|
Мы еще можем стать гениями?Автор статьи: Развина Элеонора Михайловна
Принято считать, что гением нужно родиться. А вот Мариан Даймон доказала обратное, отдав много сил «выращиванию» гениев в лабораторных условиях. В своем знаменитом эксперименте она поместила одних крыс в обстановку, стимулирующую развитие: их клетки были наполнены качелями, лесенками, «беличьими колесами» и разнообразными игрушками. А другим крысам достались совершенно пустые клетки. В стимулирующей среде крысы не только дожили до трех лет (что соответствует примерно девяноста годам человека), но у них увеличились и размеры мозга. Крысы, обитавшие в обычных клетках, умирали раньше. Их мозг имел значительно меньше межклеточных соединений, чем у стимулировавшихся собратьев, и в какой-то момент развитие животных останавливалось вовсе. Еще в 1911 году отец нейроанатомии Сантьяго Рамон-и-Кахаль обнаружил, что количество соединений между нейронами (синапсов) является мерой гениальности, причем этот показатель оказывается более существенным, нежели общее число нейронов. Эксперименты, проведенные Даймон, показали, что «физический механизм гениальности» можно создать путем умственных упражнений, по крайней мере, у крыс. Применим ли этот принцип к людям? Даймон пыталась найти ответ на этот вопрос. Она изучала фрагменты мозга Эйнштейна. Как и ожидалось, в левом полушарии ей удалось обнаружить повышенное число глиальных клеток. Даймон назвала этот нейрологический коммутатор «ассоциативной областью других ассоциативных областей мозга». Глиальные клетки служат «клеем», связывающим нервные клетки друг с другом; они способствуют передаче электрохимических сигналов между нейронами. Именно это и ожидала увидеть Даймон, уже наблюдавшая повышенную концентрацию глиальных клеток у подопытных крыс. Присутствие их большого количества и в мозгу Эйнштейна указывало на сходство процессов обогащения ими мозга. Однако в отличие от нейронов, которые не воспроизводятся с момента рождения, количество глиальных клеток,аксонов и дендритов может увеличиваться на протяжении всей жизни, если правильно использовать мозг. Исследования Даймон позволяют предположить, что чем активнее мы учимся, тем больше возникает таких соединений. И напротив, стоит нам прекратить обучение и позволить мозгу погрузиться в застой, соединительные клетки начинают отмирать. Вывод для преподавателей очевиден. Если мозг Эйнштейна в чем-то устроен подобно мозгу подопытных крыс, то это значит, что путем достаточно интенсивной тренировки ума можно вырастить новых эйнштейнов. Когда Мариан Даймон провела свой знаменитый эксперимент с крысами, помещенными в стимулирующую развитие обстановку, она исследовала также и так называемую контрольную группу. В ней крысам не было позволено наслаждаться игрушками, лесенками, колесиками и прочими восхитительными развлечениями суперкрыс, но они могли наблюдать за своими более счастливыми сородичами. Некоторые теории развития детского интеллекта постулируют, что для его роста достаточно лишь одного интеллектуального стимулирования. Согласно этим теориям, крысы-наблюдатели также могли бы развить у себя дополнительные нейрологические связи, но этого не произошло. Они умирали в том же возрасте и имели столь же мало нейрологических связей, что и их несчастные собратья в абсолютно пустых клетках, которым не было позволено даже просто смотреть на других. Естественно, одного наблюдения оказалось недостаточно для того, чтобы создать суперкрыс — зверьки должны были сами попробовать и потрогать все игрушки. Это наводит на мысль, что “эффект суперкрысы” является следствием обратной связи. Чем интенсивнее крысы взаимодействовали со своей средой, тем в большей степени среда воздействовала на них, способствуя развитию мозга. Какие же типы умственных упражнений можно предложить человеку в качестве аналога качелям, лесенкам и “беличьим колесам” в крысиных клетках? Сам Эйнштейн имел некоторые соображения на этот счет. Он полагал, что можно стимулировать появление глубоких и оригинальных мыслей, предоставляя полную свободу своему воображению, не ограничивая его традиционными условными запретами. Хочется отметить два момента: 1) крысам было предоставлено много материала для развития - и они могли придумывать, что им с этим все делать, как использовать для своих игр. 2) крысы обязательно должны были все игрушки потрогать, попробовать с ними поиграть. Поэтому развитие мозга заключается не только в развитии интеллекта, но и через физические действия. Способами для развития мозга могут стать:1) Изучение иностранных языковНовая языковая система в вашей голове – это огромная нейронная сеть, которой у вас пока еще нет. Это невероятно сильно прокачает ваш мозг. 2) НейробикаПринцип нейробики - нужно выполнять привычные ежедневные занятия, используя при этом необычную комбинацию органов чувств. - Если вы любите читать, то переверните книжку вверх ногами. - Ходите на работу, в магазин, на прогулку новыми маршрутами. - Бегаете по стадиону в одну сторону – теперь бегите в другую сторону. Если вы делаете физические упражнения - делайте их в другом непривычном для вас порядке. 3) Амбидекстрия. Владение не ведущей рукой. Фактически это развитие вашего не доминантного, почти спящего полушария. Развитие такого мощного моторного навыка, как умение писать не ведущей рукой, вытянет за собой работу всего полушария. Попробуйте все делать другой рукой - чистить зубы, резать продукты, кушать и т.д. 4) Физические нагрузкиДоказано, что добровольные физические нагрузки увеличивают количество нейронов. С одной стороны, взаимосвязь может показаться не очевидной, а с другой стороны, выполнение физических упражнений также обеспечивается мозгом. Физически активные мыши показали увеличение количества нейронов в два раза по сравнению с физически неактивными мышами. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|