|
Я сделаю это завтра, или Почему мы откладываем дела на „потом“Автор статьи: Каблучкова Татьяна Викторовна
Почему мы откладываем дела на потом? Вопрос, несомненно, актуален для всех: каждый из нас периодически делает это, невзирая на все разумнейшие доводы в пользу того, чтобы сделать, что нужно, прямо сейчас. Что-то всегда мешает, и никакие умные мысли не способны противостоять этой инерции неделания.
А дело в том, что мощное сопротивление какому-либо начинанию находится за пределами сознания, потому и влиять на него разумом весьма проблематично. Несмотря на то, что внешне такое влияние бессознательного у всех выглядит примерно одинаково – как откладывание дел на потом, – фактор, препятствующий деланию, имеет индивидуальные особенности. А это значит, что разбираться с ним нужно в каждом конкретном случае по-своему и одну общую рекомендацию дать, к сожалению, невозможно. Однако, есть у прокрастинации (так в психологии называется откладывание дел на потом) мотивы, общие для всех людей, – они объединяют индивидуальные вариации причин в две группы. Попробуем сейчас их описать, что поможет найти приблизительные способы обращения с личным их проявлением у каждого из нас. Первое основание «я сделаю это завтра» покоится на восприятии предстоящего дела как чего-то внешнего по отношению к собственным интересам и потребностям: это то, что требуют от меня другие, мне этого на самом деле не нужно, я этого не хочу, это не моё. Причём такая бессознательная установка может совершенно не согласовываться как с объективной стороной ситуации, так и с собственным сознательным взглядом на неё. Классический пример – подготовка к экзамену в последнюю ночь с попусту проведённой перед ней неделей, отведённой специально для повторения материала. Экзамен воспринимается как то, что нужно преподавателям, а не как возможность для студента закрепить свои знания для их дальнейшего использования в профессиональной или иной сфере жизни. То же касается и откладывание поручений начальника, просьб друзей, супругов или детей, на которые даётся первоначальное согласие их выполнить. Как ни парадоксально, точно также может восприниматься и собственное решение начать делать что-то новое: организовать себе новое хобби, заняться зарядкой по утрам, прочитать рекомендованную книгу и т.п. В последнем примере все эти прекрасные начинания на самом деле являются следованием какому-то внешнему социальному образу успешного и здорового человека, а не своим устремлениям. И если человек собирается бегать по утрам или научиться играть на гитаре, чтобы в глазах знакомых выглядеть крутым победителем собственных «комплексов», то эта затея почти наверняка обречена на провал. Тогда вся ответственность за начало сего мероприятия и его результат ложатся на плечи этих самых внешних наблюдателей за процессом самосовершенствования, а у самого человека возникает вполне понятное внутреннее сопротивление подобному давлению на его жизнь. Ещё раз подчеркну, что этот конфликт разгорается вне сознания, и тот, кто откладывает вроде бы объективно важные для него дела всё дальше и дальше в завтра, о нём даже не подозревает. Чтобы сдвинуть это сопротивление делу, бессознательно воспринимаемому как внешнее принуждение, требуется внешнее же приложение дополнительных сил. Таковыми чаще всего выступают резкие ограничения во времени, когда откладывать дальше уже некуда. То есть в ситуации откладывания создаётся искусственное нагнетание страха – не успеть вовремя, получить нагоняй или огорчить близкого человека. Этот «волшебный пинок» нисколько не меняет внутреннее отношение к делу как нужному не себе, а другому, потому ситуация повторяется раз за разом: раз это надо вам, а не мне, то вам меня и подталкивать, снабжая необходимой для дела мотивацией. Страх в данном случае является внешним источником сил и энергии, на которых производится долго откладываемая работа. Это похоже на включение зажигания автомобиля с толкача. Чтобы заработал собственный внутренний источник мотивации и открылся доступ к собственным энергетическим ресурсам, нужно обнаружить в себе интерес к совершаемому делу. Интерес – это тот ключ зажигания, который позволит самому завестись и поехать в нужную сторону. Только на личном интересе возможно начать любое дело сразу, безотлагательно – ведь мне это интересно! Так отчего же такое простое решение не срабатывает автоматически? Нашёл свой интерес в любой ситуации – и вперёд!.. Здесь фокус рассмотрения прокрастинации переходит в глубоко психологическую область детско-родительских отношений. В детстве каждого из нас возникали ситуации, когда родители требовали выполнять их просьбы и поручения, не принимая во внимание состояние ребёнка и его отношение к делу: «Я сказал – надо, значит – делай!». И чем чаще повторялись такие монологи, тем качественнее ребёнок научался ориентироваться на внешние приказы, одновременно отстраняясь от собственных интересов и потребностей в текущий момент. Со временем человек, выросший в атмосфере необходимости ставить интересы других выше собственных, утрачивает контакт с собой – и тогда любое дело, которое необходимо выполнить, пусть даже и потенциально полезное для него самого, будет тем самым приказом, призывающим забыть о себе и отдать свою энергию кому-то ещё. Но где-то глубоко в душе в этот момент начинает ныть психический образ отвергнутых детских желаний: «Позаботься обо мне хоть раз, прогони их, дай мне отдохнуть!». И человек даёт ему отдыхать, мстя своим бездействием «злым взрослым», но даже не подозревая об этом! Что касается второй группы причин прокрастинации, то они относятся к противоположной ситуации – когда откладываются по-настоящему свои интересы в пользу общественной или семейной значимой деятельности. Это вторая сторона медали описанной выше формы воспитания ребёнка. По выученному и глубоко впечатанному в душу образцу отказа от себя взрослый человек откладывает подальше в своей жизни всё, что зажигает его любопытство и привносит кусочек детской непосредственности в его солидные будни. Повторяющееся откладывание дел на потом говорит о том, что на этого психического ребёнка слишком долго не обращали внимания, – он устал от игнорирования своих накопившихся потребностей, душевные и физические силы потрачены на их удержание от удовлетворения, потому на выполнение реального дела энергии уже просто не осталось. Что можно сделать в такой ситуации детского обиженного игнорирования объективно необходимого взрослого действия? По-честному обратить внимание на свои потребности в текущий момент. Другими словами, выгулять своего психического ребёнка, сознательно дать ему порезвиться: сделать что-то спонтанное, очень приятное, откровенно дать себе отдохнуть, не дёргая самого себя фразами: «Чего разлёгся – дел ещё полно!». На такой осознанно позволенный себе отдых нужно времени гораздо меньше, чем кажется, потому что силы восстанавливаются, а не тратятся на психический конфликт между внутренней детско-родительской парой. После чего задайте себе вопрос: «Что мне лично даст выполнение этого дела? Чем мне это будет интересно?». Как правило, ответ находится быстро, и откладывание отпадает само собой. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|