Как избавить ребенка от комплексов?

Нет карьеры, личная жизнь на троечку, сплошное невезение - все это может оказаться последствием школьной жизни. А точнее - комплексов, которые мы приобретаем за годы учебы. Как эти комплексы распознать и вовремя от них избавиться, рассказывает детский и семейный психолог Татьяна Семенко. 

Двоечник и отличник 

Комплекс отличника рискует перерасти в перфекционизм, когда взрослый человек считает, что ему все надо делать на отлично. Любые отклонения от этого пути могут стать ударом по самооценке. А человек с комплексом двоечника может вырасти в неудачника. Живет с клеймом, которое сам себе поставил, - неуспешного человека. 

Примеры из жизни: Моя взрослая клиентка пришла с проблемой - боится, что муж ей будет изменять, потому что считает недостаточно красивой. На самом деле она красавица! Трое детей. Но муж нащупал в ней комплекс отличницы (а она и была в детстве отличницей). Показывает ей фото, видео красивых актрис: дескать, есть женщины, на которых надо равняться, - у них и карьера, и бюст нужного размера... И она стала думать, что действительно недостаточно хороша... У мужчин комплекс отличника проявляется в сравнении: всегда находятся те, у кого и машины лучше, и квартиры, и заработки. Это отличников травмирует. Они спешат за успехом - и в результате могут себя загнать до полного истощения. 

Теперь про двоечника. Пришел ко мне молодой человек с жалобой на личную жизнь: с ним рассталась девушка, и он страдает. Когда я спросила, почему он выбрал именно эту девушку, сказал, что она была самой покладистой из всех, кого он знал. То есть он слабый, а она - еще слабее. А почему не претендовал на тех девушек, которые по-настоящему ему нравились? А потому, что, как он сказал, такие девушки гуляют с крутыми, накачанными, бойкими парнями. То же самое у него и в работе: недоволен начальством, положением, но при этом не пытается претендовать на большее... 

Что делать? Родителям надо постоянно говорить детям: мы в первую очередь ценим не оценки, а личность. Люди неидеальны по определению. Если что-то не получается сейчас - получится потом. Надо стимулировать ребенка к развитию, вселять уверенность, что количество усилий перерастает в качество. 

Наблюдатель 

- Такой комплекс формируется, если педагогу самому неинтересно то, что он делает. Школьники это считывают. Дети начинают воспринимать урок как повинность и формальность, не проявляя никакой инициативы. А потом и к настоящей работе будут относиться точно так же. На автомате выполнять свои обязанности, по принципу «на и отвали!». 

Пример из жизни: Пришел на прием мужчина за 40. Говорит: «Я только сейчас понял, что на самом деле всю жизнь хотел заниматься бизнесом». А проработал он охранником, куда устроился, едва с горем пополам окончил школу, в которой ему было очень скучно. Почему охранником? А потому, что там есть распорядок и не надо ничего решать. Отбыл рабочий день - и хорошо. А сейчас у него кризис: он вдруг понял, что жизнь свою профукал... 

Что делать? Родители должны формировать интерес детей, показывая пример. Обсуждать свои хобби, свою работу. Вот, например, мой 15-летний сын наблюдает, что я дома изучаю литературу, видеоматериалы по психологии, он видит, сколько у меня подписчиков в соцсетях, какие там пишут комментарии, и понимает, что мне все это важно и интересно. И он осознает, что работа может быть и делом, которое приносит доход, и одновременно хобби. 

Комлекс недопустимости ошибки 

- Есть родители, которые вечно недовольны своими детьми и вечно сравнивают их с другими - в пользу этих других. И ребенок перестает в себя верить. Он лучше спишет у кого-то, потому что боится сделать очередную ошибку. Такие люди нередко не имеют ни карьеры (потому что стараются работать там, где не надо принимать решений), ни нормальной семейной жизни. 

Пример из жизни: Ко мне обращается мужчина 45 лет. Живет с мамой, своей квартиры нет, семьи тоже. Почему нет своего жилья, спрашиваю? Потому что, говорит, я работаю на бюджетном предприятии, а там мало платят... Но при этом он не хочет работу менять - точнее, боится. А почему не женат? А вот, говорит, знакомлюсь я с девушкой, а она идет и поглядывает с интересом на дорогие машины, и я понимаю, что ничего подобного купить ей не смогу, поэтому эта девушка не для меня. И все, отходит в сторону... 
Что делать? Надо воспитывать уверенность в ребенке, чтобы он все время пробовал что-то сделать сам. Например, смастерить какую-то поделку. Пусть кривовато выйдет - скажите: вот тут что-то не совсем так, но в следующий раз точно все получится! Помогайте ему. И хвалите: ты почти все сделал сам, какой молодец. Поощряйте деятельность! 

Белая ворона 

- Появляется этот комплекс, если подростковое сообщество по каким-то причинам начинает отторгать от себя ребенка. Я называю этот феномен «ребенок не тех родителей». Дело в том, что сверстники часто не воспринимают подростка, потому что, например, его родители недостаточно круты. Или потому, что у него нет модного айфона. Если запустить ситуацию, вырастет человек без собственного мнения, ведомого. 

Пример из жизни: Девушка 15 лет рассказывает: в прошлой школе у нееотношения с классом не складывались. У кого-то родители - сотрудники полиции, у кого-то - чиновники администрации, а у нее папа - дальнобойщик. То есть она стала заложницей вот такого детского выпендрежа на тему «у кого родители круче». 

Что делать? Объяснять подростку, что это глупо - оценивать достижения ребенка по достижениям его родителей. Но бывают конфликты не меркантильного характера. Например, ребенка воспитали на поэзии XIX века, он приходит в класс, а там девочки и мальчики уже интересуются друг другом, причем совсем не возвышенно. 

Найти ему студию, где он будет востребован как великий знаток поэзии. Но в школе противопоставлять себя коллективу не надо. При этом важно, чтобы ребенок понимал: статусные атрибуты - это только демонстрация. Если немного покопаться в истории тех, кто особо гордится машинами-айфонами, можно понять, что человек просто хочет казаться тем, кем не является. При этом, если нарушают личные границы, надо, фигурально выражаясь, выпинывать нарушителей за их пределы. 

Наталия Андреассен, "Комсомольская правда" - https://www.kp.ru/daily/26752.3/3780706/



Просмотров: 280
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Он опять ушел, потому что хочет общаться с другими. Что делать, когда мужчина приходит и уходит?
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Семья «потому, что надо»
  • У кого-то ВСЕ получилось, потому что-то кто-то всегда ЗНАЛ и ВЕРИЛ
  • Надо ли уживаться с нарциссом? А если надо, то как это сделать?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Как быть, если не хочется что-то делать, а надо?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Почему у кого-то лучше складывается жизнь? Почему другие люди умнее меня?
  • Если ты больше, чем надо, ты меньше чем есть
  • Чего не надо делать, когда Вы злитесь на ребенка?
  • Деньги в дом. Пять вещей, которые надо успеть сделать в этом месяце
  • Если Ваш близкий человек употребляет химические вещества, что Вам надо знать?
  • Одинока, потому что "выбрать мужа не из кого, всех породистых щенками разобрали"...
  • «Я был очень расстроен..., потому что родители назвали сестренку Аней, а не Ариэль, как я хотел…»
  • Почему психологи советуют прощать родителей и надо ли это делать?
  • Есть такое слово "надо". Надо - кому?
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Цейтнот. Или что делать, если надо всё делать.
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • «Нам надо серьезно поговорить!», или почему мужчина считает, что ты выносишь ему мозг
  • Ошибки, которые надо совершить в жизни
  • Люди меня не будут воспринимать всерьез, потому что я толстая!
  • Потому что у меня есть опора…
  • Трудоустройство на раз-два-три, или На что на самом деле надо обращать внимание, когда ищешь работу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь