Голотропное Погружение: клиническое исследование 10-и дневного тренинга

Автор статьи: Игорь Лютый
Общее заключение по эксперименту (Из сборника студенческих работ УРАО) 

Предположение о существовании возможной структуры и последовательного протекания опыта глубокого дыхания у участников психологического тренинга подтвердилось. Существование такового описывается в терминах телесных и эмоциональных переживаний, причем эмоциональные переживания следуют за телесными. Данную последовательность следует принимать как последовательное доминирование, но не как исключение одним опытом другого. Тем не менее, существует некий переход одного опыта в другой, и такой переход фундаментален, т.е. происходит в виде относительно быстрой замены доминанты (в течение 2-х дней) и подтверждается соответствующей корреляцией по дням.

При проведении дополнительного эксперимента, где ставилась цель подтвердить результаты основного исследования, по сути, создавалась модель тренинга по дыханию, учитывающая все противоречия подобной психологической деятельности. Двойственность опыта глубокого дыхания обусловила и двойственность дополнительного эксперимента; две группы испытуемых, по сути, давали по половине ответа на вопрос: «Какие инструкции лучше давать участникам психологического тренинга по глубокому дыханию». Выяснилось, что одни инструкции больше подходят к одной части 10-ти дневного тренинга по глубокому дыханию, при этом доказывают свою несостоятельность к другой части занятий методом «от противного»; а другие инструкции действуют наоборот. Так, телесные инструкции предположительно лучше предлагать на рубеже первых 3-4 дней, в то, время как эмоциональные после. Нами не были исследованы сроки действия эмоциональных инструкций, т.к. наши исследования ограничивались 10-и днями, но есть предположение, что после 8-10 (а в некоторых случаях и раньше) дней опыт меняется на иной, нами не изученный. Это требует дальнейших исследований. Наличие гипотетического иного опыта дыхания качественно не нарушает изученной нами закономерности телесного и эмоционального опыта, но может существенно дополнить и определить более длительные исследования.

Некоторая «разбросанность» результатов групп, где давались установки, ориентированные только на эмоциональный или только  на телесно-физический опыт по сравнению с начальным экспериментом демонстрируют несостоятельность как исключительно телесной работы в 10-ти дневных группах, так и исключительно эмоциональной работы. Таким образом, мы предлагаем «последовательный дыхательный катарсис», где инструкции на глубокое дыхание будут даваться последовательно и тренинг  (включающий 5-10 дней) будет проходить соответствующими условными двумя фазами. Причем, речь может идти не только о тренинге по дыханию, а о любой психологической деятельности, включающей эмоциональную и телесную работу, поскольку нами исследовался «стандартный» набор феноменов данной  сферы интересов психолога.

По нашему мнению, качественно неизученной осталась мотивационно-волевая сфера, а также область мышления. Данные незадействованные области, возможно, и определяют каким-либо образом опыт прохождения психологического тренинга (в нашем случае – по глубокому дыханию) на рубеже большего количества дней. Именно с этой точки зрения декларируемый ранее эффект полезависимости у участников подобных тренингов, нами не обнаруженный,  не исключается на более поздних этапах тренинга.  

Выделенная нами «условность» двух фаз, тем не менее, обращает внимание  на индивидуальность любого человеческого психологического опыта так, чтобы подход специалиста-психолога не носил формализованного сухого характера. Мы надеемся, что разрабатываемая нами модель психологического тренинга внесет свой существенный вклад и в развитие современной клинической психологии.

Выводы по эксперименту 

  • Протекание  опыта 10-ти дневного психологического тренинга  по глубокому дыханию можно последовательно описать в терминах телесно-физической и эмоционально-динамической составляющих.
  • Такой опыт начинается с телесно-физической составляющей  и заканчивается эмоционально-динамической составляющей.
  • Во 2-й день наблюдается доминирование телесно-физических компонент над эмоционально-динамическими, что не проявляется столь явно  в первый день. Это явление  можно объяснить тем, что в 1-й день многие участники испытывают в большей степени «фоновые» переживания, - те, с которыми они пришли. Как правило, «фоновый» эмоциональный опыт  может присутствовать не столько в первый день, сколько  в первую половину этого дня. С точки зрения Тхостова (Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М., 2002. – 287 с.), речь идет о так называемых «ядерных базальных конструктах», позволяющих субъекту начинать работу с незнакомым объектом интрацепции. Для субъекта эта деятельность проходит в эмоционально-оценочных координатах. Эта первичная категоризация интрацептивного ощущения объясняется тем, что субъекту важно оценить значимость пользы для себя, степень опасности и прочие субъективные примитивные (но наиболее жизненные с эволюционной точки зрения) моменты телесного восприятия. Это этап «первовидения» перцепта. Эта фаза чаще всего очень кратковременна и отсюда почти не поддается рефлексии. Далее наступает этап  перехода на другую систему координат  - отнесение  стимула к социально одобряемому или нет. При «одобряемости» восприятие стимула идет по стандартному («объективному») пути. В случае отсутствия социальных коррелятов данного стимула, или же наличия неодобряемого отношения повышаются пороги восприятия, и восприятие стимула может менять свою модальность самым непредсказуемым способом, в зависимости от уровня рефлексии субъекта. Все неозначенные в конечном итоге ощущения признаются сверхъестественными. Тхостов объясняет появление эмоционально-оценочной компоненты перед другими уровнями опыта в контексте существования смысла перед значением: смысл, рождаясь из самой жизни, становится доступным лишь через систему значений. Смысл эмоции – означить начало появления болезни или выздоровления.
  • Переход с телесно-физической на эмоционально-динамическую компоненту носит качественный скачкообразный характер.
  • Индивидуальные разбросы протекания опыта имеют место, но носят количественный характер, не изменяя тем самым принципиально сам феномен перехода. 
  • Качественный скачек имеет место в диапазоне 3-5 дней, что может позволить модулировать подобную психологическую групповую деятельность.
  • Влияние инструкций руководителя носит количественный характер и, хотя  также не меняет существенно картину глубокого дыхания, может упорядочить эту картину, сделав тем самым прохождение тренинга более эффективным. Можно смоделировать тренинг, где инструкции руководителя будут усилять качественный переход опыта, например, сначала будут носить телесно-ориентированный характер, затем (через 3-5 дней) давать акцент на эмоции. Впрочем, именно это мы по частям и применили в дополнительных экспериментах. Данное положение особенно  уместно в группах участником, имеющих проблемы невротического и психосоматического плана, а также в случае акцентированных характеров, поскольку «спонтанный» ход дыхательного тренинга для этих людей, как сообщают многие исследователи, опасен своей непредсказуемостью текущих результатов тренинга. Скорее всего, в случае такой «спонтанности» эффективность полностью определяется личностными характеристиками ведущего и зависит напрямую от его интуитивных качеств.
  • На рубеже 8-10 дней общий ход обоих типов опыта минимизируется, что можно объяснить эффектом истощения (что также не исключает доминирование иного опыта). Вообще, любая  психологическая тренинговая работа, как правило, идет не больше 10 дней.
 

В свете вышесказанного, нам представляется необходимым и возможным обозначить рубежи будущих интересных и плодотворных исследований. Явление существования вышеуказанного перехода опыта можно принять как эмпирический факт, данность, что можно сравнить с такими явлениями как возрастные кризисы в возрастной психологии, а также фундаментальными энергетическими уровнями в квантовой физике. Немало подобных явлений присутствует и в других науках. Из анализа вышеупомянутой литературы по нашей теме можно также предположить, что представляется очень интересным и перспективным изучение более длительных по протяженности сроков прохождения психологических интенсивных тренингов (от 10 дней до 2-х месяцев и более), где не исключено введение дополнительных необходимых переменных опыта.

Выводы по исследованию (из диплома) 

  • Протекание  опыта 10-ти дневного психологического тренинга  по глубокому дыханию можно описать в терминах телесно-физической и эмоционально-динамической составляющих.
  • Такой опыт начинается с телесно-физической составляющей  и заканчивается эмоционально-динамической составляющей.
  • Переход с телесно-физической на эмоционально-динамическую компоненту носит качественный (не постепенный) характер.
  • Индивидуальные разбросы протекания опыта имеют место, но носят количественный характер.  Так, качественный скачек имеет место в диапазоне 3-5 дней, что позволит модулировать подобную психологическую групповую деятельность в диапазоне до 10 дней.
  • Влияние инструкций руководителя носит количественный характер и, хотя  также не меняет существенно картину глубокого дыхания, может упорядочить эту картину, сделав тем самым прохождение тренинга более эффективным.
 

Последовательный Катарсис 

Стоит заметить, что  метод последовательного катарсиса задаёт некую естественную модель дыхания. И первые два звена этой модели, а именно «искусство вдоха» и «искусство выдоха» я обосновал и доказал с точки зрения академической психологической науки в стенах Московского Университета Российской Академии Образования. Этому были посвящены, по сути, все мои рефераты, курсовые работы и, в конечном итоге, квалификационная работа (диплом). Далее, мне была предложено обосновать и последние звенья этой модели в диссертации, но я посчитал, что работы паранаучного толка, а именно работы, подобные данной («Семь Духов Судьбы…») более предпочтительны и являются  развивающими для меня лично. У каждого в таких случаях есть выбор пути профессионального роста -  развивать свой карьерных рост, или же развиваться   самому.  (Раз-витие – рас-ширение жизни, vita – на латыни жизнь…)

То есть,  в реальности всегда существует некая статистическая выборка участников тренинга по глубокому дыхания, которые вначале не попадают в описанную модель, но при соблюдении правил выборки (все должны быть начинающими, все относительно здоровы, нет явных акцентуаций характеров и т.п.) эта категория людей составляет не больше, чем пяти  процентов от основной массы участников. С другой стороны, многие  люди приходят на тренинги с явными личными проблемами,  а нередко и «на взводе», а этот факт, очевидно, приводит к тому, что первый дыхательный процесс начинается  не доминированием телесных ощущений (то есть по нашему  «искусства вдоха»),  а тем, что в первые минуты из человека просто «выплёскивается» то, что находится на «поверхности психики», то есть просто насущные эмоции – слёзы обиды, агрессия,  истерия, страх  и  пр. Но, такая картина может наблюдаться  только в первые минуты дыхательного процесса начинающего. Далее – процесс идёт по классическому типу: сначала энергетика, затем эмоции, затем ментальный катарсис.

Здесь стоит дополнить взгляд на разновидности дыхания. Выше писалось, что если во время сильных телесных ощущений привести тело в подвижность, как бы борясь с этими ощущениями, то ощущения действительно уменьшаются. Это происходит нередко и спонтанно, при этом дышащий непроизвольно начинает делать акцент на выдох. То есть три закона «искусства вдоха» меняются на противоположные законы «искусства выдоха» - акцент на выдох, подвижность тела и принятие цели. Стремление вытеснить телесными движениями неприятные ощущения в теле – это ведь цель. Если это происходит спонтанно, то я не препятствую этому. Но всё же довожу позже до сведения дышащего, что такая форма дыхания, хоть и облегчает ощущения, но и уводит от интенсивного высвобождения застойных энергий в теле. Всё же, если говорить о том, чтобы быстрее раздышаться, то предпочтительнее форсировать вдох и остановить движения тела. Если же продолжать двигать телом, то процесс снятия напряжений в теле будет долгим: то,  что можно продышать на вдох за одно занятия растянется при такой стратегии на несколько семинаров. Существует явление эмоционального зацикливания на тренингах, по типу зависимости. В большинстве случаев причина этого зацикливания именно в такой стратегии.

Но эта стратегия имеет право на существование, потому что некоторые люди просто не могут и не хотят, или просто боятся сильных ощущений в теле. И они делают сознательный выбор в пользу дыхания, ориентированного на выдох.

Сам Станислав Гроф указывал на эти две стратегии, или формы дыхания. Он называет дыхание с форсированным вдохом изотоническое, а дыхание с форсированным выдохом изометрическое. Изотоническое дыхание можно сравнить с таким видом спорта как бокс, когда мышцы дышащего (или спортсмена) находятся в постоянном тонусе, изометрическое дыхание можно сравнить с поднятием штанги – штангист, как и дышащий, который двигается во время дыхания,  сознательно растягивает мышцы, помогая при этом яркими эмоциями.

Но снова повторяю: быстрее раздышаться на первых  сессиях дыхательного тренинга новичку можно только с форсированным вдохом. Но и сильных ощущений будет больше. За скорость приходится платить порою болью. А за мягкость ощущений мы платим большим временем раздышки. Из всех вариантов дыхания я за последовательный катарсис, просто потому, что в этом случае можно быстрее раздышаться, само дыхание более понятно и результаты предсказуемы и, самое главное, результатами можно управлять и в конечном итоге импровизировать. К чему мы, собственно, и стремимся. Ведь рост осознания, умение владеть телом и эмоциями и интеграция разных частей своего я в целостную личность, по большому счёту –  важнейшие цели тренинга голотропного погружения. Ниже я сформулирую три цели тренинга голотропного погружения, соответствующие трём уровням дыхания, трём видам катарсиса, трём «искусствам дыхания».                                                                Соматические и невротические личности

Теперь стоит выделить общие законы всех катарсисов – всех трёх типов опыта, ведь поначалу может показаться, что законы совсем уж отличные друг от друга. Но закономерность есть, и она очевидная, как и очевидны законы отдельных катарсисов. Эта закономерность следующая.

1.     Всякий катарсис заканчивается освобождением. Это легко понять, будучи в «обычном» состоянии. Но когда Вы испытываете весьма «странные» и необычные ощущения, когда Ваше тело – уже как бы «не ваше» тело - именно тогда и рождаются мысли, что «таким отсюда и уйдёшь» - это страх потери идентификации со своим собственным телом – и этого уже иногда достаточно, чтобы начаться панике... Этот закон нужно принять изначально.

2.     Всякий катарсис в предпоследний момент наиболее всего себя проявляет. Другими словами, всякий катарсис имеет и свои закономерности протекания, а именно: перед тем, как произойти освобождению – катарсис имеет некий Пик! А потом резкий спад и завершение. Например, вспомните то, как проходит банальная простуда, даже грипп, или как протекает эффект бани, или как проходит похмельный синдром, или как проходит истерика, или как Вы достигаете прозрений… - в предпоследний момент пик, затем, собственно, само прозрение, или освобождение от истерики, или выздоровление… Похоже, что и с самими фундаментальными явлениями Жизни и Смерти ТО же самое…

3.     Окончание катарсиса являет собой начало нового, более тонкого. Этот момент очень важно знать и помнить. Тогда и не будет казаться, что катарсис «будет идти  вечно». С другой стороны, тогда не будет казаться, что «всё скоро закончится, и тогда имело ли вообще всё ЭТО  смысл?»… Действительно, телесно-физический катарсис переходит в эмоционально-динамический, а тот, в свою очередь заканчивается началом ментального катарсиса. Всё как обычно: электроны переходят с одного фундаментального энергетического уровня на другой, в жизни Космоса существуют фундаментальные параметры скоростей – первая космическая, вторая космическая и т.д. Так, и «посередине» - в существовании человека есть фундаментальные экзистенциальные величины. Без излишней философии, тем более, без демагогии и софистики! Только практика и выводы из неё.

Так, Практика Дыхания становится квинтэссенцией и мерилом жизни. Недаром, глубокое дыхание нередко сравнивают с традиционными практиками смерти и умирания (с-мер-ть, у-мира-ние), не зря трансперсональные психологи так увлекаются (а нередко, и  живут) буддистским Бардо Пхова, шаманскими Практиками Захоронения, философией Дзен   и   т.п.

Более подробно (Книга "Голография дыхания") здесь: http://intention.newmail.ru/7and4.htm



Просмотров: 321
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • шесть дней тренинга
  • Можно ли запланировать то, что вы будете проживать во время сессии холотропного дыхания?
  • Можно ли научить продавать или всегда ли достаточно тренинга?
  • Перехода подростка из школы в колледж посредством психологического тренинга
  • Медитация и Голотропное Дыхание - Катарсис в пространстве и Катарсис во времени
  • Мои личные результаты, ощущения и чувства от использования Динамического связного дыхания.
  • Мой опыт трансформации после прохождения тренинга «Ребефинг. Перепроживая свое рождение».
  • Научная статья 5. Коррекция школьной тревожности методом социально-психологического тренинга
  • ОПАСНОСТИ глубокого дыхания в ХОЛОТРОПЕ… и немного о марихуане.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Хроники школьного психолога "КПО как метод психологического тренинга"
  • Мой опыт холотропного дыхания
  • О выборе психолога (из личного опыта и опыта клиентов, коллег и друзей).
  • Один день холотропного дыхания глазами ведущего
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Тема утраты – взгляд с другой стороны (из личного опыта психолога)
  • Возможны ли внетелесные переживания во время холотропного дыхания?
  • Процесс дыхания
  • Мы меняемся лишь тогда, когда покидаем контакт с другими. В самом контакте нет опыта
  • Разговор с телом. Работа участницы тренинга
  • Методическая разработка профориентационного тренинга для подростков (и не только)
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Группа психологического опыта
  • Антропология Дыхания. Голотропное Погружение
  • Когда психолог становится клиентом? Из личного опыта расстановочной работы.
  • Что делать, если у вас депрессия. Из опыта работы.
  • Жизнь эмоций внутри тела. Работа участника тренинга
  • «…меняется окружение…», или изменения после холотропного дыхания, 3
  • Ошибки при выборе психолога или тренинга. Маркетинг впечатлений в психологической практике.
  • Тогда я не буду собой. Можно ли изменить характер?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь