|
Миф в сознании ребенка - пробуем "переиграть"Автор статьи: Оленникова Виктория
- Давай поможем бабушке и помоем посуду? - ...ладно, я буду вытирать. Через полчаса.. - Давай поможем дедушке? Он просил протереть пыль. - Дед плохой! Пусть сам вытирает.. (девочка 4 лет) Только не думайте, что девочка, сказавшая эти слова, в хороших отношениях с бабушкой и в плохих - с дедушкой. Все, на самом деле, сложнее. И бабушка, и дедушка в реальности не балуют внучку, но бабушка иногда говорит дедушке: "Опять ты за свое!" - а дедушка на это только улыбается. Вы никогда не замечали, что дети могут перенимать у взрослых отношение к другим членам семьи? Иногда из этого может вырастать целый миф - например, о том, что кто-то неспособный или, наоборот, успешен и удачлив во всем.. И так как миф не имеет под собой реальных оснований, его довольно сложно разрушить, он не поддается аргументации.. Ребенок просто растет и "впитывает" в себя суждения родителей и прародителей о других. Миф искажает сознание ребенка, и когда настает время "подросткового бунта", ребенок может осознать, что действовал не согласуясь со своими чувствами, а по чьей-то указке, шаблону. В этом случае он испытывает довольно неприятные чувства - злость на себя, обиду на тех, кто явился "источником" такого отношения, сожаление.. Бывший ребенок, а теперь - подросток - может решиться на создание своего собственного мифа, обернув его "фабулу" против тех, кого считает виновником своих заблуждений.. И такое бывает во вполне обычных семьях, с обычными подростками.. Ярлыки, фразы типа "Ты всегда..", "Ты никогда"- заглушают стремление ребенка относиться к людям непосредственно. И что же делать, если,например, после визита к бабушке с дедушкой, Вы услышали от ребенка такое: - Дед плохой. - Папа упрямый. - Мама не умеет готовить - Бабушка - зануда.. и т.д. ? Если все же ребенок поддался чьему-то влиянию:
(Дед не дает игрушку, поэтому он плохой) 2. Помогите ребенку выразить его непосредственное чувство. (Ты рассердился/обиделся, что дед не дал тебе игрушку) 3. Предложите ребенку исправить ситуацию - противопоставьте негативным переживаниям позитивный чувственный опыт ребенка. (А давай нарисуем дедушке рисунок, ему будет приятно, и, может быть, он будет вести себя по-другому в следующий раз?) 4. Объясните, что люди меняются, и что если человек вел себя плохо, или ошибся, он может исправиться. 5. Предложите ребенку поисследовать, как меняется он сам (не умел - научился, не хотел чего-то - увлекся, не дружил - подружился и т.д.) Это может помочь ребенку сохранить свежесть, непосредственность восприятия и контакт со своими эмоциями.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|