|
«Спасибо за работу!..» О терапевтической ошибке, контрпереносе и человечности…Автор статьи: Римма Айсина
Как-то, подводя итоги консультирования клиентки – восхитительной и очень хрупкой женщины (пишу эти слова и уже чувствую улыбку внутреннего супервизора), я сказала ей: «Спасибо за работу!» Я сказала это искренне, естественно, даже не сомневаясь, что говорю именно то, что надо… Моя клиентка поблагодарила меня и добавила, что для нее это была все же не работа, а общение. Я попрощалась с ней, стараясь «сохранить лицо» и не показать (всеми силами!), насколько ее фраза задела и «устыдила» меня. Да, это работа для меня, но для нее, по крайней мере, не только работа. И можно было бы свести все только к тому, что я неудачно построила фразу. Но для меня инсайт был не понимании переноса на клиентку что-то своего (хотя и не без этого, конечно), а в том, что я стала рассматривать происходящее «просто-как-работу». Ну, или еще не стала, но двигаюсь в этом направлении. За время своей карьеры консультанта я приложила столько сил, чтобы хорошо контролировать себя, общаясь с клиентами. Я методично записывала «все-что-было-на-сессии» сразу же, как только клиент закрывал за собой дверь, чтобы ничего «не вытеснить» и не «привнести своё»… Я рефлексировала, осознавала, обращалась к супервизору… С упорством и беспощадностью к себе самой я искала в своем контрпереносе материал, полезный для клиента, стараясь понять, какую функцию в происходящем выполняют возникшие у меня чувства. Я преуспела в том, чтобы чувствовать «вместе», а не «вместо» клиента. Я старалась сохранять нейтральность. Я воздерживалась от советов. И для меня это действительно достижение и показатель профессионализма. Казалось, я с гордостью уже могла бы сказать себе, что достигла на этом пути значительных успехов… Но все же я в первую очередь человек и только потом – консультант… И поблагодарив клиентку «за работу», я поняла, что нарушен баланс. Возможно, я действительно неплохо работаю. Однако достаточно ли этого для хорошего консультанта? Как это ни парадоксально, в нашей профессии существует опасность не только «заражения» чувствами клиента и смешения их со своими собственными, но и не менее существенная деформация: незаметно для себя начать воспринимать клиентов как некий теоретический концепт, как конфигурацию конфликтов, личностную структуру или, в каких-то случаях, малоструктурированную сущность, недоступную пониманию, а потому – не стоит и пытаться… Наверняка подобные деформации не чужды многим активно практикующим консультантам и терапевтам. Порой, мы так ревностно стремимся анализировать контрперенос или отчаянно постулируем необходимость невмешательства в уникальный внутренний мир клиента, или методично следуем определенной последовательности в строго простроенной схеме работы, что клиент оказывается изолированным от подлинного альянса с нами… В общем, после той знаменательной для меня завершающей сессии я стала позволять чувствам быть, не подвергая их столь беспощадному анализу. Я стремлюсь оставаться не менее внимательной к тому, чтобы не привнести бесконтрольно в работу «свой материал», но отношусь к чувствам, которые вызывает у меня клиент, не столь беспощадно. Не менее критично, но более бережно… И я надеюсь, что не предоставляя клиентам, во вред им, излишней поддержки, я все же более бережно отношусь не только к себе, но и к ним… Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|