Мой ребёнок зависим от компьютера

Мой реб нок зависим от компьютера

Сын все время сидит за компьютером. Дочка не вылезает из телефона. Детям мультики дороже мамы. "У ребенка - зависимость?". 

Знаю, как часто такая мысль тревожит матерей. Если малыш закатывает истерику, когда ему не включают мультик, или подросток болезненно переносит расставание со смартфоном, то в голове у взрослого сразу включается переживание. "Это интернет-зависимость", "Как я могла это допустить?", "Я плохая мать." 

Мы так думаем, потому что сталкиваемся с сильным переживаниями. Но бурные эмоции ещё не признак зависимости. Существуют определённые критерии, по которым можно понять, пора ребенка спасать или всё в порядке.

Для начала, давайте подумаем вот о чем. Что такое зависимость по сути? Это когда "хорошее настроение и самочувствие зависит от..." человека, химических веществ или какого-то действия, например здорового образа жизни, или физических нагрузок, или компьютера.

Все пьют воду, если ее не давать, станет ли плохо? Да. Зависим мы от воды? Да. Надо ли нас лечить? Нет. Так как определить, пора принимать меры или нет?

Множество различной информации можно найти по этому поводу. Признаки, критерии, научные исследования, ведь формы зависимости различны, у каждой своя специфика. Но есть факторы, которые едины для всех видов зависимостей. Немного, всего пять, и на них можно опираться, чтобы проверить, в порядке ли родные:

1. При невозможности реализации зависимости возникает клиническое ухудшение самочувствия. Так называемый, "синдром отмены".


"После того, как запретили игровые автоматы, у многих
ухудшилось состояние. Плохой сон, потеря аппетита, ухудшение настроения. У людей более эмоционально лабильных, возможны вегетативные расстройства: бросает то в
жар, то в холод, снижение работоспособности, появление головной боли." - В. В. Холявко.

То есть, капризы, злость, крики возмущенного ребенка, у которого отобрали телефон или планшет - вариант нормы. Если ребёнок закатил истерику, а с утра встал и пошёл в школу, а потом гулять, общаться и шутить, вряд ли у него "синдром отмены". 

Беспокоиться стоит тогда когда ухудшается самочувствие, настроение, аппетит, активность, здоровье на фоне отмены компьютера или телефона.

2. Увеличение времени или “потеря контроля дозы” (в случаях химической зависимости, “потеря контроля дозы” подразумевается без кавычек)

Контролирует ли ребенок сам прекращение общения с гаджетами? Сказал, что досмотрит фильм и спать? Сделал или “завис” ещё на 5 часов в соцсетях?
Обещал доиграть уровень и выключил? Или всю ночь “рубился” и потом проспал школу или пошёл голодный и серый от недосыпа?

Тут важно отследить, в состоянии ли ребёнок сам остановиться, выдерживать временные рамки которые оговорены. Если может, проблем нет. Если забывает о времени, нарушает собственные сроки, стоит это отметить. Конечно, ориентируйтесь сами, 15 минут, наверное, не критичное нарушение.

3. Значимая продуктивная, социальная, рабочая деятельность, отдых прекращаются или редуцируются.

Если задать вопросы: “Чем вообще занимается ваш ребёнок? Как отдыхает?”. В норме должен получиться внушительный список: учёба, кружки, секции или футбол во дворе, прогулки с друзьями, просмотр фильмов, лепка, рисование, сплетни, компьютер, выезды на природу с родителями или друзьями, игра в песочнице и т. д.

Зависимость подразумевает, что со временем разнообразная деятельность сводится только к одному процессу: к реализации зависимости - игре в компьютерные игры (или просмотр мультиков, или ещё что-то, выберите сами). Исчезают друзья, прогулки уходят, ребенок выбирая между веревочным парком, который так любил, и планшетом, выбирает последний. То есть, из списка остаётся минимум, в котором предмет зависимости занимает главное место.

В норме, человек развивается, в течение жизни происходят изменения. Видимые или на уровне психической жизни. Поэтому, если один интерес сменяет другой, а компьютер остаётся, причин для переживаний нет. 

4. Соприкосновение с зависимостью продолжается, несмотря на знание о имеющихся физических, психологических, социальных, профессиональных проблем, связанных с объектом зависимости.

Если переводить с русского на русский - если ребёнок знает, что сидение за компьютером приводит к проблемам, например, недосыпу и ухудшению учебы,или у ребенка головные боли. И, несмотря на этот явный ущерб, все-равно продолжается сидение за компьютером по ночам. В этом случае, по данному критерию есть зависимость.

Что важно! Мама сказала, что долго сидеть у монитора вредно - это еще не знание. Знание, в данном случае - личный опыт. Если начались реальные проблемы с учебой или здоровьем, и ребенок понимает, что именно компьютер привел к таким результатам, но остановиться не может, тогда по критерию зависимость есть. Если проблемы с учебой и здоровьем, в голове у ребенка не связаны с его увлечением, по факту этого знания не существует.

5. Жалобы окружающих.
Тут просто. Если кроме вас, в пристрастии ребенка к гаджетам кому-то видна  патология, то критерий "считается". Если близкие и друзья говорят, что вы зря переживаете, и ребенок "в порядке" - то по этому критерию зависимости нет.

Если три критерия из пяти совпадают, только тогда можно говорить о наличии зависимости.

В ином случае, подождите, не паникуйте прежде времени. Для начала, попробуйте поговорить с ребенком, возможно ему не хватает внимания. Предложите вместе заняться интересным делом, вывезите на природу, научите стоить скворечники, пригласите друзей, сходите в парк. 

Часто дети просто не умеют организовать свой досуг. Помогите им в этом.

Если же ни один из критериев не совпадает с реальностью - радуйтесь, у вас совершенно здоровый ребенок!
 

Всегда для вас, Алена Лаврова

психолог-консультант, СПб, Skype

 

 



Просмотров: 344
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • "Если ребенок Вас не слушает — возможно Вы несёте бред" (с)
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • "Если ты в любви изгой, если муж ушел к другой..."
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • "Если у тебя есть сердце и рубашка, продай рубашку..."
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Если родился "особенный" ребенок. 4 родительских позиции.
  • Если ваша "большая любовь" откажется от вас... Что у вас тогда останется?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • Если ваш "особенный" ребенок ходит в детски сад
  • "Как оградить ребенка от интернет угроз и интренет зависимости"
  • Если ребенок "не дружит" с горшком
  • Что делать если ребенок "не слышит"
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Зарок "Если любить - можно потерять" .
  • Если бы она.... Если бы он... Из цикла "дверь в спальню"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Родителям. Если подросток выбирает "то одну, то другую" профессию.
  • "Разницы нет никакой между правдой и ложью, если, конечно, и ту и другую раздеть"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь