|
Самооценка: все начинается с себяАвтор статьи: Нечаева Евгения Юрьевна
Самооценка: все начинается с себя
Самооценка – это то, как мы осознаем и оцениваем свои физиологические, умственные и эмоциональные возможности и способности. С её помощью мы можем оценить свои силы, наметить задачи и пути реализации жизненных целей. Её компоненты присутствуют в каждом нашем действии, поэтому формирование самооценки – процесс беспрерывный и очень важный для каждого. По сути, самооценка является основой того, как мы будем транслировать себя в мир – ведь то, как мы относимся к себе считывают окружающие нас люди и соответствующим образом начинают проявлять себя по отношению к нам. Она может быть высокой, нормальной и заниженной. Рассматривая её качественную основу, можно отметить, что базируется она на нашем восприятии реальности и отношении к социуму, проявляясь в адекватных и неадекватных реакциях.
Как формируется отношение к себе?
Существует два этапа «закладки» самооценки. Первый начинается в младенческом возрасте, сопровождая возникновение мышления. В этом возрасте формирование самооценки происходит комплексно, сохраняясь на всю оставшуюся жизнь. Согласно вектору, заданному в это время, складываются дальнейшие жизненные ситуации, поэтому очень многое зависит от родителей: сломают они детскую самооценку или помогут ее развить и укрепить веру в себя? В семьях со строгой дисциплиной, но теплыми отношениями и принятием каждого члена семьи с его особенностями, самооценка ребенка, как правило, умеренно повышается. В такой семье есть определенные правила, родители придерживаются единого стиля воспитания, ребенок понимает, что от него хотят, и он имеет возможность высказывать свое мнение, не боясь того, что его не воспримут всерьез. Ребенок уверен в поддержке взрослых, даже, если у него что-то не получилось. Зная это, ребенок не пытается скрыть свои промахи, а идет за помощью к родителям. На самооценку ребенка положительно влияют либеральный стиль воспитания, когда за детьми оставляют право принятия собственных решений. Ведь, если ребенок самостоятельно принял решение, и оно привело к нежелательным результатам – это повод задуматься над тем, что можно в следующий раз исправить, чтобы получить то, что хотелось. В том случае, когда все решения принимают взрослые, зная «как надо», у ребенка, во-первых нет шансов научиться анализировать свои действия, а во-вторых есть большой соблазн переложить ответственность на маму с папой, а в дальнейшем на кого-угодно другого, за то, что что-то не получается. Понижают самооценку непоследовательные методы воспитания, постоянные запреты без объяснения причин, требования от ребенка невозможного, то есть автократический (все решения принимаются родителями) и авторитарный (постоянное давление, сравнение с другими не в пользу ребенка) стили. Если человеку постоянно говорить, что он неумный, руки у него растут не из того места, откуда природой предусмотрено, и лучше бы ему поменьше говорить, а то он уже своей глупой болтовней достал всех вокруг, то человек в это рано или поздно поверит. А если учесть, что человек этот маленький, и родители для него Боги, которым все подвластно, то становится понятно, почему, такой вот затюканый малыш, повзрослев, и превратившись в здорового дядьку, так и думает, что у него вместо рук, другие приспособления отросли, что он ничего не умеет и ни на что не способен. И ничего страшного, что он своими руками делает невероятно красивую мебель ручной работы – это для него не повод для гордости, ведь мама с папой говорили (а порой и до сих пор говорят), что он недочеловек. Второй этап заканчивается в подростковом возрасте, плавно перемещаясь из-под родительского влияния в плоскость внешних коммуникаций (друзья, подруги, новые авторитеты). Взаимоотношения с окружающими в этом возрасте, главное условие хорошего эмоционального самочувствия, и для человека становится очень важно отвечать требованиям, выдвигаемым обществом. И вот тут, как раз, и начинают проявлять себя во всей красе те установки, которые были даны ребенку в раннем детстве. Но, так как, сейчас для него родители не авторитеты, и его протест, в первую очередь, направлен именно на них, то главными судьями становятся значимые «друзья». И если к этому моменту, подросток не сформировал ценностный образ себя, если его представление о себе шатко, он не знает чего он стоит и не умеет отстаивать свои интересы, свою автономию и границы, то велика вероятность того, что он попадет под влияние более сильного друга. Какие последствия может иметь такая дружба, думаю, догадаться не сложно. Человек с высокой самооценкой не считает, что его самочувствие и поведение как-то связаны с тем, какие мысли он вызывает у других людей. Да, для него будет иметь значение чужое мнение, но, считая себя значительным и нужным, он спокойно относится к ситуациям, в которых с ним кто-то не согласен. И такие моменты воспринимает, как возможность по-другому посмотреть ситуацию, примерить иную точку зрения и научиться чему-то. Попав в такое положение, он не теряет уважения к себе и людям, мнения которых не совпадают с его собственным.
Люди с низкой самооценкой постоянно нуждаются в одобрении других. Им кажется, что уверенность в самих себе они могут получить только тогда, когда кто-то оценит их по достоинству. К сожалению, это ошибка: принятие себя невозможно за счет других людей. И сколько бы людей не приняли и не восхвалили человека – это не принесет удовлетворения, он все равно будет чувствовать неудовлетворенность собой. Болезненно воспринимая любое несогласие с их точкой зрения, люди с низкой самооценкой всеми силами пытаются защититься от критики и отвержения, применяя заискивание («я всё сделаю ради тебя»), обвинение («ты все делаешь не так»), холодный расчет («я ничего не хочу чувствовать») и отстранение («меня здесь нет»). За каждым из них – неуверенность и попытки защитить себя от критики. Бесспорно, заниженная самооценка – это вовсе не приговор и не диагноз. Это точка роста. И если человек сделал первый шаг – осознал тот факт, что его самооценка снижена и принял решение работать над собой, то есть все шансы выровнять ситуацию.
Как же повысить самооценку? Бесспорно, обратиться к специалисту, который поможет в этом вопросе, пожалуй, самый верный способ, так как в основе заниженной самооценки лежат очень глубокие детские страхи и установки, которые самостоятельно в полной мере, проработать не получится. Но начать этот процесс можно самому, чтобы началась положительная динамика. Первое, с чего стоит начать – это составить список своих достижений. Возьмите лист бумаги и напишите, что вы сделали за последний год, месяц, неделю, такого, за что вы испытываете гордость. Пишите все, за что вы сами себя готовы похвалить, а не социум. Второе – это взять за правило тот факт, что сравнивать себя теперь вы будете только с собой. С тем человеком, которым вы были год назад, пять лет назад, десять лет назад. Вспомните (глядя на список своих достижений), каким вы были, чего вы не умели, чему научились, чего достигли за это время. Вы, скорее всего, обнаружите, что вы ушли очень далеко вперед по сравнению с собой вчерашним, просто не обратили внимания на это. Если же вы не увидите никакой динамики, то задайте себе вопрос – что мне следует делать, чтобы завтра я смог(ла) увидеть, как я продвинулся(лась)? И запишите минимум пять пунктов. А затем найдите время в своем графике, чтобы эти пункты воплотить в жизнь. Эти два несложных приема очень помогут вам обратить внимание на себя, а не на тех людей, до которых вы пытаетесь дотянуться, постоянно сравнивая себя с ними. А обратив внимание на себя, вы увидите, какой огромный потенциал заложен в вас, и как много всего вам хочется сделать и испытать, и именно это помогает начинать двигаться вперед по дороге повышения собственной ценности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|