Как наказывать ребенка

В каждой семье есть правила, которые ребенок должен соблюдать. За несоблюдение правил ребенок должен нести наказание. В этот момент у многих родителей возникает вопрос — как правильно наказывать ребенка? В этом вопросе у нас есть рекомендации, что делать не надо и примеры наказаний, которые лучше использовать для того, чтобы воспитать ребенка здоровой и гармоничной личностью.

Сначала поговорим о том, чего лучше избегать.

1. Физических наказаний. О том, как влияют физические наказания на развитие личности ребенка проведено огромное количество исследований, результат которых однозначен: нельзя применять физические наказания к ребенку. Если вы сознательно делаете ребенку больно, первое, что вы даете ему понять — что один человек может делать другому больно и при этом оставаться хорошим человеком. Потому что родители для ребенка всегда хорошие, по крайней мере, в дошкольном возрасте. Вы даете ему понять, что физическая агрессия при конфликтах допустима как путь разрешения конфликта. Вы учите его тому, что тот, кто физически сильнее, может этим пользоваться, чтобы добиться того, чего он хочет от того, кто слабее. Думайте об этом, чтобы было легче совладать с собой, когда ребенок «доводит» ситуацию до той, где уже хочется его ударить.

2. Наказаний едой. Физиологические потребности организма находятся глубже, чем привязанность и любовь к родителям. Отказывая в еде и заставляя ребенка «зарабатывать» себе на еду, вы можете воспитать в нем отношение как у рабов к своим владельцам — он полностью в вашей власти и не может это изменить и в вашей власти не дать ему того, что ему нужно для выживания. Это вызывает агрессию и ненависть по отношению к тем, кто такой властью пользуется.

3. Эмоционально жестокое обращение с ребенком. К этому относятся крик, запугивание ребенка, обзывательства. Это то, что может привести к психологической травме ребенка и в качестве последствий иметь комплексы ребенка, сложности в общении, нарушения поведения, сложности в построении собственной семьи, когда он вырастет.

4. Забирать его любимые вещи и угрожать что-то сделать с ними. Это, с одной стороны, эмоционально жестоко по отношению к ребенку, а с другой стороны, показывает ему, что у него нет ничего «своего», раз это «свое» могут в любой момент забрать и что-то с этим сделать. У ребенка должно быть что-то свое для того, чтобы он учился различать свое и чужое, и понимал, что со своим ты делаешь то, что хочешь, а с чужим только то, что тебе разрешат с этим сделать. У него должно быть свое, чтобы воспитывать в нем ответственность за «свои» вещи. И это «свое» в первую очередь выражается в том, что вы не можете у него это забрать, когда захотите.

5. Озвучивать не реалистичные угрозы. Сюда относятся все ваши фантазии на тему того, что сейчас будет с ребенком за то, что он сделал. То, что вы сдадите его в милицию или в детский дом, придет баба-яга или мойдодыр, варежки обидятся и уйдут… Такие обещания очень недолго дают эффект, но взрослея, ребенок понимает, что вы его обманывали, и начинает по-другому воспринимать любые ваши угрозы.

Конечно, подчас бывает сложно удержаться от того, чтобы сделать что-то из выше перечисленного, поэтому держите этот список под рукой и старайтесь иногда его перечитывать.

Наказания существуют не для того, чтобы ребенок пострадал за сделанное, а для того, чтобы он понял, что правила в семье действительно нужно соблюдать, что родителей надо слушать и слушаться, и что за нарушения правил нужно нести ответственность. Поэтому будьте последовательны в наказаниях, предупреждайте ребенка о том, какое наказание будет за нарушение правил, а также по возможности пресекайте неправильное поведение ребенка.

Наказывая, вы очень ясно должны представлять, что, зачем и почему вы делаете, а также понимать, чем именно было вызвано «наказуемое» поведение ребенка.

Если он разлил воду на полу, потому что хотел помочь вам полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку — это повод не для наказания, а для покупки маленькой и легкой лейки, из которой малыш сможет поливать растения, не нанося ущерба вашему драгоценному паркету и не огорчаясь от собственной неловкости и неумелости. А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое прежде уже было однозначно запрещено, то за этим должно последовать наказание.

При этом важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен.

Главный принцип заключается в том, чтобы наказывать проступок, а не самого ребенка! Только при соблюдении этого принципа не пострадает ни самооценка, ни уверенность в себе, а наказание принесет реальную пользу.

Чтобы было легче справиться с ребенком, используйте следующие наказания:

1. Стул для тайм-аута. Это наиболее эффективное наказание для ребенка от 2 до 5 лет. Назначьте один из стульев в вашем доме стулом для тайм-аута или стулом «посиди-успокойся». Купите песочные часы на 3 минуты. Каждый раз, когда ребенок не слушается, отправляйте его на этот стул, переворачивайте песочные часы и объясняйте ребенку, что он должен сидеть на стуле, пока не кончится песок. Потом он может встать. Если он встал раньше, посадите его снова и снова поставьте песочные часы. Он должен просидеть на стуле без перерыва три минуты. При этом на самом стуле он может делать что хочет — главное, чтобы он не вставал с него. Этот метод требует научения, то есть сначала ребенок будет сопротивляться, постоянно сбегать со стула и, возможно, вам придется применять физическую силу для того, чтобы усадить его обратно. Но, поверьте, если вы проявите твердость, постепенно ребенок примет это как неизбежность и будет на нем сидеть и думать о том, что он был не прав. Три минуты — это достаточно долго для ребенка, чтобы успеть обо всем подумать.

2. Лишение привилегий. То, что ребенок очень любит делать — смотреть мультики, играть в определенные игры, сладкое, чтение на ночь. В каждой семье свои привилегии, но следите за тем, чтобы у ребенка было, что терять.

3. Лишение объекта нарушения правил. Это возможно не всегда, но, если возможно, обычно, очень действенно. Ребенок рвет книжки — заберите у него книжки. Лучше всего, если они будут стоять так, чтобы он их видел, но не мог сам взять. Он не хочет убирать игрушки? Уберите их сами и опять таки поставьте все зоны его досягаемости. Дайте ему время подумать, понять, попросить прощения и пообещать, что он больше так не будет.

4. Игнорирование. Игнорирование ребенка должно быть адекватным возрасту. Для двухлетнего ребенка вы можете отказаться с ним вместе играть и заниматься только своими делами и при этом постоянно объяснять ему, почему вы не играете с ним. Для трех-четырех летнего — вы можете не разговаривать с ним, но каждый раз, когда он к вам обращается, говорите, что не разговариваете с ним по таким-то причинам и что он должен сделать, чтобы вы снова стали с ним разговаривать. Если ребенку пять лет или больше, можно один раз сказать, что вы на него обиделись и ждете извинений и после этого никак на него не реагировать. В любом случае, будьте здесь аккуратны и чутки к своему ребенку, для него это наказание действительно очень тяжело.

5. Наказание в-шутку. Такое наказание применимо за совсем несущественные провинности. Например, если сын время от времени забегает в квартиру в грязной обуви, заставьте его 10 раз присесть, повторяя фразу "Чистота-залог здоровья!". Так, в шутливой форме можно приучить ребенка к порядку.

Давая наказание ребенку, старайтесь следовать следующим правилам:

1. Наказание не должно причинять вреда — физического или психологического.

2. Не наказывайте «для профилактики». Наказание может следовать только за реальный поступок.

3. Наказание должно быть одно и сразу за все, даже если дитя натворило сто бед подряд.

4. Наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде. Не рекомендуется в качестве наказания нарушать данные ему ранее обещания, если это не было специально оговорено. Можно заранее предупредить: «Если ты сделаешь то-то и то-то, в зоопарк в воскресенье не пойдем». Но заявить в воскресенье утром: «Ах так! Ты, оказывается, опять набезобразничал? Ну все, зоопарк отменяется!» — плохо.

5. Наказание должно следовать сразу за «преступлением». Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго. Натворил — наказали — и точка.

6. Наказание не должно быть шантажом. Старайтесь не манипулировать чувствами ребенка, угрожать ему тем, что вы будете огорчены его поведением.

7. Наказание должно быть последовательным. Если вы наказываете ребенка, поддавшись внезапному всплеску раздражения, для ребенка это означает непредсказуемость наказания, и, как следствие, постоянное состояние тревоги и стресса. По возможности предупреждайте ребенка заранее, за что и как он может быть наказан. Не запугивайте, не угрожайте, а именно предупреждайте!

Старайтесь быть последовательны в отношениях с ребенком, и тогда с каждым днем вам придется наказывать ребенка все реже. Вы устанавливаете и меняете правила в семье, ребенок должен их понять и принять, и этот процесс продолжается до тех пор, пока вы его воспитываете. Как бы трудно сейчас не было, поверьте, настанет момент, когда вы будете скучать по этому периоду.



Просмотров: 405
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Наказание ребенка, – каким оно должно быть и должно ли быть вообще
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Наказание ребенка. Почему не работает?
  • Наказание ребенка
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • физическое наказание ребенка
  • Поощрение и наказание в воспитании ребенка
  • Можно быть счастливым, если ты виноват? | Справедливость и любовь. Преступление и наказание.
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • УГОЛовное наказание "внутреннего ребенка"
  • 2 правила, чтобы не отбить у ребенка желание заниматься
  • Как быть хорошим родителем своему ребенку, если свое детство было не радужным?
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Пять правил наказания ребенка.
  • Слезы ребенка. Как правильно реагировать, чтобы помочь ему вырасти психологически устойчивой личностью?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Наказание. Насколько оно может быть обоснованным?
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Научите ребенка играть, чтобы развить его способности.
  • Вредные советы. Что делать, чтобы у Вашего ребенка сформировалось ПРЛ?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Ума у женщины должно хватать на то, чтобы быть красивой.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь