Нет карьеры, личная жизнь на троечку, сплошное невезение - все это может оказаться последствием школьной жизни. А точнее - комплексов, которые мы приобретаем за годы учебы. Как эти комплексы распознать и вовремя от них избавиться, рассказывает детский и семейный психолог Татьяна Семенко.
Двоечник и отличник
Комплекс отличника рискует перерасти в перфекционизм, когда взрослый человек считает, что ему все надо делать на отлично. Любые отклонения от этого пути могут стать ударом по самооценке. А человек с комплексом двоечника может вырасти в неудачника. Живет с клеймом, которое сам себе поставил, - неуспешного человека.
Примеры из жизни: Моя взрослая клиентка пришла с проблемой - боится, что муж ей будет изменять, потому что считает недостаточно красивой. На самом деле она красавица! Трое детей. Но муж нащупал в ней комплекс отличницы (а она и была в детстве отличницей). Показывает ей фото, видео красивых актрис: дескать, есть женщины, на которых надо равняться, - у них и карьера, и бюст нужного размера... И она стала думать, что действительно недостаточно хороша... У мужчин комплекс отличника проявляется в сравнении: всегда находятся те, у кого и машины лучше, и квартиры, и заработки. Это отличников травмирует. Они спешат за успехом - и в результате могут себя загнать до полного истощения.
Теперь про двоечника. Пришел ко мне молодой человек с жалобой на личную жизнь: с ним рассталась девушка, и он страдает. Когда я спросила, почему он выбрал именно эту девушку, сказал, что она была самой покладистой из всех, кого он знал. То есть он слабый, а она - еще слабее. А почему не претендовал на тех девушек, которые по-настоящему ему нравились? А потому, что, как он сказал, такие девушки гуляют с крутыми, накачанными, бойкими парнями. То же самое у него и в работе: недоволен начальством, положением, но при этом не пытается претендовать на большее...
Что делать? Родителям надо постоянно говорить детям: мы в первую очередь ценим не оценки, а личность. Люди неидеальны по определению. Если что-то не получается сейчас - получится потом. Надо стимулировать ребенка к развитию, вселять уверенность, что количество усилий перерастает в качество.
Наблюдатель
- Такой комплекс формируется, если педагогу самому неинтересно то, что он делает. Школьники это считывают. Дети начинают воспринимать урок как повинность и формальность, не проявляя никакой инициативы. А потом и к настоящей работе будут относиться точно так же. На автомате выполнять свои обязанности, по принципу «на и отвали!».
Пример из жизни: Пришел на прием мужчина за 40. Говорит: «Я только сейчас понял, что на самом деле всю жизнь хотел заниматься бизнесом». А проработал он охранником, куда устроился, едва с горем пополам окончил школу, в которой ему было очень скучно. Почему охранником? А потому, что там есть распорядок и не надо ничего решать. Отбыл рабочий день - и хорошо. А сейчас у него кризис: он вдруг понял, что жизнь свою профукал...
Что делать? Родители должны формировать интерес детей, показывая пример. Обсуждать свои хобби, свою работу. Вот, например, мой 15-летний сын наблюдает, что я дома изучаю литературу, видеоматериалы по психологии, он видит, сколько у меня подписчиков в соцсетях, какие там пишут комментарии, и понимает, что мне все это важно и интересно. И он осознает, что работа может быть и делом, которое приносит доход, и одновременно хобби.
Комлекс недопустимости ошибки
- Есть родители, которые вечно недовольны своими детьми и вечно сравнивают их с другими - в пользу этих других. И ребенок перестает в себя верить. Он лучше спишет у кого-то, потому что боится сделать очередную ошибку. Такие люди нередко не имеют ни карьеры (потому что стараются работать там, где не надо принимать решений), ни нормальной семейной жизни.
Пример из жизни: Ко мне обращается мужчина 45 лет. Живет с мамой, своей квартиры нет, семьи тоже. Почему нет своего жилья, спрашиваю? Потому что, говорит, я работаю на бюджетном предприятии, а там мало платят... Но при этом он не хочет работу менять - точнее, боится. А почему не женат? А вот, говорит, знакомлюсь я с девушкой, а она идет и поглядывает с интересом на дорогие машины, и я понимаю, что ничего подобного купить ей не смогу, поэтому эта девушка не для меня. И все, отходит в сторону... Что делать? Надо воспитывать уверенность в ребенке, чтобы он все время пробовал что-то сделать сам. Например, смастерить какую-то поделку. Пусть кривовато выйдет - скажите: вот тут что-то не совсем так, но в следующий раз точно все получится! Помогайте ему. И хвалите: ты почти все сделал сам, какой молодец. Поощряйте деятельность!
Белая ворона
- Появляется этот комплекс, если подростковое сообщество по каким-то причинам начинает отторгать от себя ребенка. Я называю этот феномен «ребенок не тех родителей». Дело в том, что сверстники часто не воспринимают подростка, потому что, например, его родители недостаточно круты. Или потому, что у него нет модного айфона. Если запустить ситуацию, вырастет человек без собственного мнения, ведомого.
Пример из жизни: Девушка 15 лет рассказывает: в прошлой школе у нееотношения с классом не складывались. У кого-то родители - сотрудники полиции, у кого-то - чиновники администрации, а у нее папа - дальнобойщик. То есть она стала заложницей вот такого детского выпендрежа на тему «у кого родители круче».
Что делать? Объяснять подростку, что это глупо - оценивать достижения ребенка по достижениям его родителей. Но бывают конфликты не меркантильного характера. Например, ребенка воспитали на поэзии XIX века, он приходит в класс, а там девочки и мальчики уже интересуются друг другом, причем совсем не возвышенно.
Найти ему студию, где он будет востребован как великий знаток поэзии. Но в школе противопоставлять себя коллективу не надо. При этом важно, чтобы ребенок понимал: статусные атрибуты - это только демонстрация. Если немного покопаться в истории тех, кто особо гордится машинами-айфонами, можно понять, что человек просто хочет казаться тем, кем не является. При этом, если нарушают личные границы, надо, фигурально выражаясь, выпинывать нарушителей за их пределы.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.