|
Основные типы клиентов психотерапииАвтор статьи: Татьяна Силаева
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КЛИЕНТОВ ПСИХОТЕРАПИИ
Клиенты бывают разные. Каждый случай работы с клиентом не похож и индивидуален. Это знакомо и понятно всем без исключения психологам, психотерапевтам, психиатрам и даже врачам. Что же обьединяет и роднит эти непохожие случаи? По каким признакам можно их разделить? Мой опыт показал, что, вероятно: 1. Можно и нужно разделять клиентов по запросу. а именно: 1.1. Клиента привели «кто-то». Он в состоянии «что воля, что неволя.- все равно... – НЕ ОСОЗНАЕТ СВОЮ ПРОБЛЕМУ (ЕЕ МАСШТАБ)
1.2. Клиент в узком коридоре чувств…(ВСЕПОГЛОЩЕНИЕ СВОЕЙ ТРАГЕДИЕЙ, ЧУВСТВО СИЛЬНЕЕ ЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ)
1.3. Клиент осознает свою проблему (трудности с определением чувств)
1.4. Клиент и осознает и чувствует – он в состоянии ИНСАЙТА! Исходя из изложенной клиентской классификации – опишем основные признаки и работу психолога с такими разными категориями клиентов. Таким образом:
2. Клиентскую базу можно различать по следующим признакам: - как ведет себя клиент на консультации - отношение к Вам клиента в начале консультации - как должен работать психолог - кто должен говорить-слушать на приеме у психолога - степень выраженности благодарности клиента психологу за его работу. 3. Отличия работы психолога с описанными категориями клиентов, в зависимости от изложенных признаков. следующие: рассмотрим 4-ре категории клиентов, а именно 1.1. Клиента привели «кто-то». Он в состоянии «что воля, что неволя. ..- все равно.. – НЕ ОСОЗНАЕТ СВОЮ ПРОБЛЕМУ (ЕЕ МАССШТАБ) - он Вас не замечает. Он «не живет полной жизнью. Он выполняет наказы родительских установок и соцнорм. СУЩЕСТВУЕТ. Не берет и не несет ответственности. Так ему проще. Слишком страшно…почти в «бессозналовке» - замороженность сознания и чувств (депрессивное настроение, либо депрессивное состояние 1-2-3-й формы тяжести) - клиент ведет себя на консультации, играя в «не сознанку». На все вопросы отвечает «Не…Не….Не…» - не могу, не знаю, не чувствую, не вижу, не помню - психолог должен находится. как-бы «сзади клиента» (не буквально), но поддерживать его, подпирать его, вести его…буквально брать за руку и делать вместе с ним хоть что-нибудь – все равно что…лишь бы заставить делать!!!! - говорит психолог!! Так как клиент способен только на «НЕТ,!» - о благодарности психолог и не мечтает (как бы виноватым не быть –впрочем, «всегда готов») 1.2. Клиент в узком коридоре чувств…(ВСЕПОГЛОЩЕНИЕ СВОЕЙ ТРАГЕДИЕЙ, ЧУВСТВО СИЛЬНЕЕ ЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ) - Вы ему действуете на нервы - психолог должен слушать …и слышать.. - говорит клиент…все время…клиент говорит только о своей трагедии. Он Вас не слышит и не верит. Мир рухнул. Ему слишком больно! Он весь в своем чувстве! Логика отсутствует полностью!! Ничего не видит, ничего не слышит!! МОНОЛОГ!!! - благодарность клиента в отсроченном режиме пост эффекта. Через сутки-недельку очнется-осознает-ситуация изменится – захочет вместо петли ЖИТЬ!!! Вот Вам и благодарность последует!! Наберитесь терпения –«врачеватель!» 1.3. Клиент осознает свою проблему (с чувствами проблема) - диалог - клиент говорит - психолог говорит, задавая наводящие вопросы, как бы подталкивая клиента к решению - оба задают вопросы - ДРУЗЬЯ!!! - проблема в чувствовании клиента – клиент «на голове» - все анализирует и поэтому ошибается – ходит по кругу своего опыта, родительских установок и соцнорм. - благодарит в меру осознавания проблемы и результата терапии. Все в норме и под контролем. 1.4. Клиент и осознает и чувствует – он в состоянии ИНСАЙТА! - сам думает, сам все про себя знает, сам говорит и делает выводы - верит Вам бесконечно! - монолог клиента с «отступлениями» к психологу - «Так ведь? Верно? Я прав?" - психолог пользуется сократовским методом, задавая прямые вопросы, направляя клиента и вызывая тем самым у клиента ощущение, что тот сам «додумался до решения проблемы» - благодарность этих клиентов не имеет границ. Вы лучший! Вы гений!!! Даже если не успели вставить ни слова. Клиент сам обозначил проблему, сам проблему разбирал. Сам делал выводы по типу инсайта со словами «Эврика! Это так очевидно, как я сразу не додумался! Вы гений! Вы лучший психолог на свете!! Вот вам премия за великолепную работу! Буду Вас всем рекомендовать!!!" 4. Причины проблемы клиентов делятся, в зависимости от тяжести детской травмы и полученной ими любви в детстве (смотрим классификацию клиентов): 1.1.Тяжелая детская травма – организм в состоянии самосохранения заморозился еще в детстве – так безопаснее. Вспоминать слишком тяжело. Сил нет ни на что.– а вдруг опять…Лучше не думать и не делать!!! Любви получено мало-мало-мало. Самооценка близка к нулю. 1.2. Детская травма понизила самооценку – в результате - внутри личностный конфликт. Есть силы на терапию при условии доверия психологу (психотерапевтический контакт). Страшно! Чувства доминируют над сознанием. Доминанта страха (биологическое сильнее). Любви не дополучено слегка. 1.3.Детская травма под контролем. Для самосохранения отключены чувства. Клиент мыслит примерно так «Обьюсню себе сам причину и на этом успокоюсь», по типу «Я сам обманываться рад…». У него все под контролем!! Любви получено достаточно, но какой любви? (самооценка неустойчива) 1.4. Детская травма давно уже не травма. Любви с детства получено столько, что "с пинка открывает любую дверь!». Самооценка «на высоте».
Выводы: очевидно, условно (то есть, не всех и не всегда), мы можем теперь классифицировать нашу клиентскую базу «по типу отношения к миру и к себе», а именно:
Таким образом, очевидно, что все клиентские ситуации интересны. Однако – желаю Вам, дорогие коллеги, почаще клиентов благодарных. Хотя бы потому, что с голоду не дадут помереть…(шутка). А если серьезно, благодарность клиентов "бережет" нас от "профессионального выгорания". И тогда мы с новыми силами, как птица Феникс - вновь возрождаемся из пепла для очередной сверхсложной консультации с не простой жизненной ситуацией по запросу клиента.
Автор статьи Медпсихолог Силаева Т.Н. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|