|
Упражнение "Слова и смыслы" (работа с метафорой)Автор статьи: Екатерина Радченко
Коллеги!) Продолжаю делиться с вами упражнениями с использованием набора карточек для работы с метафорой "СЛОВА И СМЫСЛЫ". Ознакомиться с уже описанными техниками можно здесь, здесь и здесь. Сегодня предлагаю вам простое, но очень информативное и эффективное упражнение. Я назвала его "Слова и смыслы". Ход упражнения: 1. Используя карточки из набора "СЛОВА И СМЫСЛЫ", произвольным образом выбрать два слова из категории "Роли". (Слова в карточках подобраны таким образом, чтобы образовывать нетривиальные сочетания, помогающие клиенту увидеть нечто новое, "сдвинуть" привычную метафору). Например, это может выглядеть следующим образом: 2. Уточнить, понимает ли клиент смысл выбранных слов (если слово незнакомо, или его смысл не вполне понятен, разъяснить). ЭТО ВАЖНО! 3. Предложить клиенту ответить на несколько вопросов. Например: 1) Кто такой "новичок"? Это человек, который что-то будет делать в первый раз. 2) Кто такой "ловелас"? Это опытный человек, он имеет влияние на других. 3) В чем их главное различие? Они по-разному общаются с другими людьми. И еще у них разные цели. 4) Что у них общее? Им обоим нравится узнавать что-то новое, их можно назвать интересующимися людьми. 5) Какая из этих двух ролей "положительная", а какая - "отрицательная"? Почему? "Новичок" - скорее положительная роль, а "ловелас" - отрицательная", потому что ловелас не всегда использует свои умения в благих целях, а новичок честен и открыт. 6) В чем сильные стороны "новичка"? В чем его слабые стороны? У новичка много свежих идей и готовности учиться чему-то новому. С другой стороны, он недостаточно уверен в себе и своих силах. И ему не хватает опыта. 7) В чем сильные стороны "ловеласа"? В чем его слабые стороны? Ловелас многое знает и умеет. Он легко входит в контакт с другими людьми и может оказывать на них влияние. Он - лидер. Но ловелас уже пресытился, и многие вещи делает "на автомате", без удовольствия и азарта. 8) Чему "новичок" может научить "ловеласа"? Быть открытым к миру и радоваться самым простым вещам. 9) Чему "ловелас" может научить "новичка"? Вере в себя и умению использовать предоставленные возможности. 10) В чем главная проблема взаимодействия этих фигур? Они очень по-разному смотрят на мир и воспринимают его. Ловелас больше ориентирован на себя и свои потребности, а новичок - на других людей и на то, что он может для них сделать. В этом причина конфликтов между этими фигурами. 11) В чем главный ресурс взаимодействия этих фигур? В том, что, если они научатся взаимодействовать, то будут здорово дополнять друг друга, давая другому недостающие качества. То есть разница между ними может быть не основой конфликта, а источником дополнительных ресурсов. 12) Какое общее послание могут отправить Вам эти фигуры? (Имеется в виду послание для клиента, написанное им самим от имени фигур). Нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей, мы все очень разные. Но, если научиться понимать другого, то можно дополнить свою картину мира новыми красками и эмоциями. И стать богаче - во всех смыслах. 13) Сформулируйте это послание еще раз - буквально одной короткой фразой, в которой будет отражена суть послания. Понимая других, обогащаешь себя! Разумеется, вы можете изменять/дополнять предложенный список вопросов или составить свой. 4. Написать краткий вариант послания на небольшом листочке бумаги и предложить клиенту положить его, например, в бумажник, чтобы иметь этот личный "девиз-осознание" под рукой. Пользоваться им при каждом удобном случае. 5. Обсудить с клиентом ход выполнения упражнения (что было сложно, что просто, какими видятся исходные фигуры после выполнения упражнения, какой общий вывод можно сделать и т.д.). Сложнее всего было хоть как-то "связать" эти фигуры - уж очень они для меня были разными. Потом постепенно становилось все проще. Теперь ловелас уже не видится мне таким "ужасным", как в начале. А самое главное - это понимание: то, что изначально воспринимается как непреодолимое противоречие, может быть трансформировано и переведено в разряд компромиссов. Таким же образом можно работать с сочетаниями слов из других категорий набора "СЛОВА И СМЫСЛЫ". Например: Сочетание из категории "Свойства": Сочетание из категории "Способы": Сочетание из категории "Проявления": Сочетание из категории "Действия": Сочетание из категории "Чувства и эмоции": Буду рада, если упражнение "Слова и смыслы" будет для вас полезным.) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|