|
Кризисы в жизни женщины: детствоАвтор статьи: Куроедова Татьяна Николаевна
Наша жизнь как река. Иногда растекается в широком раздолье, иногда сужается до размеров крутого горного порога. Мы никогда не знаем, что же нас ждет за поворотом. Мы можем только надеяться. И если наши привычные ожидания стабильного будущего расходятся с реальностью, которая буквально обрушивается на нас, оставляя в полной растерянности и непонимании как же жить дальше, то это и приводит к тем самым кризисам жизни, о которых многие слышали, а многие уже встречались в своей жизни.
Что же есть кризисы?
В первую очередь – это ПЕРЕХОДЫ. Переходы на иную стадию развития как необходимого условия существования Человека. Каждый переход на следующую ступень как шаг в новое, еще неизведанное, разрушает уже существующий привычный образ жизни и одновременно ставит перед человеком задачу к формированию его способности к адаптации в совершенно Новых условиях. Преодолев очередной переход, мы попадаем в относительно продолжительный период стабильности - того самого относительного спокойствия - и обретаем чувство равновесия, так необходимого нам для жизни. До нового перехода… Потрясающе сказал об особенностях нахождения человека в кризисе Шри Ауробиндо: «…основная трудность ПЕРЕХОД-ного состояния – это внутренняя пустота … Мы становимся чрезвычайно чувствительными и беспомощными – создается такое впечатление, будто мы ударяемся обо все на свете – о серых и агрессивных людей, о тяжелые предметы, об отвратительные события – весь мир представляется нам сплошным абсурдом». Именно так мы будем вступать в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет…
Что же делать?
Мы можем только учиться, учиться ЖИТЬ, понимая, что нет готовых ответов на все наши вопросы. А также добывать и ценить знания, которые дают Понимание того, что происходит с нами в жизни, а это, в свою очередь, может способствовать развитию устойчивости, которая обязательно понадобится в новом переходе. Эта статья именно об этом.
Кризисы бывают разные…
В психологической науке кризисы жизни условно подразделяются на детские кризисы развития и возрастные кризисы взрослости. В этой публикации мы попробуем взглянуть на особенности переживания кризисов детства у девочек. Человек родился! Путь в этот мир труден, требует преодоления и, по сути, является первым кризисом жизни. Обусловлен он тем, что ребенок из благостной, практически идеальной среды (в случае благоприятной беременности) попадает в совершенно иной, чужой для него мир. Ждали ли его, а в нашей истории ЕЕ? Ибо сыновей ждут всегда, а вот с дочерьми бывают совсем другие истории… Слишком часто женщины на психологической консультации начинают свой рассказ с того, что … «меня родители не ждали, не хотели они меня, сына хотели». И родители бывают искренне бессердечны, открывая эти факты с подробностями своим дочерям. Это больно осознавать. Еще больнее жить с этим, стараясь доказать миру, и в первую очередь самой значимой фигуре (а именно Отцу), что Я не хуже сына! Я смогу, я буду бороться за твою любовь, я докажу, что я сильная, что я чего-то стою! Так начнется первый опыт конкуренции с мужчинами… Но это будет после, когда девочка будет способна это понимать на уровне сознания. А пока она переживает напряжение бессознательно, вместе с напряжением мамы, которая как будто не оправдала надежд мужа и это, так или иначе, отразится на ее развитии и становлении как личности. Дети подрастают, и к третьему году жизни учатся выделять себя из окружающего мира. «Я сам(а)!» - лозунг этого возраста. Это также возраст потрясающих приключений и открытий в этом огромном и неизведанном Мире и первый социальный опыт. И как в этой исследовательской деятельности обойтись без расквашенных носов, разбитых коленок, порванных штанишек и платьицев!? С мальчишек-то что взять, на то они и мальчишки… Но вы же девочки! А значит, вы ДОЛЖНЫ быть аккуратными, опрятными, чистенькими и т.д. и т.п. Да что я вам рассказываю! Каждый из нас помнит опыт отчитывания нас мамой за порванный бантик, которым мы перевязывали лапу глиняной собаке в песочнице; за платье, безнадежно испачканное молочком одуванчиков (ну и что с того, что они желтые и пушистые как цыплята) и много еще за что… И тогда поисковая деятельность для девочки неизбежно уходит на второй план, а на первый выступает ее внешний вид со всеми обязательными социальными атрибутами быть послушной и хорошей девочкой. И все это для того, чтобы понравиться значимым взрослым: маме и папе. Ребенок готов для этого на все, даже на отказ от себя и своих потребностей. Очень часто это заканчивается тем, что ребенок как бы затормаживается, что может проявляться в первую очередь в потере интереса к жизни. Этакая маленькая «бабушка», которая уже устала от жизни. А дальше наступает возраст, где девочке очень важно подтвердить любовь Отца к себе. Ведь это ее первый опыт взаимодействия с самым важным Мужчиной, который будет иметь значение и последствия для нее на всю жизнь. Воспитывает ли Отец проявления женского в дочери, поощряет ли ее за это, уважает ли ее женское начало и позволяет ли ей быть принцессой? Женщины, имеющие положительный опыт таких отношений с отцом в детстве, всегда отличаются высокой самооценкой, уверенностью и верой в свою женскую уникальность. Они свободны, им не нужно подтверждать эту уникальность и красоту искусственными способами. Они и так знают: «Я прекрасна!» Обратный, неблагоприятный опыт заключается в том, что девочка начинает отчаянно бороться за любовь отца: соревнуясь с братьями или другими мужчинами в уме, силе, ловкости и т.д. И постепенно становится воином в доспехах. А как же еще жить в мире, где нужно все время отстаивать место под солнцем! Потом приходит время школы, где, с одной стороны, учат проявлять заботу о мальчиках, чаще развивая при этом материнский инстинкт, а не женское начало. А с другой стороны, продолжают активно сравнивать достижения девочек и мальчиков, активизируя, таким образом, конкуренцию между ними, что в первую очередь ранит маленьких мужчин и, во-вторых, создает «взрыв мозга» у маленьких женщин. Так как двойной смысл посланий взрослых крайне противоречив: «Ты что ведешь себя как девчонка?», «Что с них, девчонок, взять!» и «Ты же ведь девочка!» Так быть девочкой достойно или унизительно? Вот в чем вопрос. И вот уже подростковый возраст… – начало взросления, через пробуждение тела, через мощное развитие интеллекта и через вопросы «Какой я хочу быть? Кем я хочу стать?» Это один из самых значимых периодов в жизни человека. Результаты переживания этого кризиса будут иметь отклики на протяжении всей будущей жизни. Переживание кризиса здесь в первую очередь связано именно с телесностью. Ведь это период первой инициации, суть которой - превращение девочки в женщину. Очень важный и значимый момент в жизни каждой из нас! И во что он, к сожалению, часто превращается. Вместо праздника осознания и принятия своей природы – растерянность, непонимание и страх. Очень долго говорить об этом было просто неприлично и даже стыдно. Сколько маленьких и больших трагедий, с этим связанных, помним мы и из своей жизни и из жизни других женщин. Упоминая об этом здесь, я не ставлю перед собой задачу изменить мнение мира о данной проблеме. Я всего лишь хочу обратить внимание на «полезность» таких псевдоустановок и попробовать взглянуть на их последствия для личностного становления Женщины. Может ли Женщина быть свободной, не принимая себя в своей телесности? К чему это приводит в будущем? В первую очередь - к игнорированию своих потребностей, связанных с телом и соответственно неумению проявлять заботу о Себе. А еще хочу напомнить, что далеко в будущем каждой из нас придется пережить еще один кризис – кризис, связанный с угасанием «женских возможностей». Но это уже другая история… Период подросткового возраста связан с еще несколькими важными аспектами в жизни девочки. В первую очередь – это проблема отношения к себе и своей внешности. Часто это проявляется в неприятии и желании себя переделать. Возможности пластической хирургии сегодня безграничны и возраст женщин, ложащихся под нож пластического хирурга, все больше молодеет. К 19-20 годам многие девочки в западных странах уже переделали себя по нескольку раз, все дальше и больше уходя от оригинала. Чаще всего это путь в никуда. Ибо здесь есть одно очень важное Но… Несмотря на все эти переделки, так и не удается избавиться от чувства гнетущей неудовлетворенности внутри себя. Потому что причины этого на самом деле не в теле. Проблема отношения к себе может проявляться также в жесткой критике и нивелировании собственных достоинств и достижений. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда девочка переживает затяжной стресс, связанный со своими нереализованными ожиданиями, «неуспехом» (а он у каждой свой) в школьной деятельности, в отношениях. Она как будто зависает в этом «неуспехе», что может приводить к резким перепадам настроения и отражаться на общем самочувствии. Так заканчивается наше детство… и начинается новый переход, теперь уже во взрослую жизнь. И у каждой из нас этот путь свой, он уникален и неповторим. Он труден, но этим и прекрасен. И я надеюсь, что понимание особенностей этого пути может помочь нам понять суть и значимость происходящего на этой долгой дороге жизни и, возможно, в чем-то изменить отношение к Себе в лучшую сторону. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|