|
На кого похож детский психолог?Автор статьи: Гладилина Ирина Викторовна
Как-то в школе на уроке психологии дети начальных классов рисовали по заданию игрушку-психолога. И большинство в том или ином виде изобразили кота. Психолог - кот... Доктор психологических наук Галина Леонидовна Бардиер, у которой мне посчастливилось учиться, писала об этом в своей монографии о тонкостях психологической помощи детям.* Почему на кота? В представлении детей психолог совсем как кот: он спокойный, никуда не торопиться, у него на все есть время; он умеет чувствовать больное место и лечит его собой, своим присутствием; он ласково мурлычет, его можно погладить; он осторожный, ни от кого не зависит, не докучает собой и своими делами.
Детский психолог помогает ребенку справиться с трудностями и не потерять при этом самого себя, своей детской «самости». Он не давит сверху не ребенка, не читает «занудных» моралей и не запугивает. Для психолога важно, что переживает и чувствует ребенок, что он думает, как относится к миру людей и вещей, к самому себе. Получить доверие ребенка нелегко, но именно его детский психолог ценит, прежде всего. Пытаясь завоевать доверие ребенка, психолог должен удерживаться в определенной позиции: ему не подобает скатывается «вниз», манипулировать ребенком и приспосабливаться к его сиюминутным капризам. Наблюдая за тем, что делает при встрече ребенок в кабинете – играет, рисует, лепит, создает композиции в песочнице, рассказывает истории – психолог пытается понять, что происходит в душе ребенка, каковы его потребности и скрытые желания. Он разговаривает об этом с ребенком на понятном ему языке.
Доверие ребенка и благие намерения психолога - это далеко не все. Психолог еще должен суметь наметить и благополучно реализовать пути исполнения своих намерений. По-настоящему психолог может помочь ребенку только тогда, когда его поведение, чувства и мысли благоприятно совпадают, совмещаются с действиями, переживаниями и рассуждениями самого ребенка. В результате такой работы с ребенком происходят качественные изменения позитивного характера: улучшается его самочувствие, формируются и развиваются полезные навыки, успешно решаются его проблемы и наступает эмоциональное облегчение. Очень похоже на то, как в известной всем сказке о Буратино золотой ключик подходит к замку, открывает дверцу и это приносит счастье. Только это не сказка - а правда.
Интересно, кого бы нарисовали дети сейчас?
* Бардиер Г.Л. Почему психолог похож на кота ? 1997. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|