Тезисно. После семинара «Модель функциональной беглости» Пола Робинсона

Автор статьи: Ольга Кошелева

Тезисно После семинара Модель функциональной беглости Пола Робинсона

По следам впечатлений от двухдневного обучающего семинара сертифицированного тренера модели Функциональной Беглости, сертифицированного Транзактного Аналитика (СТА(Е)) и (PTSTA(Е)) Пола Робинсона «Модель функциональной беглости» в Санкт-Петербурге.

Модель функциональной беглости направлена на активацию ресурсов клиента и решение затруднительных ситуаций в «здесь и сейчас». В тезисах пойдет речь о моем фокусе внимания: что для меня, как специалиста, было значимо и ценно, о чем важно помнить и на что ориентироваться.

«Как мы можем начать, если вы не сказали, что вы хотите понять?»

Пол начал с вопросов: чему мы хотим научиться за эти дни? Чего мы ждём от него, от темы, от процесса? Может быть, мы заинтересованы квантовой физике и хотим овладеть знаниями о ней?

Эти вопросы красной нитью прошли через весь процесс работы. Так что, на самом деле, мы хотим понять?

Значимые для меня моменты:

• Нас учат следовать за учителем, наш сценарий говорит нам, что учитель знает лучше, и, следуя за ним, у нас не будет проблем. Но на самом деле это не так. Со-творческая среда бросает вызов Родительской фигуре и нашему сценарию, так как мы ожидаем, что учитель будет нас обучать, но он не делает этого.

• Мы не привыкли к выбору, мы часто не умеем спрашивать себя – чего же мы всё-таки хотим? чему мы хотим научиться? Терапевт учит клиента не тому, что он умеет, а в со-творческом процессе помогает ему научиться тому, чему сам клиент хочет научиться.

• Функциональная беглость – это модель человеческого поведения.Каждый из нас может использовать как негативные «опции» (доминирование, уступчивость, сопротивление, гиперконтроль, незрелость) так и позитивные (структурирование, сотрудничество, забота, самоактуализация). Одна из задач работы клиента и терапевта – уменьшение автоматизма и увеличение свободы выбора для каждой конкретной жизненной ситуации. Осознать – взвесить – выбрать. Мне это напомнило концепции поисковой активности, которые фокусируются на необходимости развивать навыки осознавания и оценки происходящего «здесь и сейчас», каждый раз взвешивая свой выбор, чередуя «анализ – действие – анализ – действие».

• Необходимо учиться распознавать наши модели поведения из прошлого, чтобы учитывать их здесь и сейчас. Очень ёмко – «учитывать». В этой формулировке нет негативной окраски, скорее принятие и бережное понимание своих процессов и особенностей. В режиме учитывания мы пребываем с тем, что есть, сонастраиваясь со своими внутренними состояниями и сохраняя восприимчивость к стимулам от других. Это позиция баланса, опирающаяся на адекватную и реалистичную оценку текущей ситуации.

•  Узнать себя и изменить. Узнавая себя, человек учится исцелять себя сам (получая тепло и поддержку от терапевта). Клиенту в этом самоисследовании помогает терапевт, поскольку вместе они могут бросить вызов Родительской фигуре: учиться встречаться с собой, а не той ролью, которую ожидают окружающие.



«Если вы всё это понимаете, почему продолжаете так поступать?»

• О да. Мы верим, что мы именно такие, какие мы есть. Это звучит логично, но… это защитные паттерны, которые помогают нам подтверждать сценарий. Мы начинаем вести себя так, как от нас этого ожидают другие люди. Мы обретаем иллюзорный контроль и способность предсказывать, как будут развиваться события. Почему? Потому что нам страшно. Страшно не знать.

• Бессознательные защитные модели поведения «обслуживают» травматический опыт. Прорабатывая в психотерапии травмы, высвобождается энергия, которую больше не нужно направлять на защиту. «Взрослея» на терапии, старые модели поведения становятся «тесными» для клиента, и он может направить свою энергию на поиск позитивного признания (поглаживаний).

• Даже после изменений люди продолжают видеть нас прежними и «тащить» обратно. На мой взгляд, опасно недооценивать это в терапевтическом процессе. Клиент становится непредсказуем для системы, в которой он находится (родственники, близкие, знакомые, коллеги), а, как упоминалось выше, люди боятся не знать. Обычно я уже на первых сессиях говорю о том, что дисфункциональная система будет прикладывать усилия для сохранения равновесия, предсказуемости и соблюдения ролей ее участниками. Это важно знать, чтобы сохранять позицию «я ок, ты ок».

• Ловушка при подмене наблюдающей позиции на субъектную: «это невозможно, у меня нет навыков, это не сработает». Человек найдет способы поступить или сделать что-то так, чтобы действительно не получилось, не сработало, не удалось и чтобы подтвердить свой сценарий. На этом этапе важно задаться вопросом: хочет ли и будет ли человек меняться?

•  Интроекты – это то, что мы впитали без рефлексии и оценки, то есть, не думая. Пол акцентировал внимание на том, что этот процесс проходил  без мышления. В момент, когда из внешнего что-то становилось внутренним восприятием, мы не думали. Это стало нашим восприятием, нашим пониманием «как должно быть». И теперь, когда что-то не вписывается в наше восприятие того, «как должно быть», мы легко обесцениваем и отбрасываем те части, которые не вписываются в круг наших ценностей (а ценности формируются на базе прошлых интроектов).

Вместо завершения

Пол Робинсон обратил внимание, что модель функциональной беглости наиболее эффективна при сильном, развитом Взрослом это-состоянии, когда есть навыки и ресурсы наблюдать, фокусировать свое внимание и свободно выбирать.

Другими словами, в со-творческом процессе клиент и терапевт находят способы проложить путь из точки А в точку Б, не углубляясь в проработку прошлого опыта, лишь касаясь и, при готовности клиента, переосмысляя и трансформируя. Если Взрослое эго-состояние контаминировано Родительским и/или Детским – идет терапевтическая работа. И здесь мы иногда начинаем не с пути как такового, а с определения системы координат: где вообще эта точка А, есть ли там Б и что делать, если внезапно появляется В.

Консультационный формат ни в коей мере не обесценивает психотерапию и наоборот — здесь нет конфликта между «лучше» и «хуже». Это разные способы взаимодействия и оказания эффективной помощи клиенту с его уникальной жизненной историей. В итоге мы, так или иначе, двигаемся в сторону развития навыков автономии, спонтанности и близости.



Просмотров: 532
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Чего мы хотим и так ли это на самом деле
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • А ведь это так важно - «здесь и сейчас»!
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Почему любовь – это бывает так страшно? Что делать со страхом?
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь