В теории обучения существует понятие переноса. Как студент учит что-то и потом переносит это знание или набор умений в подходящий контекст? С точки зрения здравого смысла, как книжное знание становится реальным умением в жизни? Я все еще жду, когда у меня случится перенос с алгеброй. Мой учитель, обладающий высокой степенью по алгебре, действительно знал о ней все, но мало знал о переносе. Я много занималась алгеброй на его занятиях, но до сих пор у меня нет даже смутного понимания, что такое алгебра или какие жизненные проблемы она призвана разрешать.
Также существует негативный перенос. Негативный перенос происходит, когда ранее полученные знания неправильно применяются в новых областях. В обучении языку, это когда родной язык мешает разговаривать на втором языке – это случай негативного переноса. В своей работе коуча и тренера с лидерами я вижу еще один вариант негативного переноса. Уж слишком легко может быть передана роль эксперта, а не просто знания по данной теме. Например, существует распространенное, и неверное представление у предпринимателей, что их опыт как основателей какого-либо дела, изобретателей, делает их компетентными в других областях, касающихся ведения бизнеса. «Синдром предпринимателя», подразумевающий, что никто не может это делать так же хорошо, как вы, встречается не только среди предпринимателей. Любой, кто достиг высокого положения и авторитета в какой-то данной области может стать жертвой склонности переносить свое ощущение компетентности на все другие области деятельности.
В коучинге есть выражение: «то, что привело тебя сюда, не приведет тебя туда». Это имеет отношение к интересному парадоксу – та компетентность, которая помогла вам продвинутся на позицию руководителя высшего звена отличается от компетенции, необходимой для успешного достижения новой позиции. Buckingham и коллеги в своей книге «Для начала, разрушь все правила», указывают, что продвижение - это награда за то, что вас переместили из тех обстоятельств, в которых вы хорошо ориентировались и от того, с чем выхорошо справлялись и поместили на позицию, в которой у вас мало или вовсе нет навыков.
Это сложно – от эксперта перейти опять к новичку. И сложно не ощущать это как свою неудачу. Перейти от авторитетной позиции к ощущению себя неопытным новичком, который должен открыть в себе талант к обучению. Обучение чему-то заново, с нуля, возвращение к состоянию номера 101, а не просто расширение набора уже имеющихся навыков или становление виртуозом - с возрастом это становится всес ложнее. И это не просто высокомерие; на самом деле речь идет о наборе навыков к обучению и способности быть новичком.
Одна причина связана с нашим мозгом. Наш мозг создает нейронные пути для повторяющихся действий и при обучении. Хорошо развитые нейронные пути похожи на супер хайвеи - быстрые, скользящие, эффективные и надежные. Обучение новому – означает создание новых нейронных путей там, где прежде ничего не было. Мышление прокладывает дорогу через непроходимые джунгли. Вот как мы ощущаем себя, создавая новые нейронные пути.
Но есть и еще одна причина: потеря ранга. Это можно назвать эго. Чем старше мы становимся или чем больший опыт приобретаем, тем меньше нам нравится выглядеть глупо. Ощущение силы и власти, которые мы заработали в течении жизни удобно и дает защиту; мы затратили слишком много энергии и сил, чтобы занять место эксперта, так что не так просто сойти с этого пути. Ранг и позиция эксперта увеличивается с каждым днем при каждой встрече с людьми, которые воспринимают нас в этой роли. Каждая такая встреча усиливает эту нашу «экспертную» идентичность. И это превращается в самоукрепляющийся механизм - чем лучше мы чувствуем себя в этой роли, тем больше стараемся окружать себя теми людьми, которые только так нас и воспринимают.
Так что нужна чертовски хорошая причина, чтобы появилось желание войти в роль новичка. Иногда жизнь бросает нам такой вызов – заболевание, потеря работы или потеря значимых отношений. Такого рода жизненные события выдергивают нас из роли эксперта, когда мы осознаем, что жизнь и наша смертность обладают большей властью, чем наша социальная роль. Но мы также можем принять и сознательное решение и сместиться из роли эксперта или авторитета. В коучинге или обучающих отношениях, это сознательное ответственное решение дает предпосылки для того, чтобы обучение было успешным. Перемены и рост– это настоящее жертвоприношение. Никому не нравится начинать с нуля. Нам нужны ресурсы, силы, чтобы быть хорошим учеником, вернуться к «уму новичка».
И опять же обучение тому как заново учиться является решающим, потому что для новаторства и творчества необходимо отбросить свою компетентность. Новаторство требует от нас соприкосновения с разнообразной и противоречивой информацией, с авторитетом других данных и ракурсов, которые могут дополнить, а также и вступить в противоречие с тем, что мы уже знаем. Философы средневековья верили, что для того, чтобы развить разум, умственные способности, люди должны изучить как минимум два языка. Несовместимость точек зрения и систем представлений развивают умственные способности. Не мастерство в нашей сфере деятельности развивает наш разум, а система совмещения и жонглирования многочисленными и конкурирующими мыслями и идеями.
Творчество, креативность зависит не только от компетенции, но также и от отношений – для успеха любой идеи необходимо, чтобы она была связана и принята другими идеями в идейном мире. Михали Шикжентмихали, венгерский психолог, разработавший теорию потока опросил множество гениев, экспертов, нобелевских лауреатов для своего исследования,чтобы определить, что такое творчество. Он обнаружил, что компетентность – это только один кусок большого пирога. Для творчества необходимы взаимоотношения и взаимодействие: «Творчество не является только продуктом индивидуального ума, а скорее результатом динамического взаимодействия между творческим индивидом, областью, в которой он или она работает и рядом судей (или сообществом), которые оценивают качество работы или работ, которые были проделаны».
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.