|
Во что играют наши детиАвтор статьи: Музалькова Ираида Александровна
Во что играют наши дети. По оценкам специалистов, из общего числа детей в России 80% имеют нервно-психические расстройства. По мнению психологов, причина заключается в снижении «уровня нервно – психического здоровья детей и социально – педагогической среды», в которой пребывают наши дети. Написать эту статью меня побудила наблюдаемая сцена в магазине в отделе товаров непонятного предназначения: мальчик лет 6-7, держа в руке пакетик с пластмассовыми пауками, «канючил»: «Ну, купи еще что-нибудь!» Мама, прохаживаясь вдоль витрин с глиняными женскими бюстами и прочими «приколами», машинально «футболила» ответ: «Не знаю, что тебе еще надо!» Невольно возникал вопрос: «А что вообще делает ребенок в этом, явно не детском, отделе?» Вопрос остался при мне, потому как мама так же машинально потянула ребенка на выход… Но вернемся к паукам. Я не поклонница этих насекомых, но берусь утверждать, что в природе есть достаточно привлекательные экземпляры: те же домашние пауки, которых мы в детстве почему-то называли «косиножкой». За ними было очень интересно наблюдать, как они бегали по «своим паучьим делам», на длинных, как бы согнутых пополам, лапках, как плели ажурные паутины и ловили в них «вредных» мух. А какие забавные «летающие» на паутинках маленькие паучки-путешественники! Стоит ему соскользнуть с ладошки, и он тут же повисает на «волшебной» ниточке. Сколько радостных эмоций может вызвать наблюдение за обыкновенным паучком! Но какие эмоции может вызвать суррогатно-выполненный, черный пластмассовый паук? (Уж про санитарные нормы и говорить не приходится.) И если ребенок такие «игрушки» предпочитает обыкновенным игрушкам и развивающим играм, то на это надо обратить внимание и задуматься: все ли у ребенка благополучно? Ведь одна из главных заповедей педагогики гласит: «в мире малыша все должно основываться на переживании радости - и эмоции, и мышление, и творчество…и отношения с людьми и окружающим миром». О какой радости можно вести речь, держа в руках кусок черной пластмассы сомнительного качества во всех отношениях? А эти всевозможные чудища, которые заполонили игрушечные отделы и киоски. Спросить любого продавца, во что с этими «игрушками» можно поиграть, и он не найдется, что ответить. Так почему же это спускается нашим детям? Выходит прав академик Н. Д. Никандров, заявляя, что «именно взрослые стали авторами «нового мира» - мира искусственного, мертвого, не дающего свободы живому детскому воображению…» Именно взрослыми создается такой мир детства, когда игрушка утрачивает прежнюю моральную и творческую роль, «превратившись в орудие демонизации ребенка». Действительно, понятия добра, света, красоты уходят на дальний план, когда еще только смотришь на этих монстров, ведущим остается только ощущение агрессии. Но ведь с такими «игрушками» играют наши дети! Не отсюда ли идет демонтаж ориентиров и ценностей, когда веселым ярким кубикам, машинкам, куклам, игрушечным зверушкам дети предпочитают пауков, жутких роботов и прочих существ, явно не способствующих здоровому развитию ребенка? Ведь вместо того, чтобы покупать искусственных, например, пауков, мама с огромной пользой для развития ребенка, могла бы, н-р, и почитать с ним про насекомых в детской энциклопедии, и посмотреть ТВ передачу на эту тему, а потом еще и «закрепить» новые знания ребенка непосредственно наблюдением за насекомыми в естественной среде! Вот тогда мы и получим «переживание радости» ребенком от принятия новых знаний, от стремления поделиться этим с окружающими (а для детей это характерно), от формирования детской развивающей деятельности. Деятельности, которая станет результатом совместного творческого общения родителя и ребенка. И тогда существа «мира искусственного» не станут привлекать внимания ребенка, потому, что у него будет опыт общения с миром настоящего, с живым окружающим миром! Хочется пожелать удачи уважаемым родителям и детям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|