|
"Идеальное выступление"Автор статьи: Андрей Усачёв
Доброго дня! Наверняка, каждый из вас периодически посещает разного рода мероприятия: мастер-классы, семинары, вебинары, тренинги, или что-то в этом роде. Замечали ли вы, что на многих подобных мероприятиях становится несколько скушновато? Особенно, если спикер является начинающим оратором. Возможно, он очень хороший специалист в той области, о которой говорит, но очень редко выступает на публике. А приходится ли вам выступать? Если да, то, данная заметка вам очень пригодится, потому что здесь говориться о том, как создать "идеальное", с точки зрения участника. Данная формула поможет не только сделать интересное и насыщенное выступление, она также позволит донести до участников максимальное количество информации, да так, чтобы они могли использовать ее впоследствии. А это, в свою очередь, привлечет к вам, с помощью сарафанного радио, новых заинтересованных клиентов. Идея написать данную заметку у меня появилась после посещения очередного "скучного" мастер-класса, который по своей структуре больше был похож на лекцию в институте. Если честно, я просто устал посещать подобные скучные выступления, но приходится, потому что спикеры – очень грамотные специалисты в своей сфере. Если у вас возник вопрос, кто я такой, чтобы раздавать подобные рекомендации, отвечу. Я – практикующий психолог, тренер с 2008 года. За 7 лет постоянного выступления перед разной аудиторией, по количеству и качеству, я накопил относительно богатый личный опыт создания хороших выступлений. Кроме того, образование у меня "специфическое". В университете нас специально учили привлекать и удерживать внимание людей. Итак, приступим к сути. Из чего обязательно должно состоять ваше выступление?
Блок 1. «Приветствие» Иногда, этот само-собой разумеющийся блок, упускают спикеры. Особенно этим грешат «знаменитые» личности. Данный блок обязателен для того чтобы «случайные» люди (которые пришли за компанию) тоже знали кто вы. Также, приветствие повышает вашу личную значимость в глазах участников. Здесь достаточно сказать ваше имя и фамилию, два-три своих самых главных, на ваш взгляд, кейса. Например: «Меня зовут Андрей Усачёв. Я основатель и руководитель Мотивационного тренингового центра «Победитель» в г. Тюмень, автор книги «Из грязи в князи. Практическое руководство», автор настольной игры «Домашний тренинг личной эффективности «Делай!». Помните, что блок приветствия может меняться в зависимости от тема Вашего выступления и аудитории, перед которой вы выступаете. Например, если я буду выступать перед родителями на семинаре по теме «Профилактика агрессии», то вышеперечисленные кейсы не помогут слушателям понять, почему именно я говорю об этой теме. А если я представлюсь как практикующий психолог, имеющий опыт работы с подростками, это уже больше приблизит меня к моим слушателям. То есть, говорите о том, что хотят знать Ваши слушатели. На этом можно завершить блок представления и перейти далее
Блок 2. «Введение» Иногда, в данном блоке достаточно сказать название выступления. Если Ваше выступление длится больше двух часов, необходимо рассказать его краткий регламент. Это необходимо для того, чтобы через час у участников не возникло напряжение и вопросы: Когда будет перерыв? Когда закончим? Можно ли выйти? То есть, введение – это название выступления, краткий регламент работы, краткий обзор каждого смыслового блока выступления. Например: «Наша сегодняшняя тема «Создание идеального выступления». Наша с вами работа будет построена следующим образом: сначала мы познакомимся, затем я расскажу структуру создания идеального выступления, а потом мы детально разберем каждый блок в частности. Каждые полтора часа у нас будет перерыв на чай/кофе. В 15:00 будет часовой перерыв на обед. Наша работа продлится до 19:00 сегодняшнего дня».
Блок 3. «Знакомство» Данный блок однозначно не следует включать в двух основных случаях: если ваше выступление длится не более полутора часов; и, когда аудитория более 20 человек. В вышеперечисленных случаях можно включить более обобщенное знакомство. Попросите поднять руки людей одной категории, или задаете общие вопросы и просите поднять руки тех, кто отвечает на них «да» или «нет». Например: «Поднимите руки, кто является собственником компании? – Здорово, спасибо. Поднимите руки, кто является наемным директором в компании? – Спасибо. Опустите, пожалуйста, руки. Поднимите руки, кто является топ менеджером компании? – Великолепно, спасибо. И, наконец, поднимите руки те, кто не поднимал руки?». После такого знакомства Вы будете иметь общее представление об аудитории, с которой работаете, и сможете подкорректировать свое выступление. Также, можно знакомиться, собирая обратную связь об ожиданиях от выступления.
Блок 4. «Привлечение внимания» После того, как вы представились, рассказали регламент, познакомились с аудиторией, собрали обратную связь об ожиданиях, самое время приступать непосредственно к теме выступления. Не стоит торопить события. Аудитория пропустит первые фразы вашего выступления. Поэтому, перед тем, как переходить непосредственно к теме, следует привлечь внимание аудитории. Это нужно, чтобы участники смогли «открыть» свои уши и глаза и стали воспринимать вас. Если ваше выступление короткое, то и на данный блок следует отвести буквально несколько секунд. Каким образом это можно сделать? Самый простой способ – это вызвать «старт-рефлекс» (физиологическую реакцию организма). Это может быть: хлопок в ладоши или более громко сказанное слово, например, «начнем!». Самый простой, распространенный и практичный способ: задать открытый, общий вопрос аудитории. Например, если тема выступления Тайм-менеджмент, то логично спросить у аудитории «Что такое тайм-менеджмент?» или «Что такое время?». Вот только вопрос не обязательно вызовет внимание у каждого участника. Если ваше выступление более двух часов, можно провести какое-либо разминочное упражнение на активацию внимания (например, тест на внимательность, глухой телефон и т.д.). Множество подобных упражнений есть в свободном доступе на просторах интернета. Естественно, следует помнить, что на данный блок следует уделять не более 10 минут, потому что это вступление, а не основная часть.
Блок 5. «Соблюдение цикла Колба» Чтобы Ваше выступление запомнили, необходимо сделать информацию практичной и легко применимой. Очень хорошо, если участники начнут внедрять полученные знания, непосредственно во время выступления. Все это легко сделать, если соблюдать простую формулу под названием «Цикл Колба». Полный Цикл Колба выглядит следующим образом: Опыт – Анализ – Теория – Практика. Опыт. Необходимо, чтобы участники, в начале основной части Вашего выступления на своем личном опыте убедились, что для них актуальна рассматриваемая тема. Это можно сделать разными способами. Способ № 1 «Вопросы». Задаем аудитории, или каждому участнику в отдельности открытые вопросы, на которые он ответит и поймет, что действительно нуждается в тех знаниях и навыках, о которых вы собираетесь говорить. Например, на мастер-классе по Тайм-менеджменту можно спросить «Хватает ли вам времени на все дела, которые хотелось бы выполнить в течение дня?» или «Успеваете ли вы выполнять свои задачи на день?». Способ № 2 «Упражнение». Проводим специальное упражнение, в ходе которого участники поймут, что нуждаются в дополнительных навыках и знаниях по данной теме. Такое упражнение можно (даже нужно) создавать самостоятельно, чтобы оно четко отражало Ваше выступление и подходило именно для этой аудитории. Способ № 3 «История». Если проблема, которая раскрывается в Вашем выступлении, широко распространена среди обывателей и носит обобщающий характер, можно привести некую «историю Золушки». «Был человек, у которого была «вот такая» проблема (которую вы подразумеваете у большинства участников вашей аудитории), а потом он сделал «вот это» и стал жить долго и счастливо». Естественно, существует еще огромное множество способов для демонстрации проблематики, я привел лишь самые распространенные. На этом завершим обзор способов, чтобы моя статья не переросла в самостоятельную книгу или детальный мануал.
Анализ. После того, как мы показали участникам, что они действительно нуждаются в нашем выступлении и поставили их перед проблемой, начинаем анализировать. Выясняем что участникам не хватает, или что им необходимо исключить, чтобы разрешать подобные задачи. Для анализа можно использовать все те же способы: вопрос, упражнение, история или еще что-либо, что Вам больше нравиться. Лучше и проще использовать локальные вопросы, с помощью которых участники приходят к выводу, что им необходимы именно те знания и/или навыки, которые вы подготовили в своей программе. Грубо говоря, включаем в себе коуча, который «терроризирует» вопросами своего клиента. Почему лучше всего вопросы? Потому что на анализ не стоит тратить много времени. Если Вы проводили упражнение, чтобы выявить остроту проблемы, анализ проводится во время обратной связи после упражнения. С помощью все тех же вопросов, выводим участников к определению недостающих знаний и навыков. Далее плавно переходим к следующему этапу «Цикла Колба».
Теория. Данный блок посвящен тому, что необходимо знать, что необходимо делать/уметь, чтобы разрешать вопросы и задания, затронутые при выявлении недостающего опыта. Как правило, данный блок проходит в виде мини-лекции.
Заключительный блок «Цикла Колба» является, на мой взгляд, самым важным, особенно во время семинаров и лекций. «Практика». Закрепляем полученную выше теоретическую часть в конкретном практическом упражнении, чтобы участник получил «WOW-эффект». Тогда наш дорогой участник после выступления выйдет с конкретными ПРАКТИЧЕСКИМИ навыками (пусть даже самыми банальными и легкими, но применимыми) и обязательно поделится этими новыми «фокусами» со своими знакомыми. А это Вам очень даже на руку. В этом случае, Ваше выступление будет построено по системе win-win: и участник получил конкретное применение Ваших знаний, и Вы остались с благодарными клиентами и запущенным «сарафанным радио».
Блок 6. «Кофе-брейк». Если выступление рассчитано на продолжение, и вы будете отрабатывать следующий навык/знание, необходимо обязательно сделать перерыв. Это нужно, чтобы участники несколько успокоились и приняли полученный опыт. Если говорить образно: «пусть ребенок поиграет с новой игрушкой».
Блок 7. «Мыло - мочало, начинаем сначала». После перерыва начинаем заново, с блока «Привлечение внимания», и двигаемся в той же последовательности, до завершения программы.
Блок 8. «Подведение итогов». Когда вы закончили «практику» последнего навыка и дошли до очередного кофе-брейка, подведите итоги выступления, соберите обратную связь с участников. Если Вы выступаете перед большой аудиторией, спросите хотя бы пять человек: «Что Вы получили?»; «Что больше всего запомнилось?»; «Что начнете применять в своей жизни прямо сегодня?». Данную обратную связь необходимо обязательно собирать в положительном ключе, чтобы у аудитории закрепилось положительное впечатление от вашего выступления. После хорошего завершения, все мелкие недовольства забудутся, а вот заключение запомнится. Обратную связь с большой аудитории необходимо собирать еще и для того, чтобы у остальных участников также «всплыли» положительные и ПРАКТИЧЕСКИЕ моменты Вашего выступления, что обязательно запустит «сарафанное радио».
Блок 9. «Завершение». Когда Вы собрали обратную связь, самое время сказать свое заключительное слово, поблагодарить участников и спонсоров (если они есть), поаплодировать и завершить свое выступление.
P.s. Помните, Ваше выступление ВСЕГДА должно содержать практические моменты, иначе оно забудется и не принесет никому пользу: ни вам, ни аудитории. В худшем случае, участники буду сожалеть о зря потраченном времени.
Удачных выступлений вам и полных залов участников! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|