В период кризиса многие компании сталкиваются с необходимостью массовых увольнений. Безусловно, это вызывает сильный стресс. Для руководителя этот стресс не меньше, чем для самого сотрудника, т.к. очень часто руководитель испытывает чувство вины за принятие непопулярного решения. В данной статье я дам рекомендации по профилактике стресса и расскажу о небольших психологических приемах, которые могут помочь при увольнениях.
Вы приняли решение расстаться:
1) Разговор должен быть запланирован. Возьмите в правило к таким разговорам готовиться так же серьезно, как ко встрече с заказчиками. Привлеките к разговору службу персонала или проконсультируйтесь с ними насчет возможных последствий с конкретным сотрудником. Постарайтесь продумать вопросы, которые может задать увольняемый сотрудник и ответы на них. Подготовка к разговору поможет снизить стресс.
2) Обязательно ко встрече подготовьте необходимые документы, чтобы сотрудник вышел после разговора с подписанным соглашением.
Как сообщить об увольнении:
1) Вы встретились лично с сотрудником либо совместно с менеджером по управлению персоналом в закрытой переговорной комнате или кабинете. Вас не должен никто отвлекать, телефон отложите в сторону.
2) Проводите увольнение официально. Если вы будете объяснять сотруднику причины своими словами, пускаясь в разъяснения, он может воспринять происходящее как личную неприязнь, обиду. Тон голоса должен быть твердым, но не агрессивным. Даже в том случае, если вы испытываете агрессию, злость или другие негативные эмоции, важно сохранять спокойствие и держать себя в руках.
3) Если сотрудник что-то желает объяснить, не перебивайте его. Лучше дать возможность выговорится с вами в кабинете, чем спровоцировать бурную реакцию (крик, грубость) после.
4) Если вам сложно управлять эмоциями, несколько рекомендаций:
- Помните во время разговора про дыхание. Дышите медленно, делайте глубокие вдохи и выдохи. Это вас успокоит;
- Если ситуация сильно накалена, найдите причину выйти из кабинета. Это поможет буквально выйти из ситуации и перевести дух;
- Если выйти нет возможности, проговорите про себя эмоции: «Я очень зол», «я напуган» и т.д.
В период отработки сотрудником обговоренного с вами срока нужно оставаться в контакте с остальными сотрудниками. Очень рекомендую, чтоб об увольнении они узнавали от вас, а не от «бывшего» коллеги. Окажите профессиональную поддержку при необходимости. Не бойтесь отвечать на вопросы, а лучше всего предложите сотрудникам задать вам волнующие их вопросы. Это поможет снять тревогу в коллективе.
Для того, чтобы сохранить ровные отношения с уволенным сотрудником, привлеките службу HR, предложите помощь в составлении резюме. Если это уместно, предложите свои контакты для рекомендации.
Профилактика стресса.
Есть факторы, снижающие уровень стресса. Это полноценное и здоровое питание, достаточный сон, чувство юмора, финансовое благополучие, стабильность в семье.
Также:
— поддерживайте двигательную активность: она снижает стрессовую реакцию, помогает реализовать заданную стрессом физиологическую готовность к действию в борьбе за выживание (посещайте спортзал, бассейн и т. д.);
— научитесь высвобождать физическое напряжение: в течение дня периодически расслабляйте лицо, плечи, руки, ноги, принимайте расслабленную позу;
— уделяйте время релаксирующим водным процедурам: ароматным ваннам, контрастному душу, бане;
— избавляйтесь от мышечных зажимов у профессионального массажиста;
— обязательно развлекайтесь: находите время для отдыха с друзьями, танцев, шоппинга;
— замедляйте темп и думайте над тем, как эффективно организовать свое время (можно пройти тренинг по тайм-менеджменту).
Увольнение всегда стресс, но не забывайте, что это же и возможность роста для вас, сотрудника и компании.
Берегите себя.
С наилучшими пожеланиями,
психолог
Анастасия Калашникова.