Раздвоение личности

– Ай, какой молодец! Сам убрал за собой игрушки… Хороший мальчик!

– Ай-ай, как тебе не стыдно? Кто так делает? Зачем его ударил? Плохой мальчик…

Как вы понимаете, эти слова могут быть обращены к одному и тому же ребенку. С разницей во времени в пять минут, а то и меньше. И так – по многу раз на дню. «Классика» воспитания… Взрослые наивно полагают, что все будет просто: они поддержат «хорошего мальчика», одну половинку личности с ее проявлениями, а другую, «плохого мальчика», заклеймят позором, да так, что он не будет головы от стыда поднимать… точнее, перестанет проявляться.

Вот так, господа и дамы, мы в самом раннем детстве прощаемся с цельностью. А потом, когда становится двадцать, тридцать и особенно сорок, начинаем отчаянно за ней гоняться и искать ее… Да, где только ни ищут цельности, но сегодня, сейчас, речь не об этом. Она о том, что как ни дели личность ребенка, на сколько частей ни дроби его, ни одна из них никуда из него не денется. Не сможет. Все его части – внутри него. Те, что нам нравятся, и те, что нет. Те, что проявляют себя созиданием, и те, что разрушают, и те, которые просто экспериментируют.

«Сегодня в садик пришел хороший Дима, а плохой Дима остался дома, – говорит мамочка воспитательнице у дверей детского сада. – Правда, Димочка?» И Дима кивает, и это очень плохо, потому что это означает, что он уже поверил, что его два. Что есть он один. А есть другой. И знаете… если хотите воспитать шизофреника, действовать надо именно так. Сначала – разделяй (это отнюдь не «разделяй и властвуй», как может показаться), потом наблюдай, как у ребенка развивается последовательная диссоциация (он в разные моменты времени ведет себя как два, а то и больше, человека), поддерживай ее, то есть наказывай за одно поведение и хвали за другое, а там, глядишь, диссоциация углубится и превратится в раздвоение личности…

Родителям на заметку: этот ребенок, ваш ребенок, всегда один и тот же человек. Он может вести себя по-разному. Может печалиться и радоваться, тихо созерцать или носиться по комнате с дикими воплями, но он всегда – один. Это одна и та же личность, которая проявляет себя по-разному в разных ситуациях. И к этому умению, гибкости и контекстуальности, надо относиться с уважением. А что касается каких-то неприятных нам форм поведения… Мастерство и воспитательная мудрость не в том, чтобы их порицать, а в том, чтобы не обращать на них внимания. Тогда ребенок наверняка перестанет добиваться его, вашего драгоценного внимания, такими способами.

О последовательной диссоциации см. подробнее здесь:




© Алексей и Мария Афанасьевы. 

Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов

 



Просмотров: 318
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Один случай может поменять наш взгляд на себя!
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Может ли мальчик любить мальчика
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • А есть ли мальчик? Или три уровня личности в экзистенциальном анализе
  • Ребенок плохо себя ведет?
  • Почему мой ребенок плохо себя ведет?
  • Ребенок, который ведет себя плохо
  • Ребенок ведет себя плохо? Это нормально!
  • Почему ребенок плохо себя ведет?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Если ты больше, чем надо, ты меньше чем есть
  • Плохой хороший ребенок
  • Плохой - хороший ребенок.
  • Ребенок плохо себя ведет: причины и способы справиться
  • Ребенок плохо ведет себя в общественном месте. Что делать?
  • 4 причины, по которым ребенок плохо ведет себя в школе
  • Мой ребенок студент – как отпустить с пользой для него и себя
  • А может вы просто дурите самого себя?
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь