|
Остановите Землю, я сойду. Во мне живёт инфантилизмАвтор статьи: Родионова Ольга
Вам уже больше 20 лет, но Вы до сих пор слышите в свою сторону «ведёшь себя, как ребёнок», «Когда же, ты повзрослеешь?». И сильно задевает, что окружающие не воспринимают Вас всерьёз, не считаются с Вашим мнением. Да и вообще тяжело живётся в этом мире, страшно жить. Подождите... А может быть причина всех бед - инфантилизм? Начнём с того, что такое вообще инфантильность, инфантилизм? Термин «инфантильность» используется в 2-х областях знаний – в медицине (обозначает отставание в физическом развитии, зачастую это результат внутриутробных процессов - переохлаждение, отравление или инфицирование плода в период беременности) и в психологии. И в медицине, и в психологии под инфантильностью понимают недоразвитость, только в 1 случае – физиологическую, а в психологии – как проявление психической незрелости, личностной несостоятельности. Т. е. когда ребёнок родился здоровым с точки зрения медицины, а дальше из-за психологических факторов превращается в инфантильного человека. Психологический инфантилизм рассмотрим подробнее. Инфант – это по паспорту взрослый человек, но демонстрирующий детское поведение. Его беда в том, что он застрял в развитии своей эмоционально-волевой сферы. Про него говорят «великовозрастный ребёнок», ему сложно адаптироваться к реальности и позаботиться о себе, не говоря уже - заботиться о других. Это девушки и парни, которые не знают, что такое готовить, как вести семейный бюджет, что такое домашние обязанности, те, кто набирают большое количество кредитов и не выплачивают, те, кто не умеют принимать решения и нести ответственность за последствия, те, кто вечно не готов к серьезным отношениям и осуществлению своих задумок. За инфантильностью неизбежно следует распад личности и духовная опустошённость. Потому что стоять на месте невозможно, либо развитие и взросление, либо деградация. Как определить инфантильного человека? Есть яркие симптомы данного состояния, это то, что свойственно ребёнку. Только для 3-х летнего малыша это норма, а для 30-летнего «малыша» – отклонение. Перечислю самые яркие проявления инфантильности:
Вообще инфант плохо понимает себя и своё место в мире. За всю жизнь так и не понимает «Кто Я?».
Откуда же берётся инфантилизм? У каждого возрастного этапа есть свои задачи, которые необходимо решить каждому человеку в процессе своего развития и если он справляется с ними, формируются новообразования, помогающие успешно адаптироваться в среде, удовлетворять свои потребности и легче решать следующие задачи. Нерешённые задачи предыдущих этапов значительно осложняют жизнь, накапливаясь грузом неудач. Мы обычно как думаем? Что сложные обстоятельства – это проблема, ещё говорят кризис, а ведь именно здесь и кроется психологическая задача для души, которую надо решить и получить свои дивиденды. К примеру, возраст 2 – 3 года – человек делает первый шаг в сторону самостоятельности или нерешительности. Это называется «кризис 3- лет». Маленький человечек всё хочет делать сам и по-своему. Если его поддержат в собственной инициативе, окружение проявит терпение, то у ребёнка сформируется это ощущение «Я могу», а если тревожное окружение будет всё время «ой, ты не так делаешь, ой упадёшь» то сформируется нерешительность, зависимость от окружающих. В будущем это проявится в недоверии к себе и постоянном поиске опоры извне - «А что скажут люди?!». Конечно, сложность задач с годами увеличивается. Потом идёшь в школу – развиваются волевые качества и т .д. Период 12 – 17 лет основные для формирования инфантильности – так как в этом возрасте подросток неосознанно принимает решение – стать взрослым или остаться маленьким. Если он сможет в этом возрасте найти СВОИ ответы на вопросы: «Кто Я? Какой Я? Мои ценности и ориентиры. Какие правила во взрослой жизни? Умею ли договариваться» и т. д., то можно говорить, что задачи решены и идёт движение вперёд. Если не находит СВОИХ ответов, а пользуется чужими навязанными – то остаётся ребёнком, за которого теперь будут всё решать другие авторитеты. Вполне естественно желание родителя оградить малыша от всяческих опасностей и сделать жизнь максимально комфортной. Но желание уберечь и принять за ребёнка лучшее решение, не всегда оправдано. Одеть малыша намного быстрее и легче чем дать ему время самостоятельно это сделать. Написать уроки за ребёнка. Убраться в его комнате, сложить игрушки. Это вроде такие мелочи, но хорошая почва для развития инфантилизма. И вообще это для родителя мелочь, а для ребёнка в его возрастном этапе развития – это большие задачи. Ошибка родителя – это неумение видеть и понимать маленькие шаги развития, а главное неумение доверять ребёнку, неверие в его силы. Родитель на протяжении жизни как бы даёт двойное послание: "Я хочу, чтобы ты был успешен – но при этом я делаю все возможное, чтобы успеха ты не достиг". А более эффективная стратегия родителя выглядит так. Если ребёнок катается на горке, он должен сам спуститься и поднять санки наверх. А ведь часто видим картину, как мама бежит следом и поднимает санки. Садясь в машину, конечно легче 5летнего ребёнка занести на руках, а Вы дайте ему время, чтобы он сам вскарабкался в машину. Благодарите и хвалите ребёнка за взятую ответственность «Спасибо, что приготовил кушать, а то мне пришлось бы стоять у плиты, я с удовольствием отдохну». Подкрепляйте добрыми словами его самостоятельность. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте их ему. Позвольте ребенку встретиться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным». Конечно, стоит признать, что уровень криминальности высок и беспокойства родителей часто обоснованы. Но всё, что Вы можете сделать: Информируйте ребёнка о правильном поведении на улице – с кем нельзя контактировать, с кем можно. Учите маршруту, по которому вы часто передвигаетесь. Чаще говорите растущему человеку: «Я в тебя верю. Ты сможешь разобраться сам. Я готов поддержать тебя, буду рядом, но свой путь ты должен пройти самостоятельно!» Важно давать равномерный баланс поддержки и свободы действий. Задача родителей (помним, что в каждом возрасте есть свои задачи) — научится отпускать своих детей. Получая от матери сверхвнимание и заботу ребёнок ждёт такого же отношения и от мира, и если этого не получает, то пугается и отказывается от продвижения вперёд, прячется в своём коконе, становится замкнут, социальные связи стремится свести к нулю, чтобы избежать опасности. Книги, компьютер, алкоголь, домашние животные становятся единственными их верными друзьями. Ведь с ними не страшно. Конечно, помимо родителей есть другой фактор роста инфантильности – это социокультура. Исчезла среда, распалась культура детской игры, когда дети могли собираться во дворе и учиться строить отношения, решать конфликты своими силами. Сейчас, всё чаще дети сидят по домам у телевизоров и компьютеров, более изолированы, потому отсутствует тренировка навыка взаимодействия, а это часть взрослости. Детские площадки вроде есть, но там совсем малыши, которых охраняют мамы и с удовольствием решают возникшие ссоры детей. Более того, мы в настоящее время живём в обществе потребления, где «Дай мне» больше чем «Возьми от меня» и соответственно инфантилизм социально и государственно востребован. Как бы странно и печально не звучало, но государственному аппарату нужны люди, которые в своём сознании остаются детьми – так легче управлять народом, держать в страхе и послушании. Дети не могут быть равными партнёрами – они могут повозмущаться, потопать ногами, но сделать-то ничего не могут. Ребёнка легче подкупить, он же живёт системой ценностей «Хочу и побольше», и тогда образно выражаясь: «Большой» говорит «на тебе 100 грн. и молчи, отдай мне свой голос». А ребёнок и рад, у него всё равно есть убеждение, что он маленький и ничего не решает. С взрослым так легко не получится, «игрушками» не откупишься, ему необходимо предложить равные условия выгоды, а на это не каждое государство может пойти. Вам до сих пор хочется оставаться "маленьким"? Взрослея, мы преодолеваем страхи, неуверенность и проблему детского несоответствия больших потребностей и маленьких возможностей. Мне вспоминаюся строки стихотворения: «Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать. Не надо бабушку трясти: Прочти, пожалуйста, прочти! Не надо умалять сестрицу – ну почитай ещё страницу. Не надо звать, не надо ждать, а можно взять и почитать!» Больше интерсных статей на сайте http://psy-dopomoga.com.ua Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|