«Я сам», или детские возрастные кризисы

Автор статьи: Кроха Юлия

Я сам  или детские возрастные кризисы

Про детский кризис трех лет сегодня, пожалуй, знают все. Этот кризис самый яркий и наиболее запоминающийся в нашем родительском опыте. На самом деле детских кризисов развития гораздо больше, поэтому хочется рассказать о них подробнее.

Во время кризисов ребенок регрессирует, то есть как будто бы откатывается на предыдущую ступеньку развития. Еще вчера спокойный и уравновешенный малыш вдруг падает на пол в Торговом центре, кричит и топает ножками. Ему хочется то мороженого, то подраться с папой. Эмоциональные реакции резко меняются, сбиваются биоритмы, то, что еще вчера казалось пройденным этапом, возвращается. В эти моменты, длящиеся от одного месяца до года, родителям важно быть максимально чуткими, с одной стороны, и максимально устойчивыми – с другой, потому что ребенок растет и выполняет собственную программу развития.

Из водоплавающих к дышащим воздухом

Самый первый кризис в жизни ребенка наступает в момент рождения и связан с резкой переменой окружающего мира. Появление из материнского лона на свет в трансперсональной психологии рассматривается как метафорическое изгнание из рая. Основатель трансперсонального направления Станислав Гроф описал четыре базовых перинатальных матрицы (условия протекания родов), которые оказывают влияние на всю оставшуюся жизнь индивида. Станислава Грофа много критиковали за разработку идей базовых матриц, потому что информацию о них он почерпнул при работе с ЛСД –  галлюциногенным наркотиком, изменяющим состояние сознания. Вместе с тем полностью отрицать перинатальный опыт развития личности нельзя. В процессе рождения ребенок из внутриутробной комфортной среды попадает на яркий свет, где первым делом учиться дышать. Кризис рождения еще называют кризисом эмансипации – из единого организма с мамой ребенок становится отдельным существом. Задача этого периода для мамы – быть в максимальном физическом и психологическом контакте с ребенком.

Фразы, которые нужно говорить ребенку в этот период:

- Я/мы так тебя ждала/и
- Люблю тебя
- Радуюсь твоему появлению на свет
- Буду всегда рядом с тобой

Кризис одного года и базовое доверие к миру

В этом возрасте ребенок приобретает первые навыки саморегуляции. Хочу есть – кричу, хочу узнавать мир – двигаюсь, выражаю с чем-то свое несогласие – плачу, испытываю эмоции – улыбаюсь либо куксюсь. У ребенка каждый день появляются новые возможности и потребности. Рождается автономная речь – начиная с одного-двух слогов, она постепенно приобретает смысл. Ребенок активно познает окружающий мир. Задача этого периода – создать максимально безопасное пространство для ребенка, ведь в этот период идет формирование базового доверия к миру. Оно напрямую зависит от материнской любви и заботы. Если малышу ее хватило, то впоследствии отношения с миром и другими будут благожелательными и стабильными, основанными на формуле «я – о’кей, ты – о’кей».

Фразы, необходимые во младенчестве:

- Я позабочусь о тебе
- Мне нравится наблюдать за твоим развитием, как ты исследуешь мир
- Мир безопасен

Кризис трех лет – осознание границ

Кризис трех лет еще называют кризисом «буйных трехлеток». Это также один из кризисов эмансипации, и проявляется он в желании ребенка делать все самостоятельно. Он как будто бы проверяет незримые границы: могу/не могу, хочу/не хочу, буду/не буду. Ребенок начинает четко осознавать разницу между «хочу» и «должен». В этот момент родители сталкиваются с детской агрессией, негативизмом, упрямством, протестом, обесцениванием, своеволием и истериками. Я не очень люблю слово истерика, потому что оно обесценивает сильные эмоциональные переживания ребенка, дети еще не очень хорошо справляются со своими эмоциями.  В этот период главное не задавить «самость» ребенка, иначе могут возникнуть проблемы с проявлениями в волевой сфере.

Важные фразы:

- Злиться и обижаться на родителей – хорошо и правильно
- Мы можем хотеть разных вещей
- Мне нравится смотреть, как ты становишься самостоятельным

Кризис семи лет

Очередной кризис саморегуляции. В этот период ребенок уже овладел всеми основными навыками воспитанного человека: туалетным поведением, способностью себя обслуживать, речью, чтением и так далее. Ему предстоит серьезная работа в течение ближайших одиннадцати лет – школа. В этот период ребенок активно социализируется и у него появляются новые социальные роли. Задача этого периода – проявлять уважение к своему ребенку, ведь наивность, демонстративность, или взрослость – это проигрывание старых или новых ролей.

Слова, которые ребенку важно слышать в этот период:

- Мне нравится, как ты принимаешь решения
- Я с уважением отношусь к твоему выбору
- Мне нравится, как ты растешь
- Ты не несешь ответственность за своих родителей, их брак или развод

Страшное слово «пубертат» – от 12 до 15 лет

Очередной кризис эмансипации – чем-то напоминает кризис трехлеток. На фоне бурного роста и гормональных изменений ребенок кажется то совсем взрослым и отчужденным, то маленьким и требующим внимания. Лучшее описание кризиса строится на фразе «Мама, иди сюда, мама, иди вон!». Родители перестают быть референтной, то есть значимой, группой, и на первый план выходит общение со сверстниками. Подросток всеми силами отстаивает свою взрослость, старается уйти из-под контроля родителей. Основная задача этого возраста для родителей – не потерять контакт с ребенком и быть всегда готовыми помочь, если возникнет необходимость.

Фразы этого возраста:

- Ухудшение оценок в школе – нормально
- Ты всегда можешь рассчитывать на меня
- Ты уже взрослый
- Я тебе доверяю



Просмотров: 360
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Ребенок в период развода родителей
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК. Рекомендации для родителей в период адаптации
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Кто такой этот Кризис Среднего Возраста?
  • Этот непредсказуемый ребенок
  • А для чего ваш ребенок пришел в этот мир?
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Увольнение - как продуктивно для себя пройти этот период
  • Как ребенок входит в этот мир. Родовой сценарий. Часть 3
  • Потому что я так хочу... Всем женщинам, заходящим на этот сайт посвящается ...
  • Кризис 6-7 года жизни. Готов ли ваш ребенок идти в школу?
  • Этот кризис середины жизни
  • Часть 3. Возрастные кризисы. 30-летний кризис - кризис сценарной эмансипации.
  • Несадовский ребенок. Что делать? Не могу из-за этого работать!
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Момент развития: ребенок или взрослый?
  • Этот ужасный первоклашка, или странный кризис 7 лет.
  • Кризис двух лет. Ребенок не слушается.
  • "Где?" - почему неговорящий ребенок реагирует на этот вопрос.
  • Ребенок мой дорогой, я все хочу за тебя! Ты хотеть правильно не умеешь! Ты хочешь вредно!
  • «Эти ужасные два года!» Первый возрастной кризис в жизни ребенка.
  • Семья в период рождения первого ребенка
  • Важные этапы развития ребенок - подросток - взрослый по 7 летним циклам.
  • Почему не могу быть счастлива 8 марта? Для тех кто ссорится и плачет в этот день. Из жизни пациента
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Ребенок в школе всех задирает. Как его от этого отучить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь