|
От Раннего к Школьному или Вопрос родительской поддержки в разном возрастеАвтор статьи: 404
Думаю, многим знакома ситуация, когда руководитель ставит перед тобой весьма конкретную, но при этом мало выполнимую или вообще абсурдную задачу. В такой ситуации для сотрудника есть несколько возможных вариантов развития событий. И часто из естественного чувства самосохранения мы выбираем самый безопасный. Проработав несколько лет в государственной системе образования психологом, с уверенностью могу сказать, что «безопасный способ» в моей работе зачастую подразумевал отказ от моей профессиональной позиции. Формулировка, которую мне не раз доводилось слышать: «Ну, скажите родителям что-нибудь общее, интересное и важное» - всегда была одним из таких загадочных и абсурдных ребусов. Тем не менее, именно она отчасти стала тем, что натолкнуло на подготовку этого материала. Начав таким образом свой сегодняшний разговор, я хотела обратиться к вопросу курса развития в детском возрасте (от раннего к школьному) и наших возможностей придерживаться его. С первого взгляда задача осветить такую тему на трёх страницах статьи также кажется абсурдной и непосильной. Ведь процесс развития сложный, в основе его лежат многочисленные и различные механизмы. А идея упрощенной схемы подчас вызывает больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, я хочу предложить посмотреть на развитие детей разного возраста, выделив одну из его глобальных задач и очертив возможности родительской поддержки на пути их решения. • Ранний возраст (от года до трёх) Это возраст освоения пространства во всех смыслах этого слова. В этот период ребёнок наиболее активно осваивает пространство собственного тела, пространство вокруг себя (лежа, сидя, бегая), пространство, возникающее на границе между собой и другими (изменения дистанции с мамой). Он активно исследует всё вокруг. Его опыт взаимодействия со средой во многом определяет его развитие. При этом важной составляющей познания интересного, но опасного мира, является чувство безопасности. А безопасность в этот период по большей части определяется иллюзией стабильности мира. Иллюзией – потому, что наш мир нестабилен. При этом ощущение постоянства, предсказуемости во многом обеспечивает ощущение безопасности. Присутствие родителей говорит ребёнку: «всё в порядке», - а их исчезновение из поля зрения становится «сигналом бедствия» и командой к действию «во что бы то ни стало вернуть жизненно важный объект». Но присутствие родителя – это неотъемлемая, но не единственная составляющая чувства покоя, столь необходимого для полноценного развития ребёнка. Непредсказуемость в поведении родителя, его непоследовательность в решениях сильно подрывает ощущение стабильности и надёжности мира. Отсутствие режима дня также может провоцировать высокий уровень тревоги и мешать естественному процессу познания - в частности, развития – в целом. Когда есть чёткий стереотип ситуаций, последовательностей действий – мир предсказуем, а, следовательно - безопасен. Поэтому в раннем возрасте такое большое значение имеют ритуалы (повторяющийся в определённых ситуациях чёткий порядок действий). Обратите внимание, насколько вы постоянны в своём поведении и последовательны в решениях. Есть ли «рутина» в режиме дня. Какие ритуалы вы используете в процессе общения с ребёнком. Оценив степень стабильности вашего личного пространства с ребёнком, вы сможете условно определить степень безопасности мира, в котором растёт и развивается ваш малыш. Это может помочь выбрать подходящие условия для поддержки ощущения стабильности столь важного для его развития. • Дошкольный возраст (от трёх до семи) Условно я бы назвала этот возраст возрастом познания своих возможностей и собственной компетентности. Ребёнком движет возможность влиять на среду, изменять её и видеть результат своих действий подчас неожиданный и такой волнующий. Это период активного формирования самооценки. Мы, родители, оценивая достижения ребёнка, формируем её. И столь распространенный для старших дошкольников страх ошибки и характерное в этом случае избегание ситуаций неудач во многом являются следствием неуспеха ребёнка в решении новых, а поэтому зачастую сложных задач и негативной оценки взрослых его действий. Наверное, самой дорогой подарок, который мы можем сделать нашим детям в этот период – это внимание к тому, что они делают. При этом искреннее и глубокое. Очень часто при общении с дошкольниками мы руководствуемся ложным представлением, что они уже взрослые. Нам кажется, что раз они «всё понимают», то время, проведённое с ними, лучше всего посвятить воспитательным вопросам или обучению. Но, разделив с ребёнком радость его достижений и горечь его неудач, мы можем дать ему истинную поддержку. Отказавшись от сравнивания его с другими (сверстниками, членами семьи, идеальными представлениями) и обратившись к его реальным достижениям, реальным возможностям (здесь и сейчас) показывая, описывая их, мы поддерживаем естественный процесс развития. И это период, когда нет «правильно» и «неправильно», есть «по-своему». Именно в этом возрасте у родителей есть возможность помочь ребёнку сформировать представление о себе, которое станет опорой и защитой при встрече с мнениями других в будущем. Обратите внимание на то, сколько свободы есть у вашего ребёнка в самовыражении. Насколько часто присутствует образец (как результата работы или поведение другого ребёнка) в процессе общения с ним. Послушайте, как вы хвалите ребёнка, используете ли односложные высказывания или описываете то, что он сделал. Помните, у вас всегда есть возможность дополнить или изменить свой способ общения с ребёнком. • Младший школьный возраст (от семи до десяти) Это возраст завоевания авторитета и нахождения своего места в обществе. Изменение статуса ребёнка в социуме влечёт за собой изменение уклада жизни семьи в целом. Как никогда ярко семья школьника сталкивается с нормами и оценкой общества. Подчас годы школьного обучения становится периодом больших испытаний. В это время вопрос компетентности ребёнка выходит на другой уровень – социально значимый, социально одобряемый или неодобряемый. И зачастую именно в этот период родители начинают обращаться по тем или иным причинам за помощью к специалистам по вопросам неуспеваемости, несоответствия «нормам». Не вдаваясь в нюансы, хотелось бы отметить возможности родительской поддержки школьнику. Наверное, одна из самых важных её составляющих - это возможность сопереживать ребёнку в различных ситуациях, которыми наполнена школьная жизнь (будь то конфликты с одноклассниками или оценки учителя). И тут необходимо проявить внимание к переживаниям ребёнка, избегая прямых советов и четких инструкций по решению ситуаций. Так же мы можем помочь, не создавая дополнительного напряжения вокруг темы оценок, обратившись к достижениям и избегая сравнения с другими. Поскольку период школьного обучения один из самых уязвимых для самооценки родителей, им очень важно отслеживать собственную вовлечённость (прежде всего эмоциональную) в обучение ребёнка, оценивать степень выраженности ожиданий и характер предоставляемых требований школьнику. Обратите внимание на то, как разделена ответственность за обучение в школе в вашей семье, как вы относитесь к оценкам ребёнка, как реагируете на его переживания, связанные со школой. Найдите честные ответы на эти вопросы. Вместе с ними к вам придет представление о подходящих средствах поддержки вашего ребёнка в это, по истине, непростое время. А в заключении хотелось бы добавить, что развитие - это процесс, оно существует только в динамике. Создание оптимальных условий для развития – это тоже динамический процесс. Наше внимание к изменениям, наша готовность увидеть и принять перемены, отказавшись от прежних представлений и привычного способа действия, и есть залог успеха. Ведь истинная родительская поддержка – это то, что соответствует актуальным потребностям ребёнка, то, что ему нужно именно здесь и сейчас. А родитель, как никто другой, способен увидеть, понять и дать это. Фото flickr.com/photos/rolandslakis Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|