Испытание карьерой: четыре беседы с коучем.

Карьера без испытаний - не карьера? Для миллионов женщин во всем мире этот вопрос является утверждением, доказанным практикой. Как же может быть иначе? - скажете вы, вспомнив свой опыт и опыт своих подруг.

О том, как с помощью коучинга написать сценарий развития карьеры и превратить испытания, которые она сулит, в интересные повороты сюжета, расскажет психолог, психотерапевт международной квалификации, ректор Института эффективного тренинга Алексей Геращенко.

1. Социальные стереотипы: знакомые все лица!

…Социологи бьют тревогу: в развитых странах, в том числе и в России возможности образованной и в целом, успешной современной женщины, стремящейся подняться вверх по карьерной лестнице, скованы социальными стереотипами и традициями. И это притом, что только за последние двадцать лет доля работающих женщин увеличилась на 25% и составляет до 75% от общего числа женщин! Понять обеспокоенность социологов можно - если общество не создаст условия для развития карьеры женщин, как знать, может быть, мир ждет " женская революция"? Сюжет, достойный фантастического блокбастера!

Итак, каковы же основные стереотипы восприятия образа женщины в деловом мире?

Стереотип №1.
"Женщины непостоянны в карьере".
Что он означает?
- Женщины всегда будут следовать моделям непостоянного (по сути, прерываемого, непродуманного, нелогичного) развтития карьеры, чтобы приспособиться к потребностям своих семей.

Стереотип №2.
"Выше "стеклянного потолка" не прыгнешь".Что он означает?
- В каждой компании существует феномен "стеклянного потолка", который женщинам очень трудно преодолевать, поскольку считается, что они не способны выполнять организаторскую и управленческую работу на высших уровнях бизнес-иерархии. Получается, что "видит око, да зуб неймет".

Стереотип №3.
"Женщины любят работу, которую не любят мужчины".
Что он означает?
- Представительницы прекрасного пола в целом предпочитают социально-ориентированные и художественные занятия, в противоположность имеющим практическую выгоду, исследовательским и предпринимательским занятиям мужчин.

И все же главными носителями стереотипов, мешающих профессиональной реализации, являются сами женщины, считают психологи. Многие из женщин, ради того, чтобы преуспеть в современной бизнес-среде, зачастую неосознанно, "включают в работу", по меньшей мере, одну из социально-психологических ролей: "мать" (заботливая), "ребенок" (зависимая), "железная леди" (неуправляемая) или "секси" (сексуальный объект).

Предъявляя себя в той или иной роли, женщины поддерживают вышеизложенные социальные стереотипы, а роль собственно профессионала, например руководителя, уходит на второй план.

В результате, многие женщины оказываются не в состоянии в полной мере развить и реализовать свои способности.

А если все это так, то почему бы не попробовать начать менять мир "с себя" и изменяя свои шаблоны самовосприятия, не помочь себе самой?..

Прежде чем решиться на такой важный шаг, начните с небольшого теста.

Представьте себе воображаемую шкалу от "0" до "10". Назовем ее "Шкала удовлетворенности равитием карьеры", где "0" - я мечтаю о переменах в карьере, а "10" - все прекрасно, мне не о чем мечтать. Задайте себе вопрос: "какое значение этой шкалы соответствует моей ситуации"? И прислушайтесь к себе. Если ваш ответ укладывается в интервал от "5" до "10" - вы можете подумать о карьере… завтра, а если ваш ответ в интервале от "0" до "5" - вам нужно срочно работать над собой! И здесь незаменим коучинг.

2. Самокоучинг карьеры: модель GROW

По определению доктора Энтони М. Гранта из Университета Сиднея, "коучинг - это сфокусированный на решении, ориентированный на результат и систематический процесс сотрудничества, в ходе которого коуч* содействует улучшению выполнения деятельности, увеличению жизненного опыта, самостоятельному научению и личностному росту людей". Самокоучинг служит тем же целям, и при этом ваш коуч - вы!

Для карьерного самокоучинга идеально подходит модель GROW, разработанная известным английским коучем сэром Джоном Уитмором. Она состоит из четырех этапов.

Этап №1. Ставим привлекательные цели (goals).
Постановка цели - основа для ваших положительных изменений.

1. Задайте себе вопросы, касающиеся самокоучинга. Что я ожидаю от самокоучинга? Как я пойму, что провела время с пользой? Какие чувства я хотела бы испытать по окончании этой сессии? Что я могу сделать на данной сессии, что было бы наиболее продуктивным?2. Продумайте в деталях свои желания и намерения и тогда, конечно, Вы сможете это достичь! Определяйте SMART-цель. Вы должны сформулировать цель так, чтобы она стала: S. Specific and Stretching - конкретной и протяженной. M. Measurable - измеримой. A. Attractive - привлекательной. R. Realistic - реалистичной. T. Time framed - определенной во времени.

Этап №2. Анализируем реальность и личные ресурсы (reality).

На этом этапе вы в подробностях анализируете вашу реальную ситуацию. То, что происходит на самом деле. Ваша задача - расширить осознание сильных и слабых сторон вашей деятельности. Вопросы, на которые необходимо ответить: - Что происходит в моей жизни, (в моей семье, в организации) в настоящий момент? - Какие факторы являются ключевыми? - Что из того, что происходит, помогает, а что мешает достижению моей цели? - Что нужно оставить как есть? - Что нуждается в изменении?

Этап №3. Оцениваем возможности (options).

Здесь вы должны определиться с тем, какими вариантами для достижения цели вы располагаете. Ваша задача - продвинуться дальше от привычного. И найти решение. Это своего рода мозговой штурм. Спросите себя: - Что я могу сделать в данных обстоятельствах? (Набросайте как можно больше вариантов). - Какие из перечисленных вариантов действий наиболее привлекательны для меня? - Какие действия наиболее привлекательны для окружающих меня людей? - Какие плюсы и минусы у варианта, к которому я склоняюсь? Если вы испытываете трудности с нахождением вариантов, ответьте себе: - Бывают ли периоды, когда проблема, которую я хочу решить с помощью коучинга, не возникает? - В чем отличие этих периодов от других? - Как я могу усилить то, что "работает"? - Что срабатывало у меня в прошлом? - Как это происходило? (Вспомнить пошагово, детально). - Что можно сделать для изменения ситуации? - Кто может поддержать меня при достижении цели?

Этап №4. Делаем выводы (wrap-up). Планируем дальнейшие действия.

Перед окончанием сессии самокоучинга вам нужно спланировать дальнейшие действия. Для этого: - Поставьте перед собой конкретные задачи. - Определите, кто из вашего окружения и в чем может вам помочь. - Что может помешать вам при достижении цели? - Что вы будете делать, столкнувшись с этими препятствиями? - По каким критериям вы поймете, что пришли к успеху?

Практика показывает, что на хорошую проработку каждого этапа самокоучинга требуется, в среднем, от одной до двух сессий длительностью 50 минут каждая. Между сессиями полезно делать перерывы не менее двух-трех дней. Важно помнить, что по окончании каждой сессии коучинга, вы должны составлять план действий и фиксировать его на бумаге. Если записей не делалось, это был не коучинг!

3. Как работает коучинг: реальные истории

Мы, люди, любим, мечтать, фантазировать, заглядывать в будущее. Благодаря этой способности, работа на этапе №1 в коучинге относительно проста. А вот этап №2 требует особого рассмотрения. Любые положительные изменения в жизни людей начинаются с осознания и принятия того, что есть. Когда вы принимаете реальность, она начинает подталкивать вас к желаемым изменениям. Это то умение, которое можно и нужно совершенствовать. Если вы научитесь принимать "подталкивающую" реальность и при этом держать в фокусе внимания манящую вас цель, вы будете успешны в ее достижении.

Истории, приводимые ниже - хорошее тому подтверждение.

История первая

Мария Т., 29 лет, содиректор кадрового агентства.

"Я хочу развиваться как профессионал, а мой бизнес-партнер не принимает меня всерьез".

Ситуация.

Кадровому агентству три года. Бизнес успешно развивается. Год назад (!) Мария составила и экономически обосновала план развития организации, основное направление которого - открытие региональных представительств и расширение спектра кадровых услуг. План обсуждался три раза, и трижды решение по нему откладывалось из-за позиции партнера: "все это интересно, но ты же у нас умница, Маша и прекрасно понимаешь, что "лучше синица в руке", расслабься, у нас и здесь дел выше крыши!".

Коучинг.

Первая формулировка цели. "Хочу, чтобы он воспринимал меня всерьез. Хочу быть услышанной. Хочу, чтобы мой план был принят".

На второй встрече, анализируя реальность и личные ресурсы (этап №2), на вопрос коуча, как ее воспринимает деловой партнер, Мария в запальчивости отвечает: "как девочку с бантиком!". "А как себя воспринимаете вы?". "Аналогично…" - удивленно проговаривает клиентка. "И это притом, что в фирме все на моих плечах, а у него - представительские функции!".

Осознав свою ключевую социально-психологическую роль "девочки, ребенка", Мария меняет формулировку цели.

Вторая формулировка цели. "Хочу стать настоящим деловым партнером. Хочу развить в себе самоуважение. Хочу иметь вес в собственных глазах".

Результат.

Курс коучинга состоял из пяти встреч. Через полтора месяца после окончания коучинга, план развития компании, разработанный Марией, был утвержден. "Я давно не испытывала такого удовольствия от работы" - сказала Мария, позвонив со словами благодарности коучу.

История вторая

Татьяна Н., 31 год, топ-менеджер фармацевтической компании.

"Я ищу работу в крупном бизнесе. А на собеседовании в компании моей мечты мне сказали, что я слишком хороша для них".

Ситуация.

Татьяна - руководитель с восьмилетним стажем работы. В течение полутора лет руководит одним из направлений деятельности компании. Будучи деятельной и неуемной натурой, считает что "в этой компании доросла до потолка, а потому открыта новым контактам и возможностям". На собеседования ходит, только если компания и вакансия ей интересны. А это должен быть "крупный перспективный бизнес". Недавно Татьяну пригласили на переговоры по трудоустройству. Компания соответствовала ее эталону. После встречи с вице-президентом, когда путь к президенту и в компанию был, казалось, открыт, Татьяна получила неожиданный отказ. Формулировка вице-президента ее поразила - "вы слишком хороши для нас"!

Коучинг.

Первая формулировка цели. "Хочу, уметь "влюбить" в себя работодателя. Хочу научиться сводить к минимуму риск отказа".

На второй встрече, анализируя реальность и личные ресурсы (этап №2), Коуч предложил сыграть, прямо на сессии, в ситуацию недавнего трудоустройства. После преодоления барьера смущения, Татьяна преобразилась. Коуч заметил, что, поддерживая деловой разговор, через какие-нибудь пять минут Татьяна кокетничала с ним! Коуч остановил игру и спросил у клиентки, как она проявляла себя в игре и как могла бы обозначить свое поведение.

Татьяне было трудно увидеть себя со стороны и еще труднее признать - то, что она считала элементарной приветливостью в контакте с работодателем, оказалось флиртом! "Почти год назад со мной расстался мой друг, и с тех пор я с головой погрузилась в работу" - смущаясь, призналась Татьяна коучу.

Роль "секси", столь роковым образом повлиявшая на результат собеседования Татьяны, стала осознанной, что естественно, повлекло за собой изменение формулировки цели.

Вторая формулировка цели. "Хочу уметь выгодно подать себя на собеседовании. Хочу проявлять свои лучшие деловые качества и немного женского обаяния".

Результат.

Курс коучинга состоял из четырех встреч. Через три месяца после окончания коучинга, Татьяна устроилась на работу в крупную западную компанию. У нее новый молодой человек.

"Теперь я четко различаю, что такое женское обаяние, а что - кокетство, или тем более флирт" - смеется Татьяна.

История третья

Елизавета М., 34 года, ресторатор.

"В моем ресторане, похоже, только мне есть до всего дело!".

Ситуация.

Ресторан Елизаветы открылся месяц назад после ремонта. Елизавета обозначила ситуацию очень эмоционально. "В моем ресторане, похоже, только мне есть до всего дело! Я уже разорилась на уборочном инвентаре, вилках и тарелках! Все ломается и пропадает! Я внушаю своим сотрудникам - это ваш дом, мы - одна семья, а они работают спустя рукава!". Ресторан был сбывшейся мечтой и делом жизни Елизаветы. Она прошла все ступени развития карьеры: от официантки до директора и, казалось, ее ничто не может удивить. Все резко изменилось, когда Елизавета стала собственником бизнеса. Разглядев в своих подчиненных недостаточную любовь к делу, и найдя тому "массу подтверждений", ни одно из которых не опиралось на объективные критерии, Елизавета восприняла это как личное оскорбление и профессиональный вызов. Мысль о "недостаточной любви" настолько захватила воображение клиентки, что вместо того, чтобы выстраивать систему управления, используя свой богатый опыт, она выискивала примеры этой "недостаточной любви" и устраивала душещипательные беседы со своими сотрудниками.

Коучинг.

Первая формулировка цели. "Я хочу сделать так, чтобы они полюбили мой ресторан так же, как я!".

На первой же встрече коуч удивил свою клиентку тем, что предложил ей, учитывая исключительность ситуации и запроса, приходить на коучинг ежедневно, из расчета два раза в день (утром и вечером). И так - на протяжении пяти дней, без перерывов. "Да вы что! У меня нет на это времени" - возмутилась Елизавета.

В ответ на это коуч хладнокровно заявил, что по его мнению, эффект от коучинга будет гораздо сильнее, если Елизавета полюбит коучинг так же как он, коуч. А для этого необходимо погружение в тему. И действительно, почему бы Елизавете не полюбить коучинг всей душой, ведь она же хочет, чтобы ее наемные сотрудники полюбили ресторан так же как она, собственник.

Этот момент стал ключевым в коучинге Елизаветы. Коуч помог осознать Елизавете, что она привнесла в свой бизнес семейную роль "мамочки" и вытекающие из нее способы взаимодействия с сотрудниками.

Вторая формулировка цели. "Хочу стать сильным руководителем в своем бизнесе и перестать быть мамочкой для персонала!"

Результат.

Курс коучинга продолжался на протяжении пяти встреч, из расчета одна встреча в неделю. Именно столько времени понадобилось, чтобы Елизавета смогла научиться контролировать материнскую роль и дать проявиться своим истинным управленческим талантам и наработкам. Она разработала объективные критерии оценки подчиненных и внедрила новую систему мотивации. Прошел год. Елизавета готовится к открытию нового ресторана.

История четвертая

Елена Ю., 27 лет, директор учебного центра международной торговой компании.

"Я мечтала попасть на эту должность, чтобы реализовывать свои творческие идеи, а не сражаться с непониманием руководителей!".

Ситуация.

На должность директора учебного центра международной торговой компании Елена пришла с должности менеджера по обучению и развитию персонала.

Итогом испытательного срока должна была стать презентация перед менеджерами высшего звена компании новой системы обучения, разработанной Еленой.

Стремление сделать презентацию эффектной и эффективной и подтолкнуло Елену воспользоваться услугами коуча.

На первой встрече с коучем, Елена поделилась своими опасениями.

Из ее рассказа следовало, что менеджеры не расположены к новым идеям и хотят оставить все как есть. Кроме того, что новую систему обучения, так же как и ее автора, никто не видел "в деле", у нее есть еще один недостаток - она стоит дополнительных денег. "Но я просто так не сдамся, я им покажу!" - в запальчивости заявила Елена.

Коучинг.

Первая формулировка цели. "Я хочу заставить их принять мой проект!"

Коуч попросил Елену ко второй встрече выполнить домашнее задание.

Суть его была проста. Елена просто пишет текст выступления и репетирует его перед зеркалом.

В начале второй встречи коуч предложил выполнить домашнюю заготовку.

Жесткие и хлесткие фразы, резкие жесты и высокий громкий голос в сочетании с хрупкой фигурой и очень женственным стилем одежды. Складывалось впечатление, что Елена продавливает свой проект и вместе с тем, если он будет принят, - у автора может не хватить сил на его реализацию.

"Роль железной леди Вам не очень подходит. Если вы победите, это будет пиррова победа" - обратная связь коуча заставила надолго задуматься Елену.

"Я действительно в душе не такая, просто я их очень боюсь" - призналась она.

"Но как мне с этим быть?".

"Покажите им, что женщина может руководить особым образом, по-женски! И сделайте это на примере той аудитории, которая соберется вас слушать".

Вторая формулировка цели. "Хочу найти такой стиль презентации, чтобы быть в гармонии с собой и добиваться поставленных целей!

Результат.

Курс коучинга продолжался на протяжении трех встреч, из расчета одна встреча в неделю. Елена научилась диалоговому подходу к презентации. Когда презентация началась, она вовлекла в дискуссию людей в аудитории, и грамотно руководя их взаимодействием, склонила большинство к принятию проекта. Менеджеры компании буквально сами доказали значимость новой системы обучения для компании. Испытательный срок был пройден успешно!

Если Вы хотите получить консультативную помощь с применением изложенных в статье методов, запишитесь на коуч-консультирование к Алексею Геращенко.

*Коуч - консультант по вопросам развития карьеры и психологическому сопровождению деятельности.



Просмотров: 374
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Техника "Достижение цели" в стиле арт. ("коллаж желаний+интеллект-карт")
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Он хороший, прямо подкаблучник - я его уже не хочу". Комплекс "рыцаря-развратника"
  • тернистый путь от ужасного "должен" к прекрасному "хочу".
  • Мужчины - в "пещеру", женщины - в "преглубокое озеро". Позвольте паузам быть.
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь