|
Управление конфликтом. Психологические способы и методы.Автор статьи: Левина Татьяна Анатольевна
Конфликт - это хорошо или плохо? Большинство из нас скажут, конечно плохо! И будут частично правы, но все же лишь частично. Конфликт может выполнять очистительную и творческую функцию, особенно, если участники дорожат отношениями и не позволяют себе перейти на личностный уровень. Есть, как культура спора, так и культура конфликта. Мне вспомнился момент из одного сериала, когда преподаватель физкультуры, довольно жесткая и решительная женщина говорит мягкой и робкой преподавательнице:"Я не знаю о чем с вами можно говорить, вы ведь даже конфронтировать со мною боитесь!". Очень часто люди с заниженной самооценкой бояться участвовать в конфликте, т.к. бояться еще больше оказаться униженными и поэтому всяческим образом пробуют залакировать имеющися противоречия или несогласия, часто делают вид, что все нормально и соглашаются с ситуацией, которая их не устраивает. Участие в споре, оссобенно с лицом превосходящим тебя "в весе" требует действительно немалого мужества. Однако не так все страшно, как часто представляют себе многие. Как-то один начальник, который постоянно орал на собраниях и которого ненавидели и боялись все сотрудники (но молчали) в сердцах сказал в моем кабинете "Ну почему мне никто не возражает, только смотрят на меня круглыми глазами и молчат!" Сотрудников можно понять - они боялись репрессивных мер. И в то же время, умение сохранять спокойствие в ситуации давления, это признак сильной личности, способной изменить ситуацию. Сохранение самообладания и спокойствия - одно из самых важных правил управления конфликтом. И это спокойствие дает возможность повести себя правильно в напряженной ситуации. но, если вы боитесь, то, подобно собаке, которая чувствует страх и бросается на трусов, противник почувствует это и усилит свой нажим. Мы сейчас говорим о людях, которые воспринимают конфликт в котором они являются инициаторами, как доказательство своей власти. Они таким образом пробуют свою силу и в глубине души часто жаждут найти достойного соперника. Ибо, как сказал Стендаль: "Нельзя опереться на то, что не сопротивляется!" Однако дело в том, что многие люди даже в ситуации не являющейся по существу конфликтной, бояться просто высказать свое мнение, опасаясь, в принципе, стать по ту сторону барьера. Если конфликт не переходит на личности, он может нести в себе множество положительных моментов. В таком конфликте люди нападают не друг на друга, а на проблему с разных сторон. Вскрываются противоречия, разность мнений, взглядов и появляется возможность прийти к общему решению, что очень важно. Иначе может случиться ситуация, как в популярном анекдоте: "На закате жизни муж и жена завтракают. Жена делит булочку пополам, намазывает обе половины маслом и думает: "Я всегда отдавала мужу верхушку, мы с ним прожили много лет, возьму-ка я на этот раз ее себе, ведь я так ее люблю!" и берет себе верхушку. А муж и говорит: "Дорогая, как хорошо, что ты взяла верхушку, ведь я больше всего люблю поджаренную корочку снизу!" И, в то же время, конфликт несет деструктивный характер, когда внезапно нападение начинается на характер и способности самого спорящего, начинается конфликт неуправляемый, в котором эмоции преобладают над всеми доводами рассудка. И перевести его в управлемое русло уже очень сложно. Как происходит нагнетание конфликта? Где та точка невозврата, которая окончательно портит настроение и отношения? Давайте посмотрим модель нейрологических уровней, согласно которой выстраиваются факторы по своей важности в жизни человека.
Тема «Логических уровней» была разработана Робертом Дилтсом как обобщение идей, выдвинутых крупнейшими философами ХХ столетия Грегори Бейтсеном и Бертраном Расселом. Здесь начинает действовать, так называемый, «Закон Пирамид», который гласит, что каждый более высокий уровень является более важным в жизни человека, чем расположенный ниже. И необоснованный переход разговора от более низких уровней к более высоким воспринимается большинством людей, как агрессия или манипуляция. Если мы применим это к конфликту, то можем сказать, что конфликт не обостряется, если обе стороны действуют в рамках окружения и (или) поведения. Например, вот диалог (начало конфликтной ситуации), когда речь идет об окружении и поведении (т.е. о том, что человек в состоянии поменять и что не затрагивает личность, ее способности, ценнности и самоощущение): - Уберись, у тебя в комнате (офисе, на столе) бардак! - Все нормально, не вижу никакого бардака! - А я вижу!... И вот здесь (внимание!!!) есть шанс перевести конфликт в неуправляемое русло, сказав: - Да ты (Вы) никогда не видишь, когда бардак, а когда порядок! (негативная оценка, переход на уровень "Возможности и способности") ИЛИ -Ты считаешь любой бардак нормой!(негативная оценка, переход на уровень "Ценности и убеждения") ИЛИ -Ты - неряха!(негативная оценка, переход на уровень "Идентификация") На что противоположная сторона может ответить (предлагаются несколько вариантов в завимсимости от места действия и статуса второй стороны): - Да ты сам никогда ничего не видишь! (дальше обмен оскорблениями) - Ладно, уберу... (в душе куча негатива и желание отомстить, что и воплощается при подходящем случае...) - Отстань! (при таком ответе, вторая сторона начинает еще сильнее проявлять свою агрессию, т.к. замечание было проигнорировано, а она полна стремления доказать, что она (он) правы. Начинается давление и угрозы: ЛИШУ! (премии, интернета, хорошего отношения.... придумайте сами) Что произошло в критический момент? Переход от ступени "Окружение" (у тебя бардак) к ступени "Возможности и спосбности" (ты никогда и ничего) и выше. Если вы не хотите поскандалить, то правильным продолжением разговора могло бы стать следующее (предлагаю опять же несколько вариантов): -У тебя ручек и карандашей на столе больше, чем нужно - убери лишние... -Ты можешь сейчас найти на столе договор...? Сделай так, чтобы его можно было найти быстро! Ты мешаешь сам себе. -Мне неприятно глядеть на твой стол, он завален... (:) И думаю не мне одной... Здесь мы не переходим на личности, а продолжаем говорить об окружении, аргументируя свои слова. В официальной ситуации, когда лицо, которое делает замечание обладает статусом и властью, большого количества аргументов не требуется, а вот в ситуации, где статус и власть оспариваются или не признаются (например в беседе с подростками или колллегами), убедительные аргументы, а также выражение своих чувств и констатация поведения другого человека играют очень важную роль - они помогают принять замечание и убирают элемент оценки, а значит и ответной агрессии, т.к. ваши чувства - это ваши чувства... они не являются истиной в последней инстанции. Ведь задевает не критика сама по себе, а та негативная оценка, которую мы в нее закладываем. Очень часто люди придерживаются в конфликте определенных моделей поведения, причем неудачных. Конфликтов много, они разноообразны по причинам и действующим лицам, но человек часто склонен (для экономии энергии) дествовать в разных ситуациях весьма похоже. В каких-то ситуациях его действия оказываются удачными, а в каких-то нет! Для того, чтобы понять, как правильно действовать в разных конфликтах и посещают тренинги, в которых можно попробовать разные модели поведения, а также глубже понять самого себя. Конфликт также не может играть позитивную роль, если его целью является снятие напряжения, проще говоря эмоциональная разрядка от факторов, которые напрямую не имеют к конкретному человеку никакого отношения. Это может быть следствием низкой культуры (распущенности) человека либо же он сам не понимает почему он так себя ведет. В этом случае имеет смысл не обсуждать явно "притянутый за уши" предмет конфликта, а обсудить состояние человека и прямо ему высказать свое мнение. Например, муж приходит с работы нагруженный проблемами и первый же предлог (пусть будет остывший суп), дает ему возможность выплеснуть раздражение на свою жену: - Ну почему я работаю целый день и не могу получить горячий ужин! И вот здесь (снова внимание!!!) есть точка невозврата, когда жена может сказать: - Тебе вечно все не так! (негативная оценка, переход на другой логический уровень) ИЛИ -Что ты снова придумываешь, суп горячий!!! (негативная оценка, переход на другой логический уровень) ИЛИ -У тебя не все в порядке с ощущениями! (негативная оценка, переход на другой логический уровень) А может отрефлексировать ситуацию и сказать: -У меня создается впечатление, что суп плохой, когда у тебя что-то не клеится на работе?... Если проблема в том, что супруг не осознает происходящего, жена окажет ему большую услугу, озвучив проблему. Осознание с его стороны и понимание с ее стороны дадут вместе терапевтический эффект - эмоции улягутся. Но если же он прекрасно все понимает и продолжает разряжать на близких (подчиненных или колллегах) свое раздражение,то такая ситуация воспринимается как угрожающая, и , как и животные, человек реагирует на нее стандартно: борьбой, бегством или подчинением. В этих условиях, конечно же конфликт не играет выраженной позитивной роли. Таким образом, говорить, что конфликт однозначно - плохо, значит недооценивать все положительные возможности конфликта и бояться заранее любого противоречия. Конфликт, как и человеческая жизнь не зло и не добро - он становиться плохим (неуправляемым) или хорошим (управляемым) в зависимости от действий людей, которые принимают в нем участие. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|