Детские игры – взрослые Победы. О Важности и Нужности детских игр

Наверное, каждому из нас случалось в жизни встречать ребенка, который был не очень-то на ребенка похож – скорее, на взрослого человека или даже старичка или старушку. Серьезный, строгий взгляд, какая-то недетская собранность в позе и движениях, настолько неподходящая ребенку, что кажется почти что неуклюжестью. Такие дети молчаливы, держатся в группе особняком, общаются охотнее со взрослыми, чем со сверстниками – и, кстати говоря, у многих взрослых «пользуются успехом»: их хвалят за то, что они не шумят, не бегают, не мешают папе с мамой, соседям и прохожим, усердно учатся или, если возраст еще не подошел, предпочитают игре развивающие занятия и книги.

Может быть, мы даже обращали внимание на то, что у таких детей не очень-то счастливый вид.

А теперь давайте представим себе другого ребенка. Здорового, сильного, рожденного в любви, любовью окруженного. Полного жизненной энергии. Ребенка, который твердо знает, что родители его всегда поддержат – как старшие, сильные, знающие мир… друзья, причем такие, у которых легко попросить и совета, и заботы, и защиты – и компании в интересном деле. Наверняка картинка рисуется совсем-совсем другая. Этот ребенок, счастливый и бойкий, тот, кого поддерживают и в ком поощряют свободность духа, скорее всего – улыбчивый, шумный, шустрый, легко включается в игру с ровесниками, может как быть «заводилой», так и идти вслед за лидером, причем получая удовольствие и от того, и от другого.

Наверное, его можно даже назвать шалуном – фантазия, воображение у него очень развиты, он легко выдумывает игры и вовлекает других в свои проделки. Ему вообще присуще такое качество, как легкость – и проследив мысленно за развитием событий в его жизни, мы, вероятнее всего, увидим, что он в определенный момент становится успешным, благополучным человеком – и что живет он интересной, наполненной жизнью, какой и нам, признаться, хотелось бы – как для себя, так и для своих детей.

А в чем же дело? В разнице темпераментов? – предположит кто-то. Просто все люди разные, скажет другой. Да, согласимся мы, все люди разные… однако надо понимать, что существуют типовые ошибки воспитания, которые дают типовые результаты, и в процессе дети, которые подвергались такого рода «педагогическому воздействию», становятся во внешних проявлениях своих более одинаковыми, чем это – казалось бы! – возможно.

И, как понятно из названия, в этой главе речь пойдет о запрете на игру и его последствиях.

Ребенок познает мир через игру. Игра – это основная деятельность ребенка до 7 лет. Это прописные истины. Их знает каждый, кто проходил возрастную психологию хотя бы в рамках школьного курса биологии. Мы не говорим уже о специальных психолого-педагогических факультетах и т.п. А что за этими истинами стоит? Как это вообще работает??

От взрослого человека ребенка отличает главным образом немногое – количество жизненного опыта, а также способы и степень его обработки. У взрослого человека есть некий запас информации о мире, и, что важно, знания о том, как себя вести и что делать в самых разных жизненных ситуациях. У ребенка этот запас нарабатывается, накапливается прямо сейчас. Да, именно. В процессе игры. Играя, ребенок «проживает» десятки, сотни, тысячи ситуаций, пробует самые разные варианты поведения в самых разных контекстах – и в некотором смысле «запоминает» их, т.е. помещает в банк своей неосознанной памяти.

Когда человек сталкивается с какой-то новой для него ситуацией, ему нужно выбрать из тех вариантов, которые хранятся в его «психологическом банке», самый оптимальный. Ту модель, которая будет наиболее эффективна в сложившихся обстоятельствах. Этот выбор может занимать разное время – начиная от сотых долей секунды.

И такие выборы мы делаем постоянно. Понятно, что чем больше вариантов у нас в запасе, чем богаче «банк», тем больше вероятность, что мы в том или ином контексте выберем максимально к нему подходящий. Также понятно, что за эту операцию отвечает бессознательное, именно там хранятся все эти «сокровища» знаний, моделей, стратегий, тактических шагов и проч. – и именно оно может реагировать адекватно быстро на новую ситуацию.

И снова повторим – этот банк ребенок заполняет, играя. Прямое, закономерное следствие: чем больше ребенок играет, тем более эффективно он действует в новой ситуации (и не только в новой). Потому что у кого-то, условно говоря, вариантов поведения накоплены сотни, у кого-то тысячи – а у кого-то сотни тысяч. Бессознательное, конечно, выберет из всех доступных самый эффективный вариант – и потому чем больше у него будет вариантов в доступе, тем лучше (тем больше соответствие между запросом со стороны ситуации и ответом, который мы на этот запрос даем).

Известен факт: в боксе перед важным для карьеры спортсмена боем тренер старается найти для него спарринг-партнера, похожего и техникой, и даже внешне на будущего соперника. В процессе тренировок происходит максимально полное обогащение контекста (бой с вот именно таким соперником) разными вариациями поведения, и это – залог будущего успеха на ринге. В нашей жизни постоянно происходит то же самое. А начинается все – да, совершенно верно, с детских игр. Ребенок, наблюдая за взрослыми, моделирует их, так сказать, усваивает модели поведения в теории – а для закрепления ему нужно это отыграть. Именно так модель вводится в автоматизированную систему психики.

А теперь рассмотрим всякие препятствия, которые могут помешать человеку накапливать варианты поведения для своего банка – и пользоваться ими (читай – могут помешать ребенку играть… с последствиями).

Часто бывает, что родители – или бабушки и дедушки – не соглашаются с ребенком играть. Или, что бывает, к сожалении, еще чаще, соглашаются играть нехотя, через силу, как бы свысока. В этот момент взрослый транслирует ребенку (также явно, как если бы он выразил это вслух четкими и понятными словами), что: «я не хочу с тобой играть», «мне это скучно», «игра – глупое и бессмысленное занятие», «ты мне мешаешь», «я мог бы заниматься важным делом, а вместо этого трачу тут свое время» и т.п. И что получается? В процессе наработки различных вариантов поведения, заполнения  своего «банка действий» у ребенка строится также часть, которая всему этому противится. И совершенно естественно, что позднее, когда ему нужно будет воспользоваться каким-то материалом из этого хранилища, эта часть тоже будет активироваться. А результат?

Конечно, неприятен: вместо того, чтобы легко включиться в новую ситуацию и начать действовать, человек, у которого выстроилась такая часть личности, будет «замедляться» для преодоления устойчивого сопротивления (которое может принимать, например, форму страха – страха своими действиями «напрячь» кого-то из близких). Поэтому родителям и вообще тем, кто общается с ребенком, имеет смысл пересмотреть свои взгляды на игру и начать воспринимать ее как важное, ответственное дело, которое дает ребенку ресурсы для всей последующей жизни. И почему бы не помочь своему дорогому, родному человеку в том, что для него настолько важно? 

 

© Алексей и Мария Афанасьевы. 

Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов



Просмотров: 457
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Аниме «Дети моря». «Этот мир наполнен тем, что мы не видим». Смотреть или нет?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь