Материнская депривация

Автор статьи: Алёна Фрюхауф
Деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, вызванное лишением самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, общение ребёнка с отцом или матерью, и т. п.), либо лишением благ, к которым человек был привычен долгое время.

Под психической депривацией в широком смысле понимается состояние, при котором отсутствует возможность удовлетворения основных жизненных потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени. Это состояние также можно определить как биологически полноценную, но психически недостаточную среду.

Компоненты психической депривации:

1. Аффективный – эмоциональная депривация. Предполагает дефицит принятия, ласки, эмоциональной включенности.

2. Сенсорный – недостаточное наличие зрительных, тактильных, слуховых стимулов.

3. Социальный – ситуации детского бродяжничества, беспризорности и др. 

Когда мы говорим о материнской депривации, то, прежде всего, предполагаем эмоциональный компонент. Однако, известно, что в первые годы жизни, для ребенка крайне важно наличие сенсорных стимулов, при недостатке которых происходит нарушение в развитие психических функций.

А, следовательно, и у ребёнка, воспитывающегося в депривированных условиях, происходят нарушения на всех этих уровнях, однако не исключая и когнитивный компонент. Ведь только в близких отношениях формируются модели внешнего мира.

 

В классическом психоанализе основой развития ребенка считается своевременное и качественное удовлетворение матерью биологических потребностей ребенка. Переживание удовольствия при удовлетворении этих потребностей и стремление к этому лежит в основе психосексуального развития.

Изначально, любовь к матери рассматривается как к объекту, который удовлетворяет потребности. На основе этого мать становится объектом влечения, за счёт которого можно удовлетворить все потребности.

Если же мать, по каким-то причинам (исчезновение или плохое выполнение) из источника удовлетворения потребности становится источником их фрустрации, то у ребёнка растёт тревога, которая приводит к эмоциональным нарушениям. Отсюда базовый конфликт, между напряжением и страданием от неудовлетворения потребности и наслаждением при её удовлетворении. А мать рассматривается как источник этих переживаний и формирования базового отношения к миру и собственной активности в нём.

В современном психоанализе, а в частности в работах Андре Грина появилось понятие комплекса «Мёртвая мать». Подразумевается не физическая смерть матери в раннем возрасте ребёнка, а её эмоциональная холодность и недоступность, при физическом наличие. Мать по какой-то причине впала в депрессию. Среди главных причин материнской депрессии - потеря любимого объекта: ребёнка, родственника, любимого мужа, бросившего жену.

Однако, автор подчеркивает, что самый тяжёлый случай материнской депривации для ребёнка, это смерть другого ребёнка в раннем возрасте. Это связано с тем, что такая причина материнского отчуждения совершенно не понятна ребёнку, потому что ему не хватает данных, по которым он бы мог о этой причине узнать, т.к. обычно это страшное событие держится в тайне.

«Мёртвая мать», уходя в своё горе, уносит с собой «сущность любви», которая до этого события была доступна ребёнку: свой взгляд, свой запах, тон своего голоса, память о своей ласке.

«Она была похоронена заживо, но сама могила ее исчезла. Дыра, зиявшая на ее месте, заставляла опасаться одиночества, как если бы субъект рисковал рухнуть туда с потрохами».

Эрик Эриксон в своих работах отмечает, что первым важным психологическим кризисом является ненадёжность матери и отвергание ею ребёнка.

В основе его теории лежит возрастная периодизация и понятие базисного доверия-недоверия, на первом этапе жизни. Базовое доверие зарождаются благодаря материнской заботе и качественному удовлетворению его потребностей. Ребёнок может ожидать и прогназировать появление матери и её помощи при ощущении неудовлетворения и, соответственно, чувствовать себя спокойно и уверенно. Ребёнок постоянно находится в борьбе с базовым недоверием, который помогает преодолевать заботливая мать. Для полноценного психического развития, чаша весов с базовым доверием к миру, должна перевесить базовое не доверие.

Однако, в случае материнской депривации, психо-эмоциональной «глухоты» к ребёнку, способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасения за своё благополучие. Эту установка будет приобретать силу с годами и более ярко проявляться на поздних этапах личностного развития.

Эриксон считал, что последствиями такого неблагополучного развития для ребёнка могут стать депрессии у детей и паранойя у взрослых.

 В продолжение работ Э.Эриксона, К. Хорни как базововый компонент развития личности выделяет необходимость в безопасности которую удовлетворяют родители. Базовая тревога есть результат неудовлетворения потребности в безопасности, по причине особенностей материнского поведения. 

Д. Винникотт пишет о том, что для ребёнка критично качества материнского холдинга в первые месяцы его жизни. Понятие холдинга включает в себя физическую заботу о ребёнке с эмоциональной составляющей. Это возможно, если у матери получается идентифицироваться с ребёнком и взглянуть на его потребности, как бы его глазами. Достаточно хороший холдинг – основа для удовлетворительного развития психических потребностей ребёнка. Для этого «достаточно хорошая мать» должна полностью отдаться своим эмоциям и некоторое время жить с ребенком единой жизнью, в которой удовлетворение потребностей ребенка переживается матерью как ее собственное удовольствие. Если же ребёнок получал плохой холдинг, отголоски этого детского травмирующего опыта будут тянуться за ребёнком в течение всей его последующей жизни.

Дж. Боулби, в своей теории привязанности так же говорил о важности роли матери в обеспечении эмоционального комфорта ребёнка, ее влиянии на психологическое развитие, путём удовлетворения потребности в безопасности. Мать – объект привязанности. Качество материнской заботы становится фундаментом для формирования базовой структуры личности, которая определяет в будущем отношение ребёнка к миру. Известная модель «Я-Другой».

В первой половине 20 века господствовала идея воспитания, в которой культивировалось не эмоциональное отношение к ребёнку, но благоразумное. Не следовало баловать ребёнка частыми поглаживаниями. Знаменитые советы доктора Спока гласили о том, что брать ребёнка нужно только для кормления, кормить по часам, и укладывать его спать в комнате где много ковров и занавесок, потому что они съедают излишний шум от детского плача перед засыпанием.

Революционные (хотя и весьма жестокие) исследования Харлоу на детёнышах обезьян, доказали что прикосновения матери детёнышу жизненно необходимы. По данным его исследования было ясно видно, что матерчатая суррогатная мать для детёныша гораздо важнее, чем кормящая. Однако, в своих исследованиях Харлоу пошёл дальше и наблюдал, за теми детёнышами, которые выросли в условиях материнской депривации. Самки сами стали депривированными матерями относительно своих детей. Так же они не могли устанавливать связь с самцами вцеплялись им в морды. Тогда экспериментатор придумал «раму для изнасилования». 20 самок забеременнили. Часть из них убило свое потомство, другая часть оставались к ним равнодушными и лишь немногие вели себя относительно адекватно.

Документальный фильм «Джон», Джеймса и Джойс Робертсон, стал шокирующим в понимании важности привязанности ребёнка к объекту осуществляющем заботу и любовь. В след за научными наблюдениями Харлоу за детёнышами обезьян, этот фильм показывал историю депривации маленького ребёнка, который был разлучён с матерью на 9 дней. Зрители могли наблюдать, за тем как непоправимо для детской психики разрушение, прежде крепких, добрых, эмоциональных связей. Подобно «харлоувским» обречённым детёнышам обезьянок, которые крепко вцеплялись в махровое полотенце, семнадцати месячный Джон, в течение 9 дней, не отпускал своё одеялко,  как то единственное, что осталось у него от домашней жизни и являлось относительным гарантом постоянства и спокойствия.

 Д. Магагна считает, что вне контакта с матерью ребенок не, развивается, все его ресурсы «работают» на защиту от тревоги и преодоление чувства эмоционального дискомфорта. Она выделяет три типа поведения ребенка для компенсации чувства тревоги в отсутствии матери:

1) снятие стресса за счет увеличения подвижности;

2) угнетение двигательной активности («затаивание»);

3) аутостимуляция, или «поиск замены соска.

Среди отечественных психологов В. В. Лебединский занимался изучением особенностей детской психики. Он писал о том, что на первом году жизни для ребёнка даминирующую роль в психическом развитие играют сенсорные раздражители и важнее других раздражителей является тактильный. Основным источником тактильного раздражителя является мать. Сочетание прикосновения, тепла и давления, даёт сильный успокаивающий эффект.

В своих исследованиях он использует термин, предложенный Боулби – «поведение привязанности», как описание первого психического новообразования, выполняющего конкретные функции:

1.  обеспечение состояния безопасности

2.  снижение тревоги и страхов

3. регуляция агрессивного поведения.

В случае нахождения ребёнка в условиях материнской депривации, ребёнок ищет реализацию этих функций за счёт другого взрослого, ребёнка или за счёт аутостимуляции (сосание пальца, мастурбация, раскачивания и др.)

Ещё один отечественный исследователь детской психологии, М.И.Лисицина, опираясь на концепции А.Н.Леонтьева, обозначала, что мотивом деятельности общения для ребёнка служит взрослый. Осуществляется такое общение за счёт 3-х основных категорий средств общения: 1) экспрессивно-мимических, 2) предметно-действенных и 3) речевых операций. Первые выражают, вторые изображают, а третьи — обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому и получить от него.

Организуя включённую деятельность общения, мать, побуждает ребёнка к эмоциональному отклику, что является первой формой общения – ситуативно-личностной. Депривация ребёнка на этом периоде ведёт к искажению не только форм общения, но и всей эмоционально-личностной и познавательной сфер.

В своей книги «Эмоциональное развитие дошкольников» А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева, рассматривают эмоциональную составляющую детского развития, как важнейший компонент, влияющий на психическое развитие и соматическое состояние дошкольника.

Авторы выделяют три уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий. Высокий уровень формируется при материнской включенности и эмоциональной теплоте в адрес ребёнка. Эмоционально-зависимые и эмоционально отвергающие типы взаимодействия формируют средний и низкий уровни.



Просмотров: 398
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Потребности развития ребёнка
  • Должна ли мать любить своего ребёнка?
  • Зарождение привязанности в отношениях матери и ребёнка
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Фильм “Гаттака” - отношения матери и ребёнка
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Психологическая связь матери и ребёнка.
  • О роли матери в воспитании ребёнка
  • Понимание потребностей в воспитании ребёнка.
  • Критерии гармоничного психического развития ребёнка от 1 года до 2 лет.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Критерии гармоничного психического развития ребёнка с рождения до года.
  • О значении сказки для развития личности ребёнка
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Влияние перинатального периода на психику человека. Часть 2- Психоэмоциональная связь матери и ребёнка
  • Контакт с телом матери, как возможность для ребёнка - наполниться ресурсом
  • Сексуальные потребности ребёнка.
  • Экспресс – диагностика уровня развития ребёнка
  • Рождение ребёнка и формирование взаимосвязи в диаде "мать - новорождённый"
  • Созависимость матери от успешности обучения её ребёнка
  • Показатели развития ребёнка от 0 мес. до 1 года.
  • Гаджеты нужны для развития ребёнка!
  • История одного ребёнка. Пропуск учёбы. Пощёчина матери.
  • Качество привязанности как фактор устойчивости ребёнка к психической травме: профилактический аспект
  • Технологии сенсорного развития ребёнка в детском саду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь