|
урегулирование конфликтов и споровАвтор статьи: Суворов Денис Александрович
В основе наших позиций лежат наши цели,которые определяются нашими ценностями
В этой статье я хочу рассказать о новом направлении деятельности, которое я представляю. С 1 января 2011 года на территории Российской Федерации действует закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» №193-ФЗ от 27 июля 2010 года, который регламентирует это разрешение конфликтов и споров с участием третьей независимой стороны – медиатора. Иначе говоря, я являюсь специалистом по примирительным процедурам. Тот самый третий, который в ссоре оказывается не лишним. Школьные годы чудесные, но трудно там приходится практически всем, правда, по разным причинам. Для ботаников школа часто становится адом из-за хулиганов. Хулиганам же в школе тяжело из-за учебы. Без привычки трудно напрягать голову. Это раздражает, поневоле потом хочется покурить и потрясти мелочь из малышни в туалете - в качестве какой-то разрядки. Еще конфликтуют родители и с учителями, и между собой. Да и учителя тоже порой находят повод для доброй ссоры. В итоге скучать в школе не приходится. Правда иногда конфликты и ссоры выходят за рамки закона. Но ведь в своей жизни и не спотыкаются только червяки. А как решить конфликтную ситуацию знают не все, этому в школе раньше не учили. По статистике, в 2012 году в Российской Федерации вынесено более 40 тысяч постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних в связи с недостижением ими возраста уголовной ответственности. Внушительная цифра позволяет констатировать достаточно большое количество преступлений, совершаемых малолетними преступниками. И вот, 30 июля 2014 г. Дмитрием Анатольевичем Медведевым подписано Распоряжение Правительства Российской Федерации от N 1430-р которое утвердило Концепцию развития до 2017 года сети служб медиации для реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Она является основой для разработки федеральных, региональных государственных и местных (муниципальных) программ, стратегий и планов. Многие считают, что если хулиган регулярно цепляется к ботанику или какому-нибудь младшекласснику, тому ничего поделать нельзя, пока кулаки не наросли. Или, что бывает скорее, хулиган сам не покинет школу. Однако проблема еще и в том, что школьные жертвы часто не знают, как правильно выбрать модель поведения в данной ситуации. В конце концов, хулиганы цепляются не к каждому отличнику и не каждому младшекласснику. Найти причины и подсказать правильное поведение способна медиация. А подсказать, что делать, а то и помирить с недругом, поможет свой брат-школяр из параллельного класса. И это тоже важно. Все-таки взрослые - это взрослые, они порой воспринимаются детьми как представители чуждого мира, насаждающие свои далекие от реальной жизни правила. В этой ситуации есть возможность создания «групп равных». Когда именно ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. Иными словами, в школе начинается медиация (примирение, посредничество). Развитие сети служб медиации направлено в первую очередь на: - профилактику правонарушений среди детей и подростков, оказание помощи семье; - формирование безопасной социальной среды для защиты прав и интересов детей; Приходя в мир, каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и отрицательный потенциалы развития. Задача взрослых – дать ему возможность реализовать все лучшее, что ему дано. В первые годы жизни эта задача лежит на семье, затем ее берут на себя дошкольные учреждения, школа, и, конечно, особое место в развитии и становлении личности ребенка и подростка занимает общение со сверстниками. Ни в коем случае нельзя недооценивать значимость какого-либо из этих аспектов, хотя в разные периоды жизни влияние и значимость их меняется. Но на всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического и интеллектуального развития. Таким образом, "медиация" – это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы. Медиация и восстановительный подход, являясь реальным инструментарием для решения задачи профилактики и коррекции в работе с детьми и подростками, делают лишь первые шаги. Мы используем медиативно-восстановительные способы предупреждения и разрешения конфликтов с участием подростков. Вовлекаем все стороны, чьи интересы затронуты событием и (или) асоциальными или противоправными действиями, в процесс заглаживания вины посредством применения медиации и восстановительной практики. Наш подход предполагает отделение самого правонарушителя от проступка им совершенного, недопущение изменения социального статуса правонарушителя ("навешивания ярлыков"), минимизацию последствий правонарушения и наказания, способных негативно повлиять на дальнейшую жизнь ребенка, формирование у правонарушителя понимания совершенного поступка как проступка, осознания необходимости отвечать за свои поступки и их последствия. Медиатор не наделен правом и полномочиями принятия решения по спору, а лишь содействует сторонам в поиске решения, основанного на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон спора. Медиация сохраняет за сторонами спора всю полноту власти и влияния на процесс выработки и принятия решения по спору, а также на содержание этого решения. Медиация альтернативна судебному разбирательству, в котором решение принимает судья, а не стороны спора. Медиация как процедура по самой своей природе является восстановительным механизмом, поскольку ее базовыми принципами являются равноправие и взаимоуважение сторон, конструктивное поведение в условиях конфликта, ненасильственное реагирование на ситуации напряжения и эскалации конфликта. Медиативный подход может использовать любой человек, прошедший соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора, в котором он сам выступает стороной. Таким образом, результат применения этого инструмента, заключается в том, что стороны (участники конфликта) вырабатывают компромиссное решение спора под контролем независимого, профессионального специалиста - медиатора. Иначе говоря, суть медиации заключается в том, чтобы удовлетворить интересы обеих сторон и найти оптимальный выход из сложившейся ситуации, с минимальными негативными последствиями и издержками. СУВОРОВ ДЕНИС АЛЕКСАНДРОВИЧ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕДИАТОР Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|