Упражнение "Вот что я тебе скажу..." (работа с метафорой)

Автор статьи: Екатерина Радченко

Коллеги! Предлагаю вам свое очередное авторское упражнение с использованием набора карточек для работы с метафорой "СЛОВА И СМЫСЛЫ".

Упражнение Вот что я тебе скажу   работа с метафорой

Я назвала его "Вот что я тебе скажу...", и предлагаю использовать его в ситуациях, когда клиент находится в конфликтных или незавершенных отношениях с другим человеком, а высказать свои истинные чувства по отношению к партнеру по каким-то причинам не может.

С моей точки зрения, использование этого упражнения даст возможность клиенту "вынуть" из себя то, что не только лежит на поверхности (в виде обиды, горечи, непонимания и т.д.), но и то, что спрятано гораздо глубже, увидеть в своих негативных переживаниях новые смыслы и, дав им место, освободиться от них. Работа в этой технике мягкая, экологичная и весьма эффективная.

 Ход упражнения:

1. Сформулировать запрос. Например: "Недавно рассталась с мужчиной, но не могу решить окончательно - возможно, стоит дать ему еще один шанс. Хочу разобраться в этой ситуации и понять, как мне нужно поступить."

2. Используя карточки из набора "СЛОВА И СМЫСЛЫ", произвольным образом выбрать несколько (количество - по желанию клиента, но не меньше 2) слов из категории "Роли". 

3. Уточнить, понимает ли клиент смысл выбранных слов (если слово незнакомо, или его смысл не вполне понятен, разъяснить). ЭТО ВАЖНО!

4. Выписать эти слова в столбик. 

Например:

СЛУШАТЕЛЬ

МУСОР

ДИТЯ

ПАЯЦ

5. В соседнем столбце написать те первые ассоциации, которые возникают у клиента, когда он "примеряет" каждое из выбранных слов к образу другого человека или отношениям с ним. Важно писать быстро, не задумываясь!

Например:

Исходный набор слов

Ассоциации клиента

СЛУШАТЕЛЬ

Невнимательный ко мне

МУСОР

В отношениях

ДИТЯ

И не хочет взрослеть

ПАЯЦ

Старый, жалкий

 

Здесь можно дать клиенту возможность максимально подробно описать эти ассоциации, дать выплеснуть свои эмоции. ("Выпускаем пар", даем выговориться, успокоиться").

5. Используя карточки из набора "СЛОВА И СМЫСЛЫ", произвольным образом выбрать столько слов, сколько было в первоначальном списке (в данном примере - 4) из категории "Проявления". Записать их в третьем столбце. Например:

Исходный набор слов

Ассоциации клиента

Проявления

СЛУШАТЕЛЬ

Невнимательный ко мне

Развлечение

МУСОР

В отношениях

Беспорядок

ДИТЯ

И не хочет взрослеть

Двусмысленность

ПАЯЦ

Старый, жалкий

Комбинация

 

Обсудить с клиентом новые смыслы, которые он видит в своих отношениях, с учетом дополнительной подборки слов. Например: "Да, похоже, для него разговоры - это только развлечение, а я отношусь к этому очень серьезно. Поэтому всегда считала, что он по отношению ко мне - невнимательный слушатель, и воспринимала это как проявление неуважения ко мне." Или: "В наших отношениях действительно один сплошной беспорядок. В них много "мусора" - старых обид и воспоминаний. И я сейчас не могу сказать, как именно эти отношения можно было бы назвать. Т.е. беспорядок еще и у меня в голове. И в душе..."

6. Используя карточки из набора "СЛОВА И СМЫСЛЫ", произвольным образом выбрать столько слов, сколько было в первоначальном списке (в данном примере - 4) из категории "Способы". Записать их в четвертом столбце. Например:

Исходный

набор слов

Ассоциации клиента

Проявления

Способы

СЛУШАТЕЛЬ

Невнимательный ко мне

Развлечение

Еле-еле

МУСОР

В отношениях

Беспорядок

Любопытно

ДИТЯ

И не хочет взрослеть

Двусмысленность

Объективно

ПАЯЦ

Старый, жалкий

Комбинация

Бесповоротно

 

Обсудить с клиентом, какими способами происходит взаимодействие между ним и партнером в тех проявлениях, о которых шла речь. Например: "Он действительно ведет себя, как "дитя", и в этом есть определенная двусмысленность - ведь когда человеку за 50, многие вещи разумеются сами собой. Например, ответственное отношение к себе и другим людям. Но, к сожалению, этот человек не хочет взрослеть. Я могу говорить об этом объективно, потому что неоднократно убеждалась в том, что "детскую" позицию он демонстрирует по отношению ко всем людям - от начальника до собственных детей." Или: "В роли паяца этот человек на самом деле выглядит старым и жалким - как клоун-пенсионер, который пытается повторить те же трюки, что делал в молодости, но теперь вызывает лишь презрительные улыбки. Он привык, что определенные "комбинации" всегда действовали безотказно, и считает, что так будет всегда. Но я сейчас понимаю, что не хочу быть с таким паяцем. Мое решение должно быть бесповоротным, иначе я снова стану частью одной из его "комбинаций".

7. Используя карточки из набора "СЛОВА И СМЫСЛЫ", произвольным образом выбрать столько слов, сколько было в первоначальном списке (в данном примере - 4) из категории "Чувства и эмоции".

Например: БЛИЗОСТЬ, СМУЩЕНИЕ, ГОРДОСТЬ, УГНЕТЕННОСТЬ.

8. Попросить клиента составить одно или несколько предложений, описывающих его состояние, с использованием этих слов. Составить их нужно таким образом, словно клиент рассказывает о себе и своих чувствах другому человеку (с которым шла вся работа в ходе сессии). Важно быть максимально искренним в выражении своих чувств! (Можно начать с фразы "Вот что я тебе скажу..."). Записать эти предложения.

Например: "Вот что я тебе скажу, Вася! Когда наши отношения начинались, мне казалось, что в них было столько близости... И я очень хотела, чтобы эта близость становилась все сильнее и нежнее, чтобы она наполнялась настоящей ценностью для нас обоих. Но со временем я начала понимать, что все не совсем так, как мне виделось. Вернее - СОВСЕМ НЕ ТАК. Сначала я испытывала смущение, когда раз за разом убеждалась в твоей безответственности и лжи. Я долгое время пыталась верить в то, что все наладится, прощала тебя и терпела, но от этого моя угнетенность лишь возрастала. Это было НЕВЫНОСИМО!!! Я просто уничтожала себя рядом с тобой, твоими бесконечными выдуманными историями и нежеланием проявлять качества взрослого мужчины. Мне непросто говорить тебе обо всем этом. Но сейчас я испытываю гордость за себя, потому что решила не длить отношения, в которых мне плохо. Я НА САМОМ ДЕЛЕ не хочу давать тебе больше ни одного шанса. Мы расстались, и мое решение не изменится."

9. Прочитать этот текст вслух, с выражением (читает клиент).

10. Обсудить, что теперь чувствует клиент (по отношению к себе, другому человеку, ситуации в целом). Сделать общие выводы. Например: "Я никогда не думала, что  испытываю по отношению к этому человеку такие чувства. И мне казалось, что я никогда не решусь произнести эти слова. Но я и в самом деле горда собой, своим решением и уверенностью в его правильности. С плеч свалился огромный груз, я чувствую облегчение и свободу!" 

Примечание: количество "выборок" и категории слов, используемые в работе, специалист определяет самостоятельно. В данной статье приведена общая техника работы. 

И напоследок - пару слов о том, какими способами можно выбирать слова из набора "СЛОВА И СМЫСЛЫ" для дальнейшей работы. Я вижу три способа (возможно, их больше - пока не знаю). 

Способ 1 "Классический". Положить вкладыш на карточку и передвигать его, не глядя, до тех пор, пока не захочется остановиться. Слова, попавшие в "окошко" вкладыша - ваш материал для работы.

Например:



Способ 2 "Полярный". Положить вкладыш на карточку, расположив его горизонтально (параллельно строчкам). Передвигать, не глядя, до тех пор, пока не захочется остановиться. В выпавшей строке выбрать первое и последнее слово. Работать с ними.

Например:

Способ 3 "Цифровой". Назвать две цифры - номер строки и номер слова в ней. Полученные слова составят "рабочую" подборку. 

Например: 3 строка, 5 слово.

Другие статьи на эту тему:

Словесная метафора. Работа с набором "Слова и смыслы"

Работа с метафорой (упражнение с набором "Слова и смыслы")

Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")

Упражнение "Слова и смыслы" (работа с метафорой)

 

 



Просмотров: 665
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")
  • Работа с метафорой (упражнение с набором "Слова и смыслы")
  • Упражнение "Слова и смыслы" (работа с метафорой)
  • Словесная метафора. Работа с набором "Слова и смыслы"
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • "Мандрагора" - от слова "мандраж". Опыт избавления от панических атак.
  • Упражнение "Образ слова" (работа с метафорой)
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты мне очень нравишься, но к отношениям я не готов"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Как разгрести "большую кучу" или про "Бардак" в голове и душе))) Работа с МАК..



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь