От Раннего к Школьному или Вопрос родительской поддержки в разном возрасте

Автор статьи: 404

От Раннего к Школьному или Вопрос родительской поддержки в разном возрасте

Думаю, многим знакома ситуация, когда руководитель ставит перед тобой весьма конкретную, но при этом мало выполнимую или вообще абсурдную задачу. В такой ситуации для сотрудника есть несколько возможных вариантов развития событий. И часто из естественного чувства самосохранения мы выбираем самый безопасный.

Проработав несколько лет в государственной системе образования психологом, с уверенностью могу сказать, что «безопасный способ» в моей работе зачастую подразумевал отказ от моей профессиональной позиции. Формулировка, которую мне не раз доводилось слышать: «Ну, скажите родителям что-нибудь общее, интересное и важное» - всегда была одним из таких загадочных и абсурдных ребусов.

Тем не менее, именно она отчасти стала тем, что натолкнуло на подготовку этого материала. Начав таким образом свой сегодняшний разговор, я хотела обратиться к вопросу курса развития в детском возрасте (от раннего к школьному) и наших возможностей придерживаться его.

С первого взгляда задача осветить такую тему на трёх страницах статьи также кажется абсурдной и непосильной. Ведь процесс развития сложный, в основе его лежат многочисленные и различные механизмы. А идея упрощенной схемы подчас вызывает больше вопросов, чем ответов.

Тем не менее, я хочу предложить посмотреть на развитие детей разного возраста, выделив одну из его глобальных задач и очертив возможности родительской поддержки на пути их решения.

Ранний возраст (от года до трёх)

Это возраст освоения пространства во всех смыслах этого слова.

В этот период ребёнок наиболее активно осваивает пространство собственного тела, пространство вокруг себя (лежа, сидя, бегая), пространство, возникающее на границе между собой и другими (изменения дистанции с мамой). Он активно исследует всё вокруг.

Его опыт взаимодействия со средой во многом определяет его развитие. При этом важной составляющей познания интересного, но опасного мира, является чувство безопасности. А безопасность в этот период по большей части определяется иллюзией стабильности мира. Иллюзией – потому, что наш мир нестабилен.

При этом ощущение постоянства, предсказуемости во многом обеспечивает ощущение безопасности. Присутствие родителей говорит ребёнку: «всё в порядке», - а их исчезновение из поля зрения становится «сигналом бедствия» и командой к действию «во что бы то ни стало вернуть жизненно важный объект».

Но присутствие родителя – это неотъемлемая, но не единственная составляющая чувства покоя, столь необходимого для полноценного развития ребёнка. Непредсказуемость в поведении родителя, его непоследовательность в решениях сильно подрывает ощущение стабильности и надёжности мира.

Отсутствие режима дня также может провоцировать высокий уровень тревоги и мешать естественному процессу познания - в частности, развития – в целом. Когда есть чёткий стереотип ситуаций, последовательностей действий – мир предсказуем, а, следовательно - безопасен. Поэтому в раннем возрасте такое большое значение имеют ритуалы (повторяющийся в определённых ситуациях чёткий порядок действий).

Обратите внимание, насколько вы постоянны в своём поведении и последовательны в решениях. Есть ли «рутина» в режиме дня. Какие ритуалы вы используете в процессе общения с ребёнком. Оценив степень стабильности вашего личного пространства с ребёнком, вы сможете условно определить степень безопасности мира, в котором растёт и развивается ваш малыш.

Это может помочь выбрать подходящие условия для поддержки ощущения стабильности столь важного для его развития.

Дошкольный возраст (от трёх до семи)

Условно я бы назвала этот возраст возрастом познания своих возможностей и собственной компетентности.

Ребёнком движет возможность влиять на среду, изменять её и видеть результат своих действий подчас неожиданный и такой волнующий. Это период активного формирования самооценки.

Мы, родители, оценивая достижения ребёнка, формируем её. И столь распространенный для старших дошкольников страх ошибки и характерное в этом случае избегание ситуаций неудач во многом являются следствием неуспеха ребёнка в решении новых, а поэтому зачастую сложных задач и негативной оценки взрослых его действий.

Наверное, самой дорогой подарок, который мы можем сделать нашим детям в этот период – это внимание к тому, что они делают. При этом искреннее и глубокое.

Очень часто при общении с дошкольниками мы руководствуемся ложным представлением, что они уже взрослые. Нам кажется, что раз они «всё понимают», то время, проведённое с ними, лучше всего посвятить воспитательным вопросам или обучению. Но, разделив с ребёнком радость его достижений и горечь его неудач, мы можем дать ему истинную поддержку.

Отказавшись от сравнивания его с другими (сверстниками, членами семьи, идеальными представлениями) и обратившись к его реальным достижениям, реальным возможностям (здесь и сейчас) показывая, описывая их, мы поддерживаем естественный процесс развития. И это период, когда нет «правильно» и «неправильно», есть «по-своему».

Именно в этом возрасте у родителей есть возможность помочь ребёнку сформировать представление о себе, которое станет опорой и защитой при встрече с мнениями других в будущем.

Обратите внимание на то, сколько свободы есть у вашего ребёнка в самовыражении. Насколько часто присутствует образец (как результата работы или поведение другого ребёнка) в процессе общения с ним. Послушайте, как вы хвалите ребёнка, используете ли односложные высказывания или описываете то, что он сделал.

Помните, у вас всегда есть возможность дополнить или изменить свой способ общения с ребёнком.

Младший школьный возраст (от семи до десяти)

Это возраст завоевания авторитета и нахождения своего места в обществе.

Изменение статуса ребёнка в социуме влечёт за собой изменение уклада жизни семьи в целом. Как никогда ярко семья школьника сталкивается с нормами и оценкой общества. Подчас годы школьного обучения становится периодом больших испытаний.

В это время вопрос компетентности ребёнка выходит на другой уровень – социально значимый, социально одобряемый или неодобряемый. И зачастую именно в этот период родители начинают обращаться по тем или иным причинам за помощью к специалистам по вопросам неуспеваемости, несоответствия «нормам».

Не вдаваясь в нюансы, хотелось бы отметить возможности родительской поддержки школьнику. Наверное, одна из самых важных её составляющих - это возможность сопереживать ребёнку в различных ситуациях, которыми наполнена школьная жизнь (будь то конфликты с одноклассниками или оценки учителя). И тут необходимо проявить внимание к переживаниям ребёнка, избегая прямых советов и четких инструкций по решению ситуаций.

Так же мы можем помочь, не создавая дополнительного напряжения вокруг темы оценок, обратившись к достижениям и избегая сравнения с другими. Поскольку период школьного обучения один из самых уязвимых для самооценки родителей, им очень важно отслеживать собственную вовлечённость (прежде всего эмоциональную) в обучение ребёнка, оценивать степень выраженности ожиданий и характер предоставляемых требований школьнику.

Обратите внимание на то, как разделена ответственность за обучение в школе в вашей семье, как вы относитесь к оценкам ребёнка, как реагируете на его переживания, связанные со школой. Найдите честные ответы на эти вопросы. Вместе с ними к вам придет представление о подходящих средствах поддержки вашего ребёнка в это, по истине, непростое время.  

А в заключении хотелось бы добавить, что развитие - это процесс, оно существует только в динамике. Создание оптимальных условий для развития – это тоже динамический процесс.

Наше внимание к изменениям, наша готовность увидеть и принять перемены, отказавшись от прежних представлений и привычного способа действия, и есть залог успеха. Ведь истинная родительская поддержка – это то, что соответствует актуальным потребностям ребёнка, то, что ему нужно именно здесь и сейчас. А родитель, как никто другой, способен увидеть, понять и дать это.

Фото flickr.com/photos/rolandslakis



Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Готовность ребёнка к школе. На что стоит обратить внимание.
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Вороновирус. Что это и с чем его едят?
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Что это такое и с чем его едят.
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Про школу | Как родителям поддержать своего ребёнка в “трудный школьный период”
  • Как ненавязчиво контролировать ребёнка и оградить его от опасности
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь