|
«Психологический подход во взаимодействии с детьми-сиротами. Отношения с миром. Взгляд изнутри».Автор статьи: Екатерина Черепкова (Хлопцева)
Проблема социального сиротства, поставленная в начале XX века, является одной из неразрешенных на сегодняшний день. В результате двух разрушительных войн и других социальных катаклизмов проблема сиротства приобрела невиданный масштаб, привлекая внимание психологов, медиков, педагогов разных стран. В результате многочисленных научных исследований и главное анализа опыта организации и деятельности воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, к концу XX века человечество пришло к однозначному выводу: ничто не может полноценно заменить ребенку семью. Даже не слишком хорошая семья лучше, чем самое лучшее детское учреждение. Это обуславливается тем, что у детей в таких учреждениях не удовлетворяются многие значимые для человека потребности. Поэтому воспитание вне семьи часто определяется как воспитание в условиях депривации. Депривация – означает «лишение» или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Это отделение человека от необходимых источников удовлетворения потребностей (двигательная депривация, сенсорная, информационная, социальная, материнская, тактильная и др.). Воспитание вне семьи, лишение с раннего детства материнской любви – одна из наиболее тяжелых форм депривации. Можно говорить о том, что ребенок, оставленный матерью в роддоме или в какой-то момент времени, оставшийся без попечения родителей – это психологически травмированный ребенок.
И так, когда мы имеем дело с ребенком-сиротой, мы должны всегда помнить что: в результате психотравмы, а именно отсутствие матери в начале жизненного пути или из-за неблагоприятной семейной обстановки на каком-то этапе жизни, такой ребенок как правило задерживается в психоэмоциональном развитии, физическом, а может и выйти в искаженное развитие. В результате этого те, кто окружает такого ребенка – родители, опекуны, воспитатели, педагоги сталкиваются с проблемой взаимодействия с ним. А именно как правильно реагировать на его индивидуальные особенности, потребности, в целом на его инаковость. Задача взрослого, всегда помнить, что жизненный опыт ребенка был многим отягощен, осознавать, что этот ребенок как бы «другой», с непонятным нам внутренним миром, реакциями на различные жизненные ситуации. Он иначе развивался, чем ребенок из семьи, соответственно он иначе себя ведет, иначе общается, руководствуется другими жизненными законами, мыслит иначе.
В силу того, что такой ребенок «другой» взрослый, заботящийся о нем, сталкивается внутри себя с такими чувствами как негодование, злость, бессилие, раздражение, вина за собственные агрессивные чувства по отношению к ребенку, страх, отсутствие интереса и вовлеченности в отношениях с ребенком, опустошение. Конечно, наряду с этим, присутствуют чувства симпатии, интереса, любви, радости, стремление помочь и понять ребенка.
У ребенка-сироты часто нет авторитетов, ценностей, опоры на позитивный образ взрослого (родителя). Поэтому своим негативным поведением они как бы напрашиваются указать им свое место. Они должны «видеть» - идентифицировать взрослого, может даже и бояться его, чтобы не выйти за рамки приемлемого поведения.
Важно отметить, что дети-сироты это дети с крайне негативным жизненным опытом, ощущением мира и людей в целом. Они содержат в себе переживания и чувства, с которыми они в тот или иной момент не могли справиться и потому, говоря психологическим языком, попросту вытеснили их (т.е. «забыли»). Но это не значит, что этих чувств нет, они их просто подавляют. Это может выражаться следующим образом: Чувствуя грусть, ребенок может совершать навязчивые движения, совершать различные пакости, привлекая к себе внимание такими способами. Чувствуя обиду, собственную беспомощность, он может выражать это агрессивными действиями как по отношению к окружающим, так и к окружающей обстановке или направлять агрессию на самого себя (аутоагрессия). Ребенок наносит себе раны, бьется головой о стену, облизывает обувь и совершать другие странные вещи. Испытывая привязанность, интерес к кому-либо, он может вести себя очень навязчиво, переставая соблюдать дистанцию с важным для него человеком. Переживая тревогу, он может совершать нелепые действия, быть двигательно активным (расторможенным), хватать чужие предметы и т.п.. Основная идея, заключена в том, что у таких детей чувства, которые они испытывают, напрямую расходятся с действиями и поступками! Это происходит от того, что они просто не осознают и не умеют выражать их адекватными способами. Это не означает, что они не способны переживать, грустить, любить, сопереживать – они попросту не знают как это выразить!
Сознание такого ребенка и его Я-концепция (знание о себе и соотнесение себя с кем-либо и чем-либо) носит разрозненный характер. Оно не целостно, состоит из отдельных, не связанных друг с другом фрагментов. Т.е. их сознание, представления об окружающем мире, себе, других людях носит неопределенный характер, как бы безопытный, часто искаженный, недостаточный. На этом фоне, их поведение, которое мы ощущаем на себе, расценивается нами как негативное, неудобное, неадекватное. И тогда, мы сталкиваемся с собственными негативными чувствами, часто пугаемся этих чувств, да и самого ребенка. Наш «неудобный» ребенок в целях самосохранения неосознанно использует такие психологические защиты как: вытеснение, отрицание негативного жизненного опыта. Сопротивление любой помощи в понимании себя, чтобы не допустить повторного столкновения с травматическими переживаниями. Агрессию прямую и косвенную, также аутоагрессия в виду неспособности справиться со своими эмоциями (как реактивное реагирование). Проективное реагирование – как тенденция к отрицанию в себе нехороших сторон и приписывание их другим. Если ребенок до сиротского учреждения жил в неблагополучной семье, где, например, папа избивал других членов семьи, то у него формируется позиция, что мужчина должен быть агрессивным. И он идентифицируется с папой, становясь агрессором по отношению к другим. Дети-сироты очень часто вынуждены играть некие социальные роли. Чтобы обозначить себя в непонятном для них мире ребенок или подросток может играть роль плохого ученика, крутого парня, самого продвинутого (стильного и др.), употреблять ПАВ (психоактивные вещества) и привлекая к этому других, героя-любовника, лидера и др. Эти роли помогают им выживать, в буквальном смысле дают возможность им чувствовать себя «живыми». Играя их, ребенок как бы обозначает себя кем-то в социуме, обеспечивая себе безопасность, и привлекает к себе внимание окружающих, что является для него основной задачей. Зачастую эти роли они выносят из своего прошлого. Ведь у них есть свой сформированный образ прошлого, как правило, негативный. Ребенок так и говорит: «Я никому не нужен, меня все бросили, я не нужен маме». Соответственно и настоящее, их сегодняшнее «здесь—теперь» обременено тем невыносимым прошлым, которое следует за ними по пятам. Но как бы там ни было, у этих детей есть возможность выйти на достойный жизненный уровень. Они вполне могут успешно адаптироваться к обществу, занять в нем ту или иную устойчивую позицию, и сформировать позитивный образ своего будущего. И это достаточно не простая задача, как для самого ребенка, так и для взрослого, заботящегося о нем. Воспитание ребенка с нарушениями в развитии – это особый творческий труд. Это индивидуальный подход к целой системе отношений, существующий в той или иной семье, миниобществе (если это сиротское учреждение). И в этом непростом пути очень важно помнить о самом себе, оставаться самим собой, жить в соответствии с собственными интересами. Екатерина Хлопцева 2009 г. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|