Основные типы клиентов психотерапии

Автор статьи: Татьяна Силаева

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КЛИЕНТОВ ПСИХОТЕРАПИИ

  Основные типы клиентов психотерапии

     Клиенты бывают разные. Каждый случай работы с клиентом не похож и индивидуален. Это знакомо и понятно всем без исключения психологам, психотерапевтам, психиатрам и даже врачам.

     Что же обьединяет и роднит эти непохожие случаи? По каким признакам можно их разделить?

     Мой опыт показал, что, вероятно:

     1. Можно и нужно разделять клиентов по запросу. а именно:

1.1. Клиента привели «кто-то». Он в состоянии «что воля, что неволя.- все равно... – НЕ ОСОЗНАЕТ СВОЮ ПРОБЛЕМУ (ЕЕ МАСШТАБ)

 

1.2. Клиент в узком коридоре чувств…(ВСЕПОГЛОЩЕНИЕ СВОЕЙ ТРАГЕДИЕЙ, ЧУВСТВО СИЛЬНЕЕ ЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ)

 

1.3. Клиент осознает свою проблему (трудности с определением чувств)

 

 

1.4. Клиент и осознает и чувствует – он в состоянии ИНСАЙТА!

     Исходя из изложенной клиентской классификации – опишем основные признаки и работу психолога с такими разными категориями клиентов.

Таким образом:

 

      2. Клиентскую базу можно различать по следующим признакам:

- как ведет себя клиент на консультации

- отношение к Вам клиента в начале консультации

- как должен работать психолог

- кто должен говорить-слушать на приеме у психолога

- степень выраженности благодарности клиента психологу за его работу.

     3. Отличия работы психолога с описанными категориями клиентов, в зависимости от изложенных признаков. следующие:

рассмотрим 4-ре категории клиентов, а именно

     1.1. Клиента привели «кто-то». Он в состоянии «что воля, что неволя. ..- все равно.. – НЕ ОСОЗНАЕТ СВОЮ ПРОБЛЕМУ (ЕЕ МАССШТАБ)

- он Вас не замечает. Он «не живет полной жизнью. Он выполняет наказы родительских установок и соцнорм. СУЩЕСТВУЕТ. Не берет и не несет ответственности. Так ему проще. Слишком страшно…почти в «бессозналовке» - замороженность сознания и чувств (депрессивное настроение, либо депрессивное состояние 1-2-3-й формы тяжести)

- клиент ведет себя на консультации, играя в «не сознанку». На все вопросы отвечает «Не…Не….Не…» - не могу, не знаю, не чувствую, не вижу, не помню

- психолог должен находится. как-бы «сзади клиента» (не буквально), но поддерживать его, подпирать его, вести его…буквально брать за руку и делать вместе с ним хоть что-нибудь – все равно что…лишь бы заставить делать!!!!

- говорит психолог!! Так как клиент способен только на «НЕТ,!»

- о благодарности психолог и не мечтает (как бы виноватым не быть –впрочем, «всегда готов»)

     1.2. Клиент в узком коридоре чувств…(ВСЕПОГЛОЩЕНИЕ СВОЕЙ ТРАГЕДИЕЙ, ЧУВСТВО СИЛЬНЕЕ ЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ)

- Вы ему действуете на нервы

- психолог должен слушатьи слышать..

- говорит клиент…все время…клиент говорит только о своей трагедии. Он Вас не слышит и не верит. Мир рухнул. Ему слишком больно! Он весь в своем чувстве! Логика отсутствует полностью!! Ничего не видит, ничего не слышит!! МОНОЛОГ!!!

- благодарность клиента в отсроченном режиме пост эффекта. Через сутки-недельку очнется-осознает-ситуация изменится – захочет вместо петли ЖИТЬ!!! Вот Вам и благодарность последует!! Наберитесь терпения –«врачеватель!»

      1.3. Клиент осознает свою проблему (с чувствами проблема)

- диалог

- клиент говорит

- психолог говорит, задавая наводящие вопросы, как бы подталкивая клиента к решению

- оба задают вопросы

- ДРУЗЬЯ!!!

- проблема в чувствовании клиента – клиент «на голове» - все анализирует и поэтому ошибается – ходит по кругу своего опыта, родительских установок и соцнорм.

- благодарит в меру осознавания проблемы и результата терапии. Все в норме и под контролем.

      1.4. Клиент и осознает и чувствует – он в состоянии ИНСАЙТА!

- сам думает, сам все про себя знает, сам говорит и делает выводы

- верит Вам бесконечно!

- монолог клиента с «отступлениями» к психологу - «Так ведь? Верно? Я прав?"

- психолог пользуется сократовским методом, задавая прямые вопросы, направляя клиента и вызывая тем самым у клиента ощущение, что тот сам «додумался до решения проблемы»

- благодарность этих клиентов не имеет границ. Вы лучший! Вы гений!!! Даже если не успели вставить ни слова. Клиент сам обозначил проблему, сам проблему разбирал. Сам делал выводы по типу инсайта со словами «Эврика! Это так очевидно, как я сразу не додумался! Вы гений! Вы лучший психолог на свете!! Вот вам премия за великолепную работу! Буду Вас всем рекомендовать!!!"

       4. Причины проблемы клиентов делятся, в зависимости от тяжести детской травмы и полученной ими любви в детстве (смотрим классификацию клиентов):

    1.1.Тяжелая детская травма – организм в состоянии самосохранения заморозился еще в детстве – так безопаснее. Вспоминать слишком тяжело. Сил нет ни на что.– а вдруг опять…Лучше не думать и не делать!!! Любви получено мало-мало-мало. Самооценка близка к нулю.

    1.2. Детская травма понизила самооценку – в результате - внутри личностный конфликт. Есть силы на терапию при условии доверия психологу (психотерапевтический контакт). Страшно! Чувства доминируют над сознанием. Доминанта страха (биологическое сильнее). Любви не дополучено слегка.

    1.3.Детская травма под контролем. Для самосохранения отключены чувства. Клиент мыслит примерно так «Обьюсню себе сам причину и на этом успокоюсь», по типу «Я сам обманываться рад…». У него все под контролем!! Любви получено достаточно, но какой любви? (самооценка неустойчива)

    1.4. Детская травма давно уже не травма. Любви с детства получено столько, что "с пинка открывает любую дверь!». Самооценка «на высоте».

 

      Выводы: очевидно, условно (то есть, не всех и не всегда), мы можем теперь классифицировать нашу клиентскую базу «по типу отношения к миру и к себе», а именно:

  1. Тип 1.1. – «Я плохой -  Они плохие»
  2. Тип 1.2. «Я хороший – Они плохие»
  3. Тип 1.3. «Я плохой – Они хорошие»
  4. Тип 1.4. "Я хороший – Они хорошие»

 

      Таким образом, очевидно, что все клиентские ситуации интересны.

Однако – желаю Вам, дорогие коллеги, почаще клиентов благодарных.

Хотя бы потому, что с голоду не дадут помереть…(шутка).

А если серьезно, благодарность клиентов "бережет" нас от "профессионального выгорания". И тогда мы с новыми силами, как птица Феникс - вновь возрождаемся из пепла для очередной сверхсложной консультации с не простой жизненной ситуацией по запросу клиента.

 

 

Автор статьи                                                  Медпсихолог   Силаева Т.Н.



Просмотров: 395
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Как статьмагнитом для клиентов: шаг 4. Хороший контакт персонал + клиент = наценка выше среднерыночной
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • Если психолог себя не ценит, то и клиент не ценит психолога
  • Клиент всегда прав. Клиент всегда врет
  • Мужчина-клиент и женщина-клиент в расстановках
  • Должен ли клиент быть интересен психологу
  • Клиент признался психологу в любви...
  • «Хороший-плохой» психолог. Пособие по посещению. Беседа о сопротивлении и ответственности клиента.
  • Клиент говорит: «Дорого!».
  • Мой клиент- мой психолог
  • психолог и клиент
  • Психолог VS Клиент !
  • Клиент идет на проблему терапевта, или Игра отражений
  • Отношения клиент-психолог. Страх открыться...
  • Отношения «Психолог-Клиент» в юридической практике
  • Отношения клиент - психолог, психотерапевт. Какие они?
  • Клиент + психолог = зависимость... или?
  • Инсульт, клиент М.А. и психолог
  • Доверие в отношениях «психолог-клиент»
  • Клиент и психолог: поиск будущего.
  • Должен ли психолог понимать клиента с полуслова?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь