Если друг оказался вдруг..

Тема родилась сама собой из клиентских вопросов.

Что же такое дружба и как понять: вы дружите или вы пользуете (вас пользуют).

И как всегда начну немножко с предыстории:)

Статья длинненькая, т.ч. можно  читать с конца

Часть 1. Теория

Поговорим про границы. Все вы уже наслышаны про психологические границы личности, которые тела, чувств, мыслей ... Если нет, то вы пропустили 100500тыщ статей и еще несколько десятков книг только в этом году:)

Я хочу с вами поговорить про границы близости.

Смотрим на картинку

Если друг оказался вдруг

 

 Есть несколько кругов, в центре которых мы с вами - Я.

Давайте посмотрим на них

Круг 1 - Я - тут живем  только мы с вами и как правило никого "левого" туда не пускаем.

Круг 2 - Круг интимности. В нем есть место кому-то еще. Но для здоровой личности это "кому-то еще" ограничивается малым простым числом (1,2,3): Я и Другой. Если у вас тут толпа, то рискну предположить, что этого круга у вас нет.

Круг 3 - Круг общения - тут те, с кем мы поддерживаем отношения, регулярно общаемся, чью страничку на фейсбуке читаем:)

Круг 4 - Круг знакомств. За годы жизни мы так или иначе обрастаем толпой более или менее знакомых людей, с которыми здороваемся, иногда поздравляем с ДР (если фейсбук напомнит)

Круг 5 -  Лица. Люди, которых мы почему-то опознаем, но не более. Например, охрана в офисе.

Круг 6 - Толпа. Просто масса.

Чем дальше круг от центра - Я - тем он менее близок нам "по духу".

*Для понимания (терапия ведется в 1 и 2 кругах)

Теперь о главном

ВОПРОС: почему мы относим тех или иных людей в тот или иной круг?

т.е. Почему  я дружу с Васей, а с Петей нет?

ИЛИ даже не так: Почему так получается, что те или иные люди оказываются не там где надо и заставляют нас бедненьких страдать?:)

т.е. почему Вася такой хреновый друг или обязательно ли дружить с мамой сестрой ...:)

Так вот, дело как оказывается не в Васе, а в нас самих:( Печалька.

Часть 2. Давайте разбираться или откуда ноги растут

Как мы относим людей в тот или иной круг?

Делаем мы это на автопилоте (как привыкли в детстве), но часто во взрослом возрасте наши детские штанишки становятся узковаты, и начинают немного натирать и нервировать. И мы внезапно хотим убить "лучшего друга", потому что он заносчивый хам, который поднимает за счет нас свою самооценку... Но через пару дней "поостыв" мы снова общаемся "как ни в чем не бывало".

А на самом деле желание "прибить стерву"  является индикатором нарушения наших психологических границ. Т.е. стерву есть за что прибить.

Почему мы это спускаем с рук? - Привычка.

Если кратко: то нас с детства нарушают все кому не лень, начиная от запретов лезть в розетку (спасибо, мама), насильным кормлением манной кашей (спасибо, бабуля), объяснением, что тебе в темноте не страшно (брателло, мерси), бла, бла, бла, и не заканчивая до гробовой доски). А потому вырастая мы как-то привыкаем к тому, что с нашими потребностямижеланиями считаться не обязательно и позволяем себя нарушать кому как вздумается, потому что "этож мама Петруха шеф ...".

Но это не есть гуд, и с этим можно и нужно работать.

Но не сейчас, сейчас мы поговорим о близости

Часть 3. Все поправимо

Итак, интуиция нам подсказывает, что Петя , не друг, а  мелкое вонькое животное с ветвистыми рогами. Как донести эту информацию до мозга (ума)?

Есть критерии, по которым формируются те или иные круги.

Критерии строятся на базовых потребностях: доверие(близость) и безопасность

Задача 1  Имеет смысл немного потрудиться, чтобы осознать, а что значит для меня ДОВЕРИЕ и БЕЗОПАСНОСТЬ

Каким характеристикам  должны отвечать подобные отношения

Лично  для себя я расшифровала эти суперсложные слова, как

Доверие это:

  • Честность = называть вещи своими именами. Т.е. если  "иди в пень", то " иди в пень" 
  • Принятие = понимание и признание особенностей друг друга (право на их наличие). Петя шизоид, ему свойственно иногда становится пнем в самые неподходящие моменты (когда мне срочно нужно с кем-то пойти в театр), и тогда его лучше не кантовать... 

Безопасность это:

Деликатность = бережное отношение к личности своей и другого. Т.е если "иди в пень", то "а не пройтись ли тебе, сокровище мое, пока я нервно покурю в сторонке" 

Осознанность = сначала думаю, потом делаю. Т.е. если тебе не 3 года, то не нужно проверять границы другого человека тыкая в них гранатометом. Там может быть заминировано... или станет заминировано после тебя... для тебя:) Все что случайно вырвалось, должно запихивать взад.

Предлагаю и вам подумать и написать по образцу. Если  вам мои подошли, пользуйте.

Задание 2.

Теперь строим табличку (это опять же мое видение, у вас будет свое)

 И понимаем для какого круга какой критерий выражен максимально, а где на него можно и забить. Помните, что каждый критерий это 50 % того что вы делаете миру, и 50 % это то как он вам отвечает.

Т.е. Если вам кажется, что с толпой нужно быть максимально деликатным, а вами всегда кто-то вытирает подошву ботинок, то имеет смысл пересмотреть свое отношение (не критерий!). 

Если в группе 2 у вас дисбаланс, то на лицо пользование, а не дружба.

Отступление: Если вам кажется это неправильным и "нужновсехлюбить", то в вас проснулся спасатель (а значит за ним придет Преследователь, который напишет гневный камент:). Но судя по картинке выше, вы догадываетесь, как я к нему отнесусь:)

О чем говорит эта табличка. О том что, чтобы стать мне ближе, придется стать честнее с собой, снять розовые очки и увидеть пень (меня) без прикрас, научиться деликатно сообщать пню, о том что он пень:)

И, соответственно, неудачная интервенция может откинуть вас в начало игры:) (Это начинающим терапевтам на подумать, почему иногда бедулька с альянсом)

Теперь понятно почему Петя- животное, а Машка- самка жвотного?

И что если мама не удовлетворяет вашим критериям деликатности и осознанности, то даже при полном принятии ей не стать вашим сердечным другом, как и слону продавцом в посудной лавке.

Тогда сделаем еще шаг

Задание 3. Стратегия поведения.

Раз мы все себе так хорошо объяснили, то теперь можем начать чего-то делать.

Предлагаю для каждой группы выработать стратегию поведения и назвать ее ... как вам откликнется. Тогда вам не придется вспоминать эту сложнейшую матрицу:)

 Итого, что получилось у меня:

Защищаю Я,

Нежна с Другим,

Отражаю круг общения и знакомых,

И по большому счету не парюсь по поводу "детей в Африке".

Не потому что мне их не "жаль", а потому что они тоже не парятся по поводу  моей тонкой душевной организации (они с ней даже не знакомы).

 Стратегии тоже можете описать подробно (если ваш ум на этом настаивает)

 Предлагаю резюмировать.

Итого, чтобы стать наконец-то хорошим другом (или "завести" такового) хорошо бы:

  • Не спасать: перестать сеять разумное, доброе, вечное где ни попадя. Для этого  есть b17. Принимай как есть (люби, что выросло)
  • Включить мозги. Осознавай! Есть проблемы? Есть специалисты. Есть терапия. Есть тренинги. Донеси себя сам:)
  • Перестать врать и манипулировать! Ну, правда, утомляет.
  • Научиться сначала спрашивать разрешения, просить помощи и благодарить.

 

Ты сильный, ты справишься!

 

 Бонус трек:









 



Просмотров: 550
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Если у тебя есть сердце и рубашка, продай рубашку..."
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • 50+. Отношения. Часть 1. ДРУЖБА."Если друг оказался вдруг..."
  • "Работа с МАК". Расклад " КРУГ ПОНИМАНИЯ"
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Техника "Семейный Ларец" для работы с горем утраты на основе МАК "Семейный круг"
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Если друг оказался вдруг..."
  • Панические атаки – замкнутый круг? (5-я статья из серии "Паника")
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Самопознание. Почему не нужно "чистить каналы" и "вращать чакры"? Не понятая йога
  • "Такой(ая), какой(ая) есть". Почему мы не меняемся?
  • Если он справшивает - "Почему в таком возрасте и до сих пор одна?"
  • Почему у тебя "всё плохо" и мир к тебе "несправедлив"?
  • "У меня все есть, но почему мне так плохо?"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Почему при любом самостоятельном шаге "в плюс", вас сначала унесёт в "минус"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь