой вызов – заболевание, потеря работы или потеря значимых отношений. Такого рода жизненные события выдергивают нас из роли эксперта, когда мы осознаем, что жизнь и наша смертность обладают большей властью, чем наша социальная роль. Но мы также можем принять и сознательное решение и сместиться из роли эксперта или авторитета. В коучинге или обучающих отношениях, это сознательное ответственное решение дает предпосылки для того, чтобы обучение было успешным. Перемены и рост– это настоящее жертвоприношение. Никому не нравится начинать с нуля. Нам нужны ресурсы, силы, чтобы быть хорошим учеником, вернуться к «уму новичка». 

И опять же обучение тому как заново учиться является решающим, потому что для новаторства и творчества необходимо отбросить свою компетентность. Новаторство требует от нас соприкосновения с разнообразной и противоречивой информацией, с авторитетом других данных и ракурсов, которые могут дополнить, а также и вступить в противоречие с тем, что мы уже знаем. Философы средневековья верили, что для того, чтобы развить разум, умственные способности, люди должны изучить как минимум два языка. Несовместимость точек зрения и систем представлений развивают умственные способности. Не мастерство в нашей сфере деятельности развивает наш разум, а система совмещения и жонглирования многочисленными и конкурирующими мыслями и идеями. 

Творчество, креативность зависит не только от компетенции, но также и от отношений – для успеха любой идеи необходимо, чтобы она была связана и принята другими идеями в идейном мире. Михали Шикжентмихали, венгерский психолог, разработавший теорию потока опросил множество гениев, экспертов, нобелевских лауреатов для своего исследования,чтобы определить, что такое творчество. Он обнаружил, что компетентность – это только один кусок большого пирога. Для творчества необходимы взаимоотношения и взаимодействие: 
«Творчество не является только продуктом индивидуального ума, а скорее результатом динамического взаимодействия между творческим индивидом, областью, в которой он или она работает и рядом судей (или сообществом), которые оценивают качество работы или работ, которые были проделаны». 



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • « Для неё существует только муж – разве это не любовь». Созависимость это не только жены алкоголиков.
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Чем заняться одному… или почему одиночество это не только плохо, но еще и хорошо.
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Что со мной происходит? Любовь это или нет? Страхи на пути любви.
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Нет нормального мужика, потому что ещё нет такого прибора, чтобы это определить
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь