Хроники школьного психолога Прием «Кластеры»

Прием «Кластеры» 

Модифицированный вариант исходного продукта, автором которого является Гудлат, суть которого направлена на развитие критического мышления, при выполнении определенного вида работ, направленных на формирование индивидуальных навыков в мышлении. Может быть использован в фазе формирования отношений между терапевтом и клиентом/группой, последующей рефлексии или анализе чувств/качеств/состояний и т.д.

Выделение смысловых единиц информации в графическое оформление в определенном порядке, например, в виде грозди. Делая записи, например, для сбора анамнеза потенциального клиента мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации отдельных блоков информации. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают тогда, когда запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной предварительной работе.

Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основной информацией в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Например, при формировании запроса на терапию, корректирующее или развивающее занятие, просим предположить, по каким направлениям мы будем работать, применяя те или иные стратегии. Таким образом, потенциальный клиент выходит на собственное целеполагание. Мы располагаем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы, это выглядит так:

 Хроники школьного психолога Прием Кластеры

Следующим шагом будет задание сделать обобщения и предположения о вероятных причинах и возможных перспективах. Информация записывается в соответствующие ячейки кластера, чтобы разрешить возможные противоречия и разночтения, которые могут возникнуть в ходе предварительной работы или терапии. Это позволит ответить на все вопросы, возникшие при систематизации информации, подтверждении или опровержении предположений, расширить спектр возможных стратегий терапии. 

Большой потенциал этот прием имеет на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей описываемой проблеме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки: особенности тех или иных приемов и техник терапии с целой стратегией и возможными результатами. Здесь вероятно укрупнение одной или нескольких "гроздей", выделение новых. Например: я хочу поподробнее рассмотреть/осмыслить качественное влияние определенных приемов терапии. На стадии рефлексии работа с кластерами завершится. Можно усилить эту фазу, предоставив группе/клиенту возможность продолжить исследование под наблюдением/самостоятельно, выполнить предложенное задание в той или иной форме, в зависимости от контекста.

 В. Косинцев



Просмотров: 252
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Открываю прием в медицинском центре "Парацельс"
  • Немного информации о механизмах формирования "социальных масок"
  • Прием "борьба без применения силы. Ответ на статью "Как реагировать, когда тебя посылают...
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Графический прием "Восемь незаконченных изображений».
  • Схватил мем-вирус! Небольшая "гомеопатическая" доза информации.
  • как с помощью холистического массажа расшифровать "запись" информации заложенной в теле
  • Деловое общение. Прием "постели врагу ковровую дорожку"
  • Как не разжечь конфликт. Простой прием "Три причины"
  • "Посмотрите фильм..." - домашнее задание в терапии супружеских пар.
  • Работа с образом, при работе с гармонизацией отношений с матерью. Мотив"Корова"
  • Конфликт между "Хочу" и "могу"
  • "Есть только миг между прошлым и будущим"....
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Мысли очень сильны": особенности мышления при ОКР
  • Между "Надо" и "Хочу"
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • Как сделать правильный выбор? Например - выбрать лучшего для вас мужчину.
  • Позитивное мышление и аффирмации в чистом виде не "прокатят": "тени" не дадут
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Прекрасный пруд"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Большая прогулка"
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Разговор со сменой позиции"
  • "Хроники школьного психолога" Тест- мотив "Горная вершина"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Место покоя"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь