Тайна телесной терапии

Говорят, эффект телесно-ориентированной психотерапии до сих пор не объяснен. Результат налицо – люди, поработав с телом, расслабив мышцы и фасции, получают освобождающий эффект в психической сфере – «всплывают» и «растворяются» старые, забытые негативные эмоции, годами «лежавшие» каким-то образом в теле и незаметно омрачавшие жизнь. Человек чувствует облегчение, радость, прилив энергии, желание жить. А почему это происходит – непонятно, и похоже это на какую-то мистику.

 Я хочу предложить довольно простое, на мой взгляд, объяснение, согласующееся с современными научными данными о работе мозга.

 Давайте посмотрим, что из себя представляют так называемые «лежавшие под спудом» забытые эмоции. Вернемся к тем моментам, когда они возникли.

 Когда-то были стрессовые ситуации, вызывавшие рефлекторную реакцию организма: бороться или убежать. И то, и другое – мышечные действия, и они должны были совершиться в результате нервных импульсов, подаваемых из мозга в соответствующие мышцы. Запомним этот момент как «стадия 1». Вот она схематично:                 

                                                    Стадия 1

Внешний стимул, угрожающий благополучию --> рефлекторный импульс из соответствующего участка мозга по нейронной цепи к соответствующим мышцам, побуждающий их бороться или убегать.

Нервная система приведена в возбужденное состояние, запущены биохимические реакции, обеспечивающие проводимость нервного импульса, управляющего мышцами.

Но случилось так (и не раз, и не два), что ни бороться, ни убежать (например, от подавляющего взрослого) было невозможно (из-за опыта наказания, например). Что происходило в этом случае?

Желание избежать наказания активировало другие участки мозга, из которых шел по нейронной цепи другой приказ: замереть, не совершать движений. Это достигалось ценой сильного напряжения всех мышц и фасций вокруг тех мышц, на которые подавался сигнал стадии 1. И это сильное напряжение, «перечеркивающее» естественную рефлекторную реакцию, вызывало страдание в теле. Это страдание называется гневом, ненавистью (в случае прерывания реакции борьбы) или страхом, ужасом, оцепенением вплоть до потери ощущения себя (в случае прерывания реакции бегства). Схема этого процесса:

                                               Стадия 2

Угроза наказания  --> импульс из другого участка мозга по нейронной цепи к мышцам и фасциям, способным сдержать движение, порождаемое стадией 1 -->  напряжение в теле, ощущаемое как страдание, именуемое негативной эмоцией.

Возбуждение нервной системы усилилось, при многократных повторениях образуется условно-рефлекторная связь между внешним стимулом-угрозой (началом стадии 1) и негативной эмоцией (концом стадии 2).

Когда эта связь по типу условного рефлекса установлена, человек уже может не ощущать мышечных импульсов борьбы или бегства. Он сразу чувствует ненависть или страх, как только появляется что-то напоминающее первоначальный стрессовый фактор. Но на уровне нервной и мышечной систем он пребывает в состоянии, когда активны два участка мозга, приведены в действие биохимические процессы передачи нервных импульсов, и напряжены мышечные структуры, сдерживающие движения. А итог – страдание, названное какой-то «негативной эмоцией».

Стадию 1 и стадию 2 метафорически можно сравнить с гирями-противовесами. Гиря 1 «включает» движения, гиря 2 удерживает от них и «запускает» эмоции.

Организм хочет избавиться от страдания - каким-то образом снять напряжение. Мозг «нащупывает» выходы. Это может быть крик, или слезы, или беспорядочная беготня, лихорадочная бестолковая деятельность, разрядка за счет стимуляции эрогенных зон.

                                               Стадия 3

Рефлекторные попытки организма освободиться от напряжения --> импульсы из участков мозга к голосовым связкам, слезным железам, мышцам

Еще большее возбуждение нервной системы, усиленная выработка эндокринными железами веществ, необходимых для ее работы в стрессовом режиме.

Условно говоря, это – «гиря 3», «раскачивающая» систему из первых двух гирь.

(В этом – ответ, почему дети бегают и орут на переменах как ненормальные, бестолково и беспорядочно.)

Но как правило и эти проявления запретны. И чтобы избежать наказания или просто быть принятым значимыми людьми, ценным для них, человек активизирует новые и новые зоны мозга, управляющие мышцами, сдерживающими крик, слезы, двигательную или речевую сумятицу.

                                                   Стадия 4

Угроза наказания  --> импульсы из участков мозга по нейронной цепи к мышцам и фасциям, способным сдержать явления, порождаемые стадией 3  --> сверхсильное напряжение во всем теле, ощущаемое как сильное страдание, именуемое отчаянием или депрессией.

Нервная система перегружена процессами, у организма не достает энергии на другую деятельность. Его ресурсы истощаются, т.к. постоянно требуются определенные вещества для поддержания этих процессов.

Это установка «гирь 4», сдерживающих «гири 3»

   В случае, если всё это повторяется достаточно часто, человек формирует постоянный «мышечный панцирь»* - хронически напряженные мышцы. Их напряжение поддерживается за счет постоянной работы нервной системы – ведь при потере сознания или смерти все мышцы расслабляются. Человек тратит огромное количество энергии на непрерывное поддержание в своем организме всех «гирь-противовесов», ему катастрофически не хватает определенных веществ, растрачиваемых на эти нервные импульсы, и он заболевает, или начинает переедать, и тоже заболевает. Но он считается «хорошим». Если же ему не хватает энергии на одновременное поддержание стольких разнонаправленных процессов в нервной системе, и он не осуществляет стадию 4, то он превращается в капризного, слезливого, бестолкового, гиперактивного и т.п. трудного ребенка, а затем – асоциального взрослого.

Однажды начавшиеся процессы не могут остановиться на полпути – им необходимо завершение, чтобы перестать быть активными. Но поскольку завершение стадии 1 и стадии 3 невозможно из-за «гирь-противовесов» - стадий 2 и 4, - процессы продолжаются, мозг постоянно передает сигналы в соответствующие мышцы, и постоянно же удерживает эти мышцы противоположными сигналами. И это длится годами.

Чтобы всё-таки жить и функционировать, мозг переводит эти процессы в «автономный режим» - исключает из активного сознания, человек перестаёт их замечать. Но живет в состоянии скрытой или явной депрессии и дефицита энергии. Или – в случае «недоделки» стадии 4 – в режиме неадекватной агрессивности, слезливости, нервного смеха, суетных движений, безостановочной болтовни. Чаще это происходит с женщинами, поскольку им общественный стереотип как бы позволяет всё это. А «мужественность» требует тщательной доработки стадии 4. Поэтому мужчины «ломаются» и уходят в алкоголизм или умирают намного раньше женщин.

Но вернемся к телесно-ориентированной психотерапии. Что же она делает с телом человека и каким образом воздействует на психику?

Разнообразные воздействия на тело в разных методах на самом деле сводятся к одному: тем или иным способом снимается застарелое напряжение в мышцах и фасциях. Т.е., устраняются гири 4 и 2. Как это делается? Простой пример: вы держите в руке карандаш. Это произвольное напряжение мышц, но оно почти не заметно для вас, совершается без осознанного усилия. Но тут кто-то шлепает вас по руке или трясет ее, или нажимает на чувствительную точку, или погружает вас в состояние релаксации. Карандаш выпадает – вы больше не можете удерживать напряжение, за счет которого держали его. Эти воздействия сделали невозможным слабую, автоматическую передачу сигналов в мышцы. Нейронная цепь оказалась «разомкнута».

Как только устраняются «противовесы» 2 и 4, «проявляются» стадии 1 и 3 – ведь они столько времени хотят завершиться, чтобы освободить мозг для других процессов.

«Распечатывание» идет в порядке, обратном «запечатыванию». Сначала появляются смех или слезы, беспорядочные движения, крик, – это проявляется стадия 3. И сразу начинают ощущаться напряжения, созданные стадией 2 – негативные эмоции. Воздействие на тело продолжается, терапевт поощряет к выражению этих эмоций, и тогда «гиря 2» облегчается, и проявляется причина ее возникновения - стадия 1. Человек вспоминает, где, когда и кто оказался источником всей этой внутренней «конструкции», которая на биологическом уровне представляет из себя систему напряжений тела, а на психологическом языке называется невротическим конфликтом. Это вспоминается благодаря тому, что из-за разрушения системы противовесов структура процессов теряет привычный вид, позволявший ей быть вне зоны активного сознания. Она становится новым для организма процессом, привлекающим к себе внимание. Стадия 1 как бы «выстреливает» из прошлого, – она долгие годы была в организме, но в привычном контексте противовесов. Теперь их нет, и она становится «заметна», как новый раздражитель.

Когда всплывает в памяти картинка конкретной обиды, травмирующей ситуации, человек с помощью терапевта разрешает своему телу отреагировать на это так, как ему (телу) всегда хотелось. Сейчас, в ситуации когда реального обидчика уже нет рядом, это проявляется просто в мышечных движениях, напоминающих конвульсивную тряску. Всё. Сигнал, годами поступавший из мозга в мышцы, наконец достиг результата и прекратился, т.к. той угрозы давно уже нет. Наступает покой и ощущение освобождения. Оно сопровождается радостью, приливом энергии. И, главное, меняется состояние психики: этого невротического конфликта в ней больше нет. Нет «подвисшей» программы, перешедшей в скрытый режим и тормозящей все рабочие процессы. И наступает общее оздоровление организма, т.к. ему уже не надо тратить драгоценные вещества на работу нейронных цепей, организующих «противовесы».

Такова, в общем виде, схема процессов, происходящих в ходе телесно-ориентированной психотерапии.


* термин основоположника телесной терапии В.Райха

Автор Малинина Марина (с) Связаться с психологом: skype  mavama68



Просмотров: 377
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Когда человек выбирает страдание
  • Эмоции и разум: как гармонизировать на уровне мозга?
  • Как похудеть, качая мозг, а не мышцы?
  • Психофизиология здоровья: мозг, ресурсы и функциональные системы организма.
  • Как негативные эмоции превратить в ресурс? Когда нет энергии и сил идти вперед.
  • Почему в теле напряжение от стресса, и что с этим делать
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Стадии развития супружеских отношений, ведущих к разрушению брака в случае деструкций и его сохранению
  • Об асимметрии головного мозга и сознания
  • Единство мозга, сознания и разума.
  • Когда человек теряет себя
  • Зачем нам помнить плохое? Биохимия мозга. Кортизол. Особенности стресс-реакции.
  • Как быстро снять напряжение (с использованием телесно-энергетических практик)
  • Когда бросают те, кто должен любить. Что чувствует человек, которого отдали бабушке?
  • Три шага к гармонии. Шаг первый. Распознаем и убираем зажимы и напряжение в теле.
  • Почему человек становится сильнее, когда он слаб
  • ДЦП. Зеркальная система мозга - ключ к эффективной работе
  • Что качать лучше: мышцы или психику?
  • Бесплодие - результат работы мозга.
  • Что такое когнитивный порог в свете сетевого строения мозга, разума и сознания
  • Нервная анорексия-исхудание до мозга костей.
  • Что надо знать про свойства психической энергии, чтобы быть Властелином Силы?
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Прерывания в терапии. Стадии. Сценарии.
  • Стадии женственности, а на какой стадии ты?
  • 3 мозга человека, или Что мешает спокойно жить.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь