Треугольник Карпмана и синдром профессионального выгорания

Треугольник Крапмана достаточно часто рассматривают в разрезе личных, семейных или любовных отношений. Мне бы хотелось рассказать о другом аспекте – треугольнике Карпмана как одной из причин возникновения профессионального выгорания, и деперсонализации (циничного и равнодушного отношения к клиентам, коллегам, компании).

Есть определенная категория специалистов, которые по долгу службы вынуждены часто соприкасаться с агрессивными, недовольными людьми, причем их задача – оказать помощь, не смотря на уровень агрессии или беспомощности, который клиенты могут демонстрировать. Такими сотрудниками могут быть операторы call-центров, отделов претензий, горячих линий, офис-менеджеры, сотрудники различных пенсионных служб и так далее.

Сама ситуация (а иногда и корпоративное обучение) провоцирует этих специалистов чувствовать себя Спасателем по отношению к тем, кто обращается к ним за помощью. В определенный момент сотрудник начинает считать клиента слабым, недалеким, не равным себе по возможностям и способностям. Он может начать относиться к нему как к не очень умному ребенку, неспособному понять тонкости работы Спасателя, а если ближе к треугольнику Карпмана, то как к Жертве, которую нужно спасти, обогреть и научить. 

Чаще всего, переход специалиста от человека, который может помочь решить определенную проблему к Спасателю довольно заметен: голос его становится преувеличенно мягким и заботливым, утешающим, улыбка все более нежной (даже если клиент совершенно не реагирует на всю эту нежность и мягкость), но… 
Дальше свой ход делает клиент. Цели клиента могут быть совершенно разными, и цель часто определяет его поведение и реакции на сотрудника:

Вариант 1. Если задача клиента – просто получить помощь, он ее получит и попрощается.
Вариант 2. Если клиент настроен агрессивно, то сверх-мягкие интонации и забота его только раздражают. Клиенту кажется, что сотрудник не замечает кго раздражения, либо игнорирует его, и злость в нем все нарастает. Он становится Агрессором, сотрудник - Жертвой, которая чувствует себя обиженным, оскорбленным, обманутым, растерянным и виноватым в том, что не может помочь. Он продолжает попытки умиротворить Агрессора, его голос звучит все так же слабо (но возможно уже без заботы).
Следующее перемещение происходит уже без клиента, сотрудник жалуется начальству на ужасных клиентов (из роли Жертвы), а начальник (как новый Спасатель) утешает, уговаривает и придумывает, как помочь. Другой вариант: токсичные разговоры в курилке, когда сотрудники становятся Агрессорами и костерят клиентов («уж я то так никогда себя бы не повел!»)
Вариант 3. Клиент может очень обрадоваться предлагаемой ему роли беспомощной Жертвы. Он начнет жаловаться, ныть, рассказывать обо всех своих проблемах от начала времен. Казалось бы сотрудник может быть доволен, но… у него есть поставленная сверху задача, решить проблему. А его собеседник вполне удовлетворен происходящим и решать проблему не хочет. Он хочет жаловаться, и ощущать сочувствие, он медлит, не понимает объяснений, переспрашивает… И тогда, сотрудник переходит в Агрессора, он начинает раздражаться («какие недалекие люди к нам обращаются»), подсмеиваться или «незаметно» издеваться над клиентом. Клиент при этом остается недоволен, оставляет жалобу, или просто хамит напоследок, превращаясь в Агрессора.

Сотрудник, который все время перемещается по ролям в треугольнике Карпмана выгорает очень быстро. Он начинает ненавидеть компанию, клиентов, руководство, коллег, обвинять их в том, как плохо организована работа, как мало платят, какие идиоты все окружающие его люди. Естественно, если его работа связана с общением с людьми, то заканчивается эта история увольнением. Человек становится Жертвой для организации-Агрессора и приступает к поиску новой работы.



Просмотров: 770
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мотивированный сотрудник = идеальный сотрудник!
  • Треугольник Карпмана. Как формируется деструктивная роль агрессора.
  • Играй, сотрудник: новичок и опытный
  • Счастливый сотрудник – успешная фирма
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Треугольник Карпмана: как выйти из роли Спасателя мамы
  • Если клиент не знает, чего хочет...
  • Треугольник Карпмана и вторичные выгоды Жертвы, Спасателя и Преследователя
  • Если клиент долгое время не делает успехов
  • Чем могут и не могут помочь психологи или «переделайте нас, доктор, если вы не шарлатан»
  • Что делать, если клиент недоволен?
  • Что делать если вас провоцируют на агрессию. Треугольник Карпмана-Берна
  • Что делать если вас провоцируют на агрессию. Треугольник Карпмана-Берна
  • Когда в процессе терапии клиент начинает открываться
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Три основные роли в дисфункциональных отношениях. Треугольник Карпмана: Жертва-Тиран-Спасатель.
  • Сапожник без сапог, или как может семейный психолог помочь, если она не замужем?
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Если вы чувствуете себя жертвой в отношениях с людьми.
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Убрать тревогу тогда отношения жертвы и агрессора распадутся, а вот почему.
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Может ли клиент дружить со своим психологом?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь