Продолжая тему детско-родительского и прочитанного у френдов. На этот раз подсмотрено у одного мудрого педагога и знатока человеческих душ. Назовём его СВ. Он приводит такое наблюдение:
Взрослые частенько объясняют детям с пристрастием (математику, грамматику, физику и т.д.). Их раздражает непонимание детьми того, что очевидно. "Ну, тупой!" - взрослый может этого не говорить из сочувствия, но подумать - подумает, и тогда ребенок, нет не тупеет. Он пугается. И потом всякий раз, когда столкнется с тем, что не понимает, будет пугаться. Ему нужно будет время, чтобы совладать со страхом, но люди сочтут это за тупость.
А мне кажется вот как. Я не спорю. Совершенно и верно, и справедливо. Несправедливая критика травмирует ребёнка, делает его беспомощным и неуверенным. Но это только половина истории. Вторая половина – это взрослый. Что происходит с ним в этот момент? Что внутри заставляет его вести себя так, какие чувства? СВ предполагает, что эти чувства похожи на те, что испытывает режиссер, когда актер не оправдывает его ожиданий: досады, обиды, злости. Я предполагаю и другой вариант: отчаяние, бессилие, разочарование. И тут самое главное, самое болезненное для взрослого – это непонимание, эти пустые, невидящие тебя глаза. Эта НЕвстреча, НЕконтакт, выпадение другого, который вроде был с тобой. Внезапное одиночество, которое по правде всегда присутствует в нашей жизни, но ответы окружающих, кажущийся диалог позволяет забыть об этом. А только ли с детьми у нас так? Бывает же, что обращаешься ко взрослому. Взрослый ко взрослому. И видишь – пелену непонимания. Реального непонимания (когда говоришь очень сложно) или наведённого (когда другому не хочется «въезжать» в твои обстоятельства жизни и он прикидывается непонимающим из экономии своих жизненных сил). Каково нам в эти моменты? Одиноко, обидно, зло. А представим себе малыша, который ещё не очень хорошо говорит, и пытается на своём тарабарском что-то поведать/попросить родителей. Вот это истинный праведный гнев! С топаньем, слезами, кулаками. Вот и взрослый, объясняющий математику, такой же. Мы можем простить тупое непонимание, пребывание на другой волне взрослому, чужому ребёнку, но когда это своё, плоть от плоти, кровь от крови, это очень тяжело. Он же и я – почти одно! Для ребёнка слияние с родителем – это издержки раннего возраста, а для родителя – бегство от одиночества и бессмыслия бытия. Поэтому так не хочется выпускать его из-под крыла, поэтому так тяжело его непонимание.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.