Простые непростые детские игрушки

Автор статьи: Галина Зарипова

Все больше педагогов и психологов отмечают односторонность развития детского мышления. С одной стороны, детки быстро осваивают все компьютерные гаджеты, с другой - теряются при попытках собрать конструктор, зашнуровать или застегнуть одежду, затрудняются дорисовать картинку и т.д.

У всех этих действий есть общее - сенсорное развитие. Что это такое, зачем нужно и как развивать сенсорное развитие дома - читайте ниже) 

Зачем нужно сенсорное развитие?

Основа сенсорного развития закладывается в раннем возрасте. Сенсорное развитие – это представление об окружающем мире через звуки, тактильные ощущения (кожей), зрение, вкус и запах. Изучая внешний мир, осваивая пространство, окружающую среду ребенок познает мир, получает представления о свойствах предметов. Через игровую деятельность дети узнают о таких свойствах предметов и игрушек, как их форма, различные цвета, запах, вкус, величина предмета, шершавость или гладкость поверхности, звук, определяют положение в пространстве и сравнивают одну игрушку с другой.

Развивая сенсорный опыт, родители и педагоги вкладываются в интеллектуальное развитие детей, развивают наблюдательность, внимание и воображение, подготавливают почву для учебной деятельности, влияют на расширение словарного запаса и развитие речи, улучшают мелкую моторику, увеличивают объем разных видов памяти.

Как самостоятельно проверить сенсорное развитие малыша

Но чтобы не потеряться в потоке информации и разнообразии методов обучения и развития детей, начнем диагностики сенсорного развития детей. Какие же показатели здесь используются?

Дети способны воспринимать окружающие предметы с помощью органов чувств, начиная с самых первых дней своей жизни. С помощью простых игр и упражнений родители могут самостоятельно провести диагностику сенсорного развития своего ребёнка. Вот несколько из них.

1) Проверяем слух. Выберите момент, когда ваш малыш играет, окликните его шепотом из дальнего угла комнаты или попросите показать игрушку. Если ребенок поворачивает к вам голову, понимает вашу речь и ищет заданный предмет, слуховая реакция в норме.

2) Попросите малыша собрать все кубики, шарики или другие предметы по определенным признакам. Если он находит названные игрушки, определяет их характеристики, его зрительное восприятие в норме. Если же путается, делает схожие ошибки или ему требуется несколько попыток, чтобы отобрать нужный предмет, ребенку нужны коррекционные упражнения.

3) Во время игры выберите несколько игрушек с одним схожим признаком. Называя предметы, передвиньте их, поменяйте местами, попросите малыша поставить игрушку на прежнее место. Если ребенок следит глазами за ваши действиями, узнает игрушки, отличает их друг от друга, его визуальное восприятие развивается нормально. Если же он не может сконцентрироваться или путается, ему нужна коррекционная поддержка.

4) В раннем возрасте двухгодовалые и трехлетние малыши по-разному собирают пирамидку. Так, ребенок 2-х лет может собрать пирамидку с помощью взрослых, справляется сам, если колец 2-3. В 3-летнем возрасте дети уже самостоятельно собирают игрушку из 6-7 колец и больше. Если же они путают кольца, не могут выбрать подходящее по величине, таким детям нужна коррекционная помощь.

Итак, вы провели первую диагностику сенсорного развития, но что же делать дальше? Как с помощью простых упражнений или занятий самостоятельно помочь ребенку?

Для развития сенсорного восприятия можно использовать самые различные материалы и предметы. Крупы, обрезки тканей, верёвочки, шишки и орехи, листья, песок и камни, вода и емкости - все это можно использовать в детских играх. Прищепки, замки и ключи, щеколды, кнопки и пуговицы, ножницы, баночки с крышками и не только – есть в любом доме.

Используя простые предметы, через игровую деятельность можно улучшить показатели сенсорного развития. Занятия для детей дошкольного и раннего возраста отличаются сложностью заданий, количеством деталей, характеристик предметов. Ниже я предлагаю ознакомиться с простыми играми и упражнениями.

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры

Погремушки и другие сенсорные игрушки

Самые первые детские игрушки – погремушки, затем расширяются и дополняются до музыкальных наборов. Здесь могут быть маракасы, бубны, колокольчики, гитара, барабан и другие музыкальные инструменты с различными звуками. Игрушки можно узнавать по звучанию, искать с закрытыми глазами, угадывать, какой это звук. Для развития творческих способностей можно устраивать музыкальные представления, подбирать инструмент для каждого члена семьи или персонажа сказки, угадывать настроение инструмента.

Уникальная игрушка – чудесный (волшебный) мешочек. В ходе занятия дети учатся определять содержимое чудесного мешочка по одному или нескольким признакам, расширяют словарный запас и развивают речь, воображение. Чудесный мешочек можно наполнять как геометрическими предметами, так и персонажами сказок, буквами, цифрами, природными материалами. Чем старше дети, там сложней может быть содержимое чудесного мешочка.

Сортер – одна из самых частых игрушек, приобретаемых для детей разного возраста. Сортеры могут быть простыми, в виде малых частей, дополняющих целую игрушку, и сложными, состоящими из множества разных деталей. Для детей раннего возраста удачным приобретением будет сортер с малым количеством отверстий, фигур и форм. Дети дошкольного возраста могут справиться уже с большим количеством характеристик, сложными формами и их названиями.

Среди дидактических занятий одно из ведущих мест занимает шнуровка. Шнуровки бывают в виде плоского предмета или объемной фигуры, имеют цельную структуру или несколько составляющих. В шнуровках могут использовать различные материалы: дерево, твердый или мягкий пластик, стекло или имитация под него, металл. Чем младше ребенок, тем крупнее детали шнуровки. Дети раннего возраста могут справиться с крупными шнуровками, с твёрдыми направляющими, имеющими как прямой, так и обратный ход, с большими отверстиями. Для детей дошкольного возраста шнуровки становятся не только тренажером мелкой моторики, но и предметом развития творческих способностей. Так, шнуровки могут быть в виде кошелька для девочки, воздушного шара, машинки, парусника. В ходе занятия со шнуровкой дети обучаются таким понятиям, как «право-лево», «верх-низ», «вперед-назад», а также развивают пространственное мышление.

Старинная русская забава матрешка имеет огромный развивающий потенциал для сенсорного развития через игровую деятельность. Матрешка сочетает себе сразу несколько сенсорных характеристик. Взяв собранную матрешку, ею можно пошуметь, почувствовать ее вес, тепло материала, гладкость наружной и шершавость внутренней поверхности. На примере матрешки можно изучать такие понятия как «большой-маленький», «больше-меньше», «один-много», «снаружи-внутри». Разные матрешки позволяют тренировать навык хватания и удерживания пальчиками.

Итак, я описала несколько дидактически занятий для сенсорного развития детей, которые вы можете применять в своей обычной, домашней жизни.

В какие игры играете вы? Делитесь в комментариях своими находками.



Просмотров: 471
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Внедрение методов АРТ-ПЕДАГОГИКИ с целью развития детей раннего возраста
  • Технологии сенсорного развития ребёнка в детском саду
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Влияние занятий изобразительной деятельностью на сенсорное развитие детей с нарушениями слуха
  • Песочная терапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ
  • Развитие символической функции у детей дошкольного возраста.
  • Развитие воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Влияние мультфильма «Мойдодыр» на развитие детей раннего возраста (2 – 3 года)
  • Развитие представлений о собственном теле у детей старшего дошкольного возраста
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • «Методы воспитания детей дошкольного возраста- можно обойтись без наказаний?».
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Простые рекомендации родителям детей раннего возраста: игры с предметами
  • Почему дети не могут поделить игрушки?
  • Развитие творческих способностей детей в условиях самоизоляции
  • Роль раннего вмешательства в коррекции отклоняющегося развития детей
  • Игры и задания для развития творческих способностей
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Совместная деятельность родителей и детей раннего возраста.
  • Простые рекомендации родителям детей раннего возраста: пальчиковые игры
  • Если ребенок с задержкой речевого развития...
  • Развитие проактивности у детей младшего школьного возраста
  • Гимнастика мозга, эффективные занятия для детей дошкольного и школьного возраста
  • Преодоление тревог и страха у детей дошкольного возраста через сказку
  • Только у счастливой мамы могут быть счастливые дети!
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Как правильно играть в игрушку, чтобы она развивала? Музыкальные игрушки.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь