Стыдить или вызывать угрызение совести

Стыдить или вызывать угрызение совести

До сих пор мы говорили о положительных переживаниях, лежащих в основе того или иного поведения. Теперь пришел черед поговорить и об отрицательных. Мир состоит не только из полезных и бесполезных вещей, но и из вредных или опасных в том числе. От способности обнаруживать и преодолевать влияние этих вещей также зависит успех жизнедеятельности.

Мир негатива большой, степень его опасности очень разнообразна, от самых незначительных до смертельно опасных. Степень сложности противодействия опасным факторам также различна: от самой простой до невыполнимой, по крайней мере, на тот или иной исторический промежуток времени. Негатив может исходить как от любых источников окружающего мира, так и от собственных действий. Обнаруживать весь этот поток отрицательных влияний, определять степень их вреда, преодолевать их - все это в той или иной степени делает психика для обеспечения нашей жизнедеятельности. Какие-то способности на этот счет ей даны уже при рождении. Большинство подобных возможностей появляется при жизни и у каждого в разной степени. Разберем этот вопрос подробно.

Ранее мы выяснили, что человек обладает двумя психическими инстанциями, реагирующими не только на полезное, но и на вредное. Первая инстанция отражает опасности при помощи восприятия окружающих объектов. Различные объекты (животные, человек, природные явления и т.п.) могут вызывать переживания Первого неудовольствия - страх, гнев, тревогу и др. Эти переживания побуждают нас к определенному поведению - скрыться, подавить, насторожиться и т.п. Вторая инстанция обнаруживает негатив при помощи мышления. Чувства Второго неудовольствия в этом случае появляются в ответ на выявленные свойства объектов и побуждают к тому, чтобы видоизменить опасную ситуацию. Например, высокий обрывистый берег у моря вблизи большого населенного пункта опасен тем, что человек, в особенности ребенок, может отвлечься, не заметить обрыв, упасть вниз и покалечиться или даже погибнуть. Вторые переживания, оценивая данную ситуацию как в высокой степени негативную, побуждают ее видоизменить, например, путем установки перил перед обрывом.

Способность видеть и преодолевать негатив - важная приспособительная функция. Неспособность найти и нейтрализовать негативный фактор приводит к тому, что он начинает приносить вред организму, лишая его здоровья, уменьшая продолжительность жизни и т.п. Что же определяет уровень этих способностей? Нетрудно заметить, что возможности Первой психики (см. статьи «Ключ», «Два чувства», «Воля – это удовольствие», «Развивающие личность эмоции») в этом отношении весьма скромны. Спастись от болезней, холода, недостатка пищи в окружающей среде и т.п. - эти задачи часто невыполнимы для Первой психики. Они решаются путем объединения усилий, распределения сфер деятельности и организации этой деятельности, накапливания культурного опыта от поколения к поколению, мобилизацией интеллектуального потенциала и т.д. Решение всех этих задач возможно на стадии общественной жизни и при высокой активности Второй психики. Чем выше активность Второй психики, тем выше возможности человека в выявлении негативных факторов и их нейтрализации. Таким образом, выраженность способности человека в выявлении негативных факторов зависит от уровня вовлеченности Второй психики в жизнедеятельность и поведение. В свою очередь, доля участия Второй психики в жизнедеятельности определяется уровнем ее развития. Чем выше уровень развития Второй психики, тем больше она управляет поведением, тем выше способности человека в определении негативных факторов.

По-настоящему высокая степень участия Второй психики в жизнедеятельности наступает с переходом ее на Второй этап развития, когда сила Второго удовольствия достаточна, чтобы конкурировать с Первым. Такой этап наступает, когда Вторая психика развита настолько, что способна испытывать Вторые полюсные переживания, т.е. когда она способна решать задачи в зоне высоких и повышенных значимостей.

Способность распознавать негатив на Первом и Втором этапах личностного развития кардинально различна. На Первом этапе Вторая психика актуализируется при наличии внешнего препятствия, или барьера, т.е. при наличии внешнего контроля. В данном случае отсутствие внешнего контроля приводит к актуализации Первой психики и невозможности отражения и нейтрализации сложных негативных факторов. Человек не воспринимает скрытый негатив, не переживает его и не пытается ему противостоять.

Преобладание Второй психики в поведении делает сложные негативные факторы «видимыми» (обнаруживаемыми), переживаемыми и преодолеваемыми. Но что такое в данном контексте преобладание Второй психики, что такое ее умение «видеть» и преодолевать негативные факторы? Что такое сами эти негативные факторы? Каковы возможности человека их «видеть» уже на этом уровне?

Большая доля участия Второй психики в поведении обеспечивается способностями, профессиональной деятельностью в зоне высоких и повышенных значимостей. «Видеть» негатив Вторая психика может только на том участке, где есть профессиональная подготовка. Мир негативных явлений включает в себя свойства окружающего мира, способные принести вред организму, и низкую эффективность деятельности по их предотвращению и нейтрализации. Граница возможностей видеть негативные факторы уже на Втором уровне личностного развития определяется багажом накопленных обществом знаний и их индивидуальным освоением и приращением.

Через способности, развившиеся в профессии, Вторая психика делает прорыв. Она чувствует себя как рыба в воде именно в профессии. Профессия и способности в ней являются локомотивом вывода Второй психики на ведущую роль. Единственное основание выхода личности на Второй этап своего развития - актуализация способностей в сфере профессиональной деятельности. Поэтому выход личности на Второй этап своего развития невозможен другим путем, а только через профессию, соответствующую имеющимся способностям.

Сфера взаимоотношений - это область мира, где нужны знания человеческой психики. Приобретением, накоплением знаний в этой области занимается психология. Психология на данном историческом этапе не дает знаний, позволяющих строить взаимоотношения той степени эффективности, где поведение окружающих и собственное поведение удовлетворяло бы человека.

Зачем человеку сфера взаимоотношений? Что она есть по сути? Сфера взаимоотношений представляет собой схему, или способ объединения людей: в семью, общество, профессиональный коллектив и т.д. с целью совместного решения тех задач, которые не решаются в одиночку. Каждому отводится определенная роль, место в той задаче, которая решается совместно.

Будучи членом общества, человек всегда находится в тех или иных отношениях с окружающими. Например, что бы ни делал человек профессионально, он все равно находится одновременно не только в сфере своей профессии, но и в сфере взаимоотношений, т.к. то, что он делает по роду своей профессии, всегда имеет отношение к другим конкретным людям, связанным с результатом его профессионального труда. Инженер, разрабатывающий какое-то техническое устройство или сооружение, связан с теми людьми, которые в дальнейшем будут пользоваться этим устройством. Кроме того, скорее всего, он разрабатывает не все устройство, а какую-то его часть и таким образом находится во взаимоотношениях с теми людьми, которые делают другие части, и этот список можно продолжать еще долго.

Если говорить о логике появления Вторых полюсных переживаний как условия отсутствия Вторых отрицательных переживаний во взаимоотношениях, то она точно такая же, как и в профессии - высокое качество труда. Получается, что для счастья необходимы две профессии: индивидуальная, по способностям, и общая, по взаимоотношениям - два диплома об образовании. Получается и еще одна вещь: человек «не видит» другого человека и себя. И в силу объективных причин (слабости психологической науки) не может увидеть. А раз он его «не видит», то и не знает, как себя вести с ним (и с собой тоже). Вторая психика ограничена в возможности обнаруживать негатив, связанный с взаимоотношениями, т.е. с поведением окружающих и собственным поведением.

Итак, мы имеем две основные сферы возможного негатива: мир (профессия) и человек (взаимоотношения). Последнюю можно разделить еще на две части: человек внешний (другой человек) и человек внутренний (я сам). В одной из этих сфер есть возможность действовать со специальной подготовкой, профессионально, со знанием дела, в другой сфере такой возможности нет. Соответственно, возможностей понимать суть и причину негатива, а также противостоять ему в этой сфере значительно меньше, а самого негатива значительно больше. Ввиду того что область взаимоотношений как сфера деятельности человека освоена слабо (на уровне общества, а на уровне индивида еще слабее, т.к. осваивается стихийно), то и возможности успеха на этом поле невысоки. Тем не менее различия в возможности определения негатива на поле взаимоотношений между людьми есть и определяются они двумя основными источниками: уровнем развития личности (Второй психики) и уровнем психолого-педагогической компетентности. Уровень развития личности, по-видимому, является более важным, так как именно от него зависит, будут ли применяться имеющиеся знания и умения в области взаимоотношений.

Вернемся, однако, к самой способности определять негатив, уровню ее развития. Как устроена эта способность, чем определяется ее уровень? Что представляет собой высокий уровень ее развития? Как проявляет себя эта способность в реальной жизнедеятельности?

Что дает человеку способность определять негатив? Она дает две вещи: защищает организм от вредоносных факторов, чем способствует обеспечению здоровья и продления жизни; защищает личность от неудовольствия от отрицательных переживаний, которые неизбежно настигают в случае актуализации негатива, т.е. сохраняет эмоциональное благополучие. Таким образом, способность определять негатив стоит на страже здоровья и эмоционального благополучия.

Итак, способность определять негатив, будучи связанной с действием Второго отрицательного переживания, развита тем сильнее, чем чаще актуализируется Вторая психика в целом. Так же как и личность, она имеет два уровня или два этапа своего развития. На Первом этапе ее возможности используются слабо, главным образом при наличии внешнего контроля или препятствия. При отсутствии внешнего контроля или препятствия эта способность заметно ослабляется. Человеком управляет Первая психика, которая препятствует пониманию и преодолению негативных влияний окружающего мира и собственного поведения. При управлении Первой психикой не предполагается видеть (понимать) интересы других людей. Мышление не актуализируется. Наносимый окружающим вред (негатив) невниманием к их интересам не воспринимается как возбуждение их неприязни к себе и соответственно как получение возможного вреда от них. В данном случае человек не чувствует связи между собственными вредными для окружающих действиями и ответными вредными для себя действиями от них.

На Втором этапе развития личности появляется способность считаться с интересами окружающих в силу того, что активная Вторая психика способна понимать возникновение негатива, который пойдет от окружающих, если игнорировать их интересы.

Совесть не является инстанцией, способной начертить идеальный путь абсолютно бесконфликтного поведения. Но ее регулярная актуализация возникает лишь в случае высокого развития Второй психики и ее информационного поля - мышления. Такое соседство позволяет совести быть участницей команды, способной достичь наивысшей ценности любого продукта, к которому она причастна, в том числе если этот продукт является поведением в области взаимоотношений (нравственный поступок).

Способность определять негатив (СОН) устроена следующим образом. Мышление выделяет те или иные свойства объектов. Переживания оценивают эти свойства по степени важности и полезности и побуждают к поведению. Свойства не понятые, не выделенные мышлением, «не увиденные» им, не могут оцениваться, переживаться и, соответственно, вызывать побуждение. Чем более важные свойства, тем выше вероятность поведения по отношению к ним. В высокой степени полезные свойства вызывают удовольствие и желание воспользоваться ими. В высокой степени вредные свойства вызывают неудовольствие и желание обезопаситься от их вредного влияния.

Главнейший и принципиальнейший вопрос о СОН заключается в том, что она не является влиятельной побудительной силой на Первом этапе личностного развития. В то же время когда она включается в активное управление поведением, она является зрелым мощнейшим инструментом адаптации. Поэтому она представляет повышенный интерес, начиная именно со Второго этапа. По-видимому, на Первом этапе тоже можно говорить о том или ином уровне развития совести. И конечно, ситуация с минимальным участием Второй психики и ее отрицательных переживаний в поведении отличается от ситуации, где Вторая психика хотя и не доминирует, но все же участвует в поведении активно.

Возможности СОН определяются возможностями мышления. Вся проблема слабости мышления заключается в том, что под видом мышления начинают выступать другие психические процессы, внешне похожие на него, а не само мышление. Данные псевдомыслительные процессы, сопровождающиеся речью, содержащие обороты, внешне похожие на мыслительные, порождают тему ограниченности возможностей рационального в успешности жизнедеятельности. Говорится, например, что мудрость - более адекватное качество в жизнедеятельности, чем рациональность. В то же время признаки участия Вторых переживаний и побуждений в поведении гарантируют участие собственно мышления в поведении и жизнедеятельности, а не внешне похожих на него процессов. Участие в поведении собственно мышления есть единственная гарантия качества поведения и уровня его адаптивности. Сила Второго аффекта (переживания, удовольствие/неудовольствия) показывает ценность той или иной формы поведения, найденной исключительно в рамках мышления, а не какого бы то ни было похожего на него психического процесса. Второе полюсное переживание как верхняя точка в наиболее эффективной психической функции (мышлении) является пределом возможностей человека, его планкой в степени адаптации к окружающему миру. Более точного указателя на самый эффективный путь поведения, чем сильный Второй аффект, у человека нет.

Совесть как одно из проявлений Второго аффективного поля имеет жесткую привязку к мышлению, является неотъемлемой частью единого психического процесса, включающего информационную (мышление) и аффективно-побудительную (Вторые положительные или отрицательные переживания) составляющие, поэтому является индикатором протекания активного мыслительного процесса. Мышление, в свою очередь, есть психический процесс, обеспечивающий наибольшую из арсенала человека адаптивность к окружающему миру. Отсутствие Второго неудовольствия (угрызений совести) при наличии переживаний высокой значимости (полюсном Втором удовольствии) на созданный или создаваемый продукт позволяет говорить о двух вещах: 1) данный психический процесс обеспечивает наибольшую, или предельно возможную, ценность создаваемого продукта для человека, для его жизнедеятельности; 2) такой уровень ценности связан с представлением человека о некоем абсолюте или предельной точности в отражении закономерностей проявлений окружающего мира. В статьях, посвященных раздвоенности оценочно-побудительного пространства человека этот абсолют назван нами Третьей шкалой, т.е. шкалой, безупречной по своей объективности оценки степени полезности для человека тех или иных вещей окружающего мира. Таким образом, отсутствие угрызений совести (Второго неудовольствия) при высокой значимости - это точка наибольшей близости к Третьей шкале, т.е. к истине.

Данное заключение созвучно мнению многих философов о совести как критерии истины. Подробнее этот тезис будет обсуждаться в планируемой мною статье, которая в своем названии будет иметь понятие «Истина».

Вся проблема низкого качества мышления состоит в том, что оно (низкое качество) появляется тогда, когда мышление исчезает. То есть мы приписываем низкое качество процессу, который ошибочно называем мышлением, но который мышлением не является. В данном случае совесть как процесс, обеспечивающий Второму удовольствию максимум, есть узда, которая не позволяет мышлению исчезать. Совесть есть критерий истины, всего-навсего потому, что она является критерием мышления, гарантией его протекания. Есть мышление (собственно мышление в подлиннике как психический процесс), есть и качество поведения и деятельности. Исчезает мышление, качество поведения и деятельности тоже исчезает.

Что такое нравственность в контексте разговора о совести? Почему СОН проявляется в форме нравственных поступков? Нравственность - это форма поведения, в наибольшей степени способствующая объединению людей в общество. Нравственность, или забота об интересах других, для СОН есть форма проявления высшей заботы о себе, так как нарушение интересов других есть возбуждение их негатива против себя. Таким образом, интересы большинства для СОН есть собственные интересы.

Среди Первых отрицательных переживаний имеются проявления, так же как и совесть, способные регулировать взаимоотношения и указывать индивиду на его неправильные действия. Эти проявления называются стыдом. В отличие от большинства других Первых отрицательных переживаний, стыд не побуждает ни убежать, ни подавить.

Стыд связан с привязанностью. Он возникает как реакция на вероятность потери эмоционального приятия и расположенности со стороны объекта привязанности. Как следствие - вероятность изгнания из сообщества. Стыд есть вариант Первого отрицательного аффекта. Он проявляется только там, где есть привязанность (к сообществу, близким, к сексуальному партнеру). Что делает стыд, как он отражается на поведении? Отрицательная реакция со стороны окружающих вызывает собственные отрицательные переживания, но типичная логика Первого побуждения - подавить/убежать не подходит для данной ситуации. Подавить не получится, не хватит сил. Убежать тоже не получится - без сообщества не выживешь. В то же время реакция стыда имеет очень яркие внешние проявления, что свидетельствует о ее принадлежности Первому аффективному полю. Каково же ее биологическое содержание? Сама эта реакция по существу является подчинением своему сообществу. Стыд призывает подчиниться сообществу. Вся сила побуждения направлена в сторону эмоциональной выразительности, демонстрации сообществу своей готовности подчиниться. Яркость эмоциональной реакции имеет информационное назначение для членов сообщества - сообщить им свою готовность подчиниться, что снижает их негативный настрой в адрес «провинившегося» и возвращает его приятие. Стыд в целом является биологическим механизмом, регулирующим жизнедеятельность сообщества на дообщественном уровне. Он обеспечивает единство сообщества и является одним из проявлений привязанности.

Совесть исходит из другой логики: делать не столько то, что от тебя ожидают в пользу сообщества, сколько то, что от тебя не ожидает ни сообщество, ни общество в целом. Совесть не ориентируется на поощрение или порицание извне. Это полностью автономная отрицательная реакция. Ее смысл не подчинение, а улучшение, т.е. подчинение своему пониманию, а не требованиям окружающих.

Совесть филогенетически отличается от стыда. Совесть происходит из переживаний, возникающих в ответ на ошибки деятельности, призванных корректировать деятельность. Стыд возникает как реакция на потерю своего статуса, на утрату положительного отношения к себе членов сообщества.

Каким образом психика находит и преодолевает негатив в мире свойств? Свойства выделяются мышлением, а степень их полезности или вредности выявляется при помощи Второго аффекта (положительного или отрицательного соответственно). Источниками свойств могут быть: окружающие объекты, окружающие люди, сам человек, его поведение, труд, предметы, созданные его руками и т.д. Логика действия Второй психики - нейтрализация действия отрицательных свойств, исходящих от тех или иных объектов. Пути нейтрализации могут быть разные, например:

-   видоизменение вредного объекта, в результате чего он утрачивает вредное свойство;

-  видоизменение других объектов, которые в новом виде препятствуют проявлению вредных свойств первоначального объекта;

-  установление безопасной дистанции, на которой негативное свойство уже не может приносить вред и др.

Совесть сопряжена с творчеством. Можно сказать, что она дана в награду личности за ее рост. Так как она сопровождает активность Второй психики, то она становится заметной, когда Вторая психика становится ведущей. До этого момента она, как неотъемлемая часть Второй психики, находится на том же уровне, на котором находится вся Вторая психика в целом. На Первом этапе личностного развития управление поведением осуществляется преимущественно Первой психикой. Вторая психика в силу своего слабого уровня оказывает незначительное влияние на поведение. В этом случае и совесть как отрицательная часть Второй шкалы также практически не участвует в поведении. То есть чем более в поведении доминирует Первая психика, тем более можно говорить о бессовестности человека. Таким образом, совесть, несмотря на наличие природного субстрата, мощнейшей физиологической составляющей, лежащей в ее основе, все же не появляется сама собой без развития Второй психики, равно личности.

Подведем краткий итог данной главы. Итак, совесть - это основанная на сопровождающих мышление Вторых отрицательных переживаниях способность определять негативные свойства окружающего и внутреннего мира и эффективно противодействовать им. С определенными оговорками допустим и менее строгий вариант определения: совесть - Вторые отрицательные переживания, возникающие в ответ на выявленные опасные свойства окружающего и внутреннего мира. Существенную роль в поведении они начинают играть при высоком уровне развития Второй психики, в особенности при ее доминировании, т.е. при выходе личности на Второй этап своего развития. Это происходит лишь при встрече человека со своими способностями и их последующем воплощении в профессиональном труде. Вторые отрицательные переживания возникают исключительно в сопровождении мышления как психического процесса, являясь его индикатором. Мышление, в свою очередь, как предельно возможная для человека по уровню адаптации психическая функция и область повышенных значимостей, где происходит мыслительная активность человека, стоящего на Второй ступени личностного развития, делает совесть участницей создания продуктов, обладающих наивысшей ценностью. Понятие истины принято отождествлять именно с такими продуктами. Этим объясняется философская традиция считать совесть критерием истины. Высокую нравственную оценку совесть заслуживает прежде всего потому, что является частью Второй психики, которая работает на индивида через повышение общественного ресурса. Ее забота об индивиде заключается в повышении потенциала общества, его возможностей, уровня личностного развития его членов, их удовлетворенности и направленности на внесение вклада в общественное развитие. Именно такое общество - залог благополучия индивида. Совесть есть строитель такого общества. Нравственность - один из продуктов данного строительства. Человек делает часть общего дела. От того, как он его делает, зависит все дело. Поэтому то, что он делает, отражается на всех, кого касается это общее дело. По большому счету это касается всего общества, т.к. главный индивидуальный участок общего дела - это профессия.



Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Полюби меня такой, какая я есть…Или второй этап влюбленности.
  • Установка, как предсознательный уровень развития психики
  • Теория развития психики. Краткое содержание 1 главы "Психика и ее лечение" Вейкко Тэхкэ
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Структура психики человека. Механизмы развития невротических расстройств
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Темп психики или психика и темп. Мегаполис как место…
  • Что это: манипулирование или знание особенностей человеческой психики
  • Свойство психики - стереотипность или про то, что ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Совесть при людях, что шуты при королях
  • Инь-Ян — модель психики. О духовности. Душа или психика.
  • Как найти свою любовь или Письмо своей второй половине…
  • Что такое энергия рода и как она влияет на человека
  • Что такое контаминация. Как она влияет на жизнь человека.
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Речь и психика: что можно сказать о человеке по его манере говорить?
  • Каким образом литературное произведение отражает структуру психики его автора?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Рассказ о том, что первая сигнальная система важнее второй
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Что делает препятствия непроходимыми? Или о том, как переживать непростые чувства
  • Баланс принятия и ограничения как основа гармоничного развития психики
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь