Остановите Землю, я сойду. Во мне живёт инфантилизм

Автор статьи: Родионова Ольга

Вам уже больше 20 лет, но Вы до сих пор слышите в свою сторону «ведёшь себя, как ребёнок», «Когда же, ты повзрослеешь?». И сильно задевает, что окружающие не воспринимают Вас всерьёз, не считаются с Вашим мнением. Да и вообще тяжело живётся в этом мире, страшно жить. Подождите... А может быть причина всех бед -  инфантилизм?

Начнём с того, что такое вообще инфантильность, инфантилизм?

Термин «инфантильность» используется в 2-х областях знаний – в медицине (обозначает отставание в физическом развитии, зачастую это результат внутриутробных процессов - переохлаждение, отравление или инфицирование плода в период беременности) и в психологии. И в медицине, и в психологии под инфантильностью понимают недоразвитость, только в 1 случае – физиологическую, а в психологии –  как проявление психической незрелости, личностной несостоятельности. Т. е. когда ребёнок родился здоровым с точки зрения медицины, а дальше из-за психологических факторов превращается в инфантильного человека. Психологический инфантилизм рассмотрим подробнее.

Инфант – это по паспорту взрослый человек, но демонстрирующий детское поведение. Его беда в том, что он застрял в развитии своей эмоционально-волевой сферы. Про него говорят «великовозрастный ребёнок», ему сложно адаптироваться к реальности и позаботиться о себе, не говоря уже - заботиться о других.

Это девушки и парни, которые не знают, что такое готовить,  как вести семейный бюджет, что такое домашние обязанности, те, кто набирают большое количество кредитов и не выплачивают, те, кто не умеют принимать решения и нести ответственность за последствия, те, кто вечно не готов к серьезным отношениям и осуществлению своих задумок.

За инфантильностью неизбежно следует распад личности и духовная опустошённость. Потому что стоять на месте невозможно, либо развитие и взросление, либо деградация.

Как определить инфантильного человека?

Есть яркие симптомы данного состояния, это то, что свойственно ребёнку. Только для 3-х летнего малыша это норма, а для 30-летнего «малыша» –  отклонение.

Перечислю самые яркие проявления инфантильности:

  • Не умеет управлять своими эмоциями. Часто капризничает, истерит, обидчив, гневлив. И главное, в своих чувствах всегда обвиняет других людей, его слова «Ты меня раздражаешь», «Из-за тебя у меня болит голова». Ему сложно взять ответственность за свои переживания и признать это «Я раздражаюсь на тебя. Я выбираю, как реагировать: простить или обидеться». Из-за того, что эмоции берут верх над разумом, часто впадает в ловушку самобичевания и других неприятных переживаний, что тормозит его продуктивную деятельность. Самое сильное чувство инфанта – страх. Испытывает страх перед трудностями, перед людьми, ведь он ощущает себя маленьким, беспомощным, а они большие и «всё могут».
  • Живёт стереотипами «как надо, как принято» Сильно развито подражание, всегда копирует кого-то – как одеться, как думать и что говорить. Использует в жизни лишь готовые способы и рецепты действий и поведения. В отличие от Взрослого, который ищет именно СВОЁ счастье и СВОЮ жизнь.
  • Мозаичное мировоззрение и детский эгоизм – эгоцентризм. Это значит, чтопредставление о мире не целостное, т. е. человек видит только то, что ему удобно, что ему нравится. При этом видит себя центром Вселенной, что все и всё должно вращаться вокруг него и все ему должны обеспечить хорошую жизнь, а когда что не «по его», он злиться.

Вообще инфант плохо понимает себя и своё место в мире. За всю жизнь так и не понимает «Кто Я?».

  • Потребительское отношение к миру. Больше берёт, чем даёт. Он считает, что ему все должны сделать хорошо, а он никому ничего не должен. Нет никаких обязательств, только «Хочу» и детская непосредственность «захотел - взял», тем самым нарушая границы других людей.
  • Паразитирующий образ жизни, т. е. присасывается к другому человеку и живёт за его счёт -  на чужом обеспечении. Он убеждён, что родители, а потом супруг обязаны их содержать. Получается, что уходя из родительской семьи просто меняет одного опекуна на другого.
  • Боится ответственности и принимать самостоятельно решения, а тем более отвечать за их последствия.
  •  Любит мечтать, и этим ограничивается. Его фантазии не доходят до действий, потому что действовать, значит считаться с реальностью, принимать её, даже когда она тебе не нравится, а инфант боится реальности, не знает как с ней обходиться. То, где он себя хорошо чувствует – это фантазии, развлечения, удовольствие. От него часто слышишь «Вот если бы... то я бы…».
  • Живёт в ожидании чуда, ждёт, что кто-то более сильный, более умный (это может быть начальник, партнёр, президент и пр. миссия) придёт и все проблемы решит за него – осчастливит, сделает богатым и т. п.

Остановите Землю я сойду Во мне жив т инфантилизм 

Откуда же берётся инфантилизм?

У каждого возрастного этапа есть свои задачи, которые необходимо решить каждому человеку в процессе своего развития и если он справляется с ними, формируются новообразования, помогающие успешно адаптироваться в среде, удовлетворять свои потребности и легче решать следующие задачи. Нерешённые задачи предыдущих этапов значительно осложняют жизнь, накапливаясь грузом неудач.

Мы обычно как думаем? Что сложные обстоятельства – это проблема, ещё говорят кризис, а ведь именно здесь и кроется психологическая задача для души, которую надо решить и получить свои дивиденды.

К примеру, возраст 2 – 3 года – человек делает первый шаг в сторону самостоятельности или нерешительности. Это называется «кризис 3- лет». Маленький человечек всё хочет делать сам и по-своему. Если его поддержат в собственной инициативе, окружение проявит терпение, то у ребёнка сформируется это ощущение «Я могу», а если тревожное окружение будет всё время «ой, ты не так делаешь, ой упадёшь» то сформируется нерешительность, зависимость от окружающих. В будущем это проявится в недоверии к себе и постоянном поиске опоры извне - «А что скажут люди?!». Конечно, сложность задач с годами увеличивается. Потом идёшь в школу – развиваются волевые качества и т .д.

Период 12 – 17 лет основные для формирования инфантильности – так как в этом возрасте подросток неосознанно принимает решение – стать взрослым или остаться маленьким. Если он сможет в этом возрасте найти СВОИ ответы на вопросы: «Кто Я? Какой Я? Мои ценности и ориентиры. Какие правила во взрослой жизни? Умею ли договариваться» и т. д., то можно говорить, что задачи решены и идёт движение вперёд. Если не находит СВОИХ ответов, а пользуется чужими навязанными – то остаётся ребёнком, за которого теперь будут всё решать другие авторитеты.

Вполне естественно желание родителя оградить малыша от всяческих опасностей и сделать жизнь максимально комфортной. Но желание уберечь и принять за ребёнка лучшее решение, не всегда оправдано.

Одеть малыша намного быстрее и легче чем дать ему время самостоятельно это сделать. Написать уроки за ребёнка. Убраться в его комнате, сложить игрушки. Это вроде такие мелочи, но хорошая почва для развития инфантилизма. И вообще это для родителя мелочь, а для ребёнка в его возрастном этапе развития – это большие задачи. Ошибка родителя – это неумение видеть и понимать маленькие шаги развития, а главное неумение доверять ребёнку, неверие в его силы.

Родитель на протяжении жизни как бы даёт двойное послание: "Я хочу, чтобы ты был успешен – но при этом я делаю все возможное, чтобы успеха ты не достиг".

А более эффективная стратегия родителя выглядит так.

Если ребёнок катается на горке, он должен сам спуститься и поднять санки наверх. А ведь часто видим картину, как мама бежит следом и поднимает санки.

Садясь в машину, конечно легче 5летнего ребёнка занести на руках, а Вы дайте ему время, чтобы он сам вскарабкался в машину.

Благодарите и хвалите ребёнка за взятую ответственность «Спасибо, что приготовил кушать, а то мне пришлось бы стоять у плиты, я с удовольствием отдохну». Подкрепляйте добрыми словами его самостоятельность.

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте их ему. Позвольте ребенку встретиться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».

Конечно, стоит признать, что уровень криминальности высок и беспокойства родителей часто обоснованы. Но всё, что Вы можете сделать: Информируйте ребёнка о правильном поведении на улице – с кем нельзя контактировать, с кем можно. Учите маршруту, по которому вы часто передвигаетесь.

Чаще говорите растущему человеку: «Я в тебя верю. Ты сможешь разобраться сам.  Я готов поддержать тебя, буду рядом, но свой путь ты должен пройти самостоятельно!» Важно давать равномерный баланс поддержки и свободы действий.

Задача родителей (помним, что в каждом возрасте есть свои задачи) — научится отпускать своих детей. Получая от матери сверхвнимание и заботу ребёнок ждёт такого же отношения и от мира, и если этого не получает, то пугается и отказывается от продвижения вперёд,  прячется в своём коконе, становится замкнут, социальные связи стремится свести к нулю, чтобы избежать опасности. Книги, компьютер, алкоголь, домашние животные становятся единственными их верными друзьями. Ведь с ними не страшно.

Конечно, помимо родителей есть другой фактор роста инфантильности – это социокультура. Исчезла среда, распалась культура детской игры, когда дети могли собираться во дворе и учиться строить отношения, решать конфликты своими силами. Сейчас, всё чаще дети сидят по домам у телевизоров и компьютеров, более изолированы, потому отсутствует тренировка навыка взаимодействия, а это часть взрослости. Детские площадки вроде есть, но там совсем малыши, которых охраняют мамы и с удовольствием решают возникшие ссоры детей.

Более того, мы в настоящее время живём в обществе потребления, где «Дай мне» больше чем «Возьми от меня» и соответственно инфантилизм социально и государственно востребован. Как бы странно и печально не звучало, но государственному аппарату нужны люди, которые в своём сознании остаются детьми – так легче управлять народом, держать в страхе и послушании. Дети не могут быть равными партнёрами – они могут повозмущаться, потопать ногами, но сделать-то ничего не могут. Ребёнка легче подкупить, он же живёт системой ценностей «Хочу и побольше», и тогда образно выражаясь: «Большой» говорит «на тебе 100 грн. и молчи, отдай мне свой голос». А ребёнок и рад, у него всё равно есть убеждение, что он маленький и ничего не решает. С взрослым так легко не получится, «игрушками» не откупишься, ему необходимо предложить равные условия выгоды, а на это не каждое государство может пойти.

Вам до сих пор хочется оставаться "маленьким"?  

Взрослея, мы преодолеваем страхи, неуверенность и проблему детского несоответствия больших потребностей и маленьких возможностей.

Мне вспоминаюся строки стихотворения: «Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать. Не надо бабушку трясти: Прочти, пожалуйста, прочти! Не надо умалять сестрицу – ну почитай ещё страницу. Не надо звать, не надо ждать, а можно взять и почитать!»

Больше интерсных статей на сайте http://psy-dopomoga.com.ua



Просмотров: 292
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Если ты больше, чем надо, ты меньше чем есть
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?
  • Когда все говорят "надо простить родителей" - надо ли?
  • Как превратить "НАДО" в ХОЧУ или как сделать жизнь в удовольствие?
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Надо ли уживаться с нарциссом? А если надо, то как это сделать?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Когда тебя «не надо», а ты ЕСТЬ
  • Сенсорная аттенюация: как уменьшить свои страдания просто взяв на себя ответственность за свою жизнь
  • Деньги в дом. Пять вещей, которые надо успеть сделать в этом месяце
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Вы еще можете спасти свои отношения, если у вас есть эти 3 вещи
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Сталкинг становится все более опасен: что делать, если твой мужчина тебя пугает
  • Экстренная помощь, если надо быстро «взять себя в руки»!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь