|
Внимание! Дети в интернете!Автор статьи: Алфимова Елена Николаевна
На этой неделе в школах города Липецка прошла акция «Информационная безопасность подростков». Меня попросили провести беседы подростками 6-7 классов на тему «Информационная безопасность». Хочу поделиться своими впечатлениями от общения с детьми и от информации, которую я получила из интернета, став на время подготовки на место подростка. Интернет и социальные сети вошли в нашу жизнь настолько прочно, что мы не можем представить себя без них. Бороться с ними запретами не получится, ограничение доступа детей в интернет невозможно для большинства родителей. Ведь самым страшным наказанием для подростка в современном мире является недоступные социальные сети, а вовсе не физическое наказание в виде ремня, как было раньше. И многие родители предпочитают не провоцировать скандалы с подростком из-за запретов и ограничений – «пусть сидит, пялиться в монитор, что-то там читает, смотрит, получает хоть какую-то информацию, лишь бы ко мне не приставал, ничего не требовал, у меня своих дел и проблем невпроворот». Какую информацию получают наши дети из интернета, какую смысловую нагрузку она несет, и несет ли вообще? В течение нескольких часов в день, наш мозг заправляется информацией из ТВ и интернета, большая часть которой попадает напрямую в бессознательное и формирует определенное отношение к жизни, к окружающим, самому себе. Конечно для обучения, тот объем информации, который предлагает интернет – огромен и бесценен. Но сегодня мне хотелось бы поразмышлять на тему, как подается информация, с какой целью она публикуется, что такое опасная информация и какую часть из всего этого многообразия принимают на свой счет наши дети, дети-подростки. Когда встал вопрос, с какими классами нужно побеседовать на тему опасной информации в интернете, учителя в один голос предложили 6-7 классы, то есть, это дети 11-13 лет. Как же обрадовались дети, узнав, что сегодня мы будем говорить про известных им «кумиров» блогеров – Кате Клеп, Иван Гае и др. и самое главное смотреть ролики. Но моя цель была другая – донести до них смысл этих роликов. А на это – донести смысл- мне пришлось потратить достаточно много сил. Я наблюдала, как дети реагируют на подачу информации, как смотрят ролики, как слушают комментатора, как слушают меня, и потом поделилась с ними. Как только начиналось видео, класс замолкал и смотрел, как только на экране транслировалась речь с объяснением ролика – интерес пропадал и начинались разговоры между собой. На мои вопросы и призывы задуматься, о чем говорилось, дети реагировали, но как на присутствие учителя. Так какую часть информации они улавливают, а какую нет? Для начала, давайте вспомним - как подается информация, структура. Основные компоненты информации – зрительная, слуховая, чувственная компонента и смысловая – самая главная, из всего вышеперечисленного. Так вот, смысловую компоненту дети то и не воспринимают чаще всего. Визуальная картинка – да, звук – да, чувства- ну, может быть еще да, смысл – уже нет. Почему? Может быть, потому что просто не успевают в силу своего возраста осознать и понять глубину информационного послания, или нет там никакой глубины? Посмотрите ролики с блогерами, Как они говорят? Обратите внимание на специфичность речи, ее покатость. Их речь плоская, монотонная, очень быстрая, без пауз, эмоционально не нагруженная, она окрашена только неестественной вычурной мимикой, да сопровождаемая одинаковыми у всех жестами. Все, что приходит в голову, мгновенно, без остановки выбрасывается вовне, напоказ, онлайн. Такое вот говорение без осмысления, словесная «диарея». Поэтому пауз нет, зачем думать, о чем я хочу сказать, зачем осмысливать - что вижу, что хочу сейчас, то и говорю, а вы смотрите, слушайте и внимайте. Нет места осмыслению. Эта речь заволакивает в мир, в котором на самом деле человеку не за что зацепиться. Что можно запомнить из этого потока бессмысленных фраз, да и не надо ничего запоминать, надо это дальше выбрасывать в пространство. Посмотрите, кто стал «кумирами» наших детей – девочка, которая рассказывает все о себе: как она утром моется в душе, какой крем, что наденет сегодня из одежды, что у нее в сумочке, какая помада и так далее – все о себе выносится напоказ. И ей за это лайки, всеобщее признание. Но это, хотя бы, безобидно. А вот молодой человек, который ловил покемонов в церкви, и утверждающий, что ему «все равно» на культурные ценности своей страны, историю страны, в которой он сам же живет. Другой молодой человек дающий задания, угрожающие жизни – прыгнуть с моста, выпить клей. А группы самоубийц, кто за этим стоит? И ведь выполняют, и снимают это и показывают онлай, да и гордятся этим. Гордятся чем – что выпили клей и приготовили мисочку, куда будет тошнить? Дети ставят лайки таким «кумирам». А на вопрос зачем это выполнять, отвечают - для лайков, для признания. А дальше что? Мне кажется очень страшным будущее, где взрослые люди не умеют мыслить. Сейчас это дети, которых блогеры в интернете призывают жить в удовольствие, искажая потребности в сторону примитивизации, привлекают в выполнению заданий, которые в реальности угрожают жизни, вовлекают детей в группы, превращая их в исполнителей своей, не всегда здоровой воли, делая их неосознанными марионетками. Ведь если человек перестает мыслить и понимать - для чего мне эта информация, о чем она была лично для меня, зачем она лично мне, как это может быть применено лично мной, какую пользу я извлеку из этой информации для себя, как она поможет мне развиваться и достичь своих целей? – то управлять сознанием такого человека очень просто. А у управляющего всегда есть четкая категория результата, к которому хотят привести толпу. И тогда такая толпа может выглядеть, извините, как стадо баранов, идущих в одни ворота, хотя ограждения и забора вокруг ворот вовсе нет. Детям, подросткам необходимо прививать навыки сетевой культуры, адекватной оценки поступающей информации, умения мыслить и понимать – Кто я такой? Для чего я пришел в этот мир? Какова моя цель в жизни? Какая информация поможет мне достичь своей цели, а какая мне не нужна? Причем говорить с детьми и подростками нужно и о осознаваемой, и о бессознательной части поглощения информации.
Психолог Алфимова Елена Николаевна Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|