Конфликты на работе являются очень частым, а в чем-то и нужным явлением. Ситуации могут быть разные: начальник был не в духе, взгляды на ситуацию, кто-то не так понял, плохое настроение и многое, много другое.
Конечно, большинство из нас не привыкли считать себя виновником такого типа взаимодействия. Мир каждого человека индивидуален, и в суматохе рабочих процессов забываешь подумать, что у другого человека он тоже свой, отличный от твоего. Неосторожное или некорректное высказывание, косой взгляд, невыполненное обещание/работа или просто чьи-то неоправданные ожидания и конфликт готов. И здесь главной задачей становится его устранение и дальнейшая профилактика.
Самые распространение причины конфликта (но далеко не единственные) и пути их решения:
1) На работе мы точно так же выстраиваем отношения с другими людьми, а, следовательно, важно говорить. Например, если Вы не справляетесь или не успеваете в срок, то не стоит ждать, пока начальник спросит или заметит. Обратитесь за помощью, сообщите, что нужно дополнительное время. Коллеге будет важно увидеть ваши старания и ценно стремление не подвести. Не откладывайте эту задачу после разговора. Можно, если это уместно, попросить коллегу о помощи и решить задачу совместно. Этим Вы покажете человеку, как он значим для Вас. Руководителям в данной ситуации я бы так же рекомендовала быть открытыми в такой ситуации и после ее разрешения проговорить с сотрудником о распределении времени и нагрузки во избежание повторения ситуации.
2) Причина конфликта – склочный коллега. Избито, но факт - избегайте его манипуляций. При провоцировании чаще всего можно ощутить, какую реакцию ждет от нас оппонент. И если Вы ее даете, пламя разгорается еще сильней, манипулятор добился своего. Хорошо в данном случае дать обратную, противоположную реакцию. Это собьет человека с намеченного пути. «Спокойствие и только спокойствие» - очень сильное оружие. Не спорю, это очень сложно при агрессии в свой адрес, но может помочь слушание в «пол уха», для Вас будет намного сохраннее не принимать слова подобного человека на себя, и поможет избежать конфликта. В противном случае, есть вероятность, что Вы станете постоянным источником подобных действий к Вам. Если Вы руководитель, и знаете, что в коллективе есть сотрудник сложного характера и при этом незаменимый передовик, я бы рекомендовала не оставлять без внимания ситуации провокации, если они находят свое воплощении, т.к. в итоге Вы можете получить конфликт и потерять одного из подчиненных.
3) Сплетни и слухи. От этих факторов может появиться самый неприятный конфликт – межличностный. В большинстве коллективов их сложно избежать. Если Вы стали объектом обсуждения коллег, самое лучшее не реагировать и не поддерживать подобных разговоров. Можно перевести в шутку (единожды). Не выясняйте отношений и не оправдывайтесь. При отсутствии вашей реакции сплетни очень скоро прекратятся. Если Вы начальник и стало известно, что сотрудники, как пример, активно обсуждают нового сотрудника, придумывая небылицы, рекомендация такая же (агрессивный запрет сплетен может повлечь еще больший их поток). Лучше переговорить с линейными руководителями о настроении коллектива, продумать мероприятия на сплочение и прочее. Практика показывает, что воплотить запрет сплетен в жизнь невозможно. Но свести к минимуму возможно. Научитесь извлекать из них выгоду.
Если конфликт не удалось избежать. Несколько рекомендаций:
1. Согласится и опровергнуть. Как то моя коллега сказала на это: «Но ведь это манипуляция!» Может быть, у каждого свой мир. Но, на мой взгляд, согласиться, что твой коллега прав и спокойно объяснить свое видение никоем образом не может задеть чьи-то чувств.
2. Просить о помощи, совете. Как я писала выше, когда человеку даешь почувствовать себя нужным и важным, это служит неким мостиком в отношениях и может помочь решить конфликтную ситуацию.
3. Не стоит «раскручивать» ситуацию, прокручивать раз за разом ее в голове. Это может подогреть агрессивные чувства, что усугубит ситуацию.
4. Если это возможно, оставляйте ситуацию только между участниками конфликта. Я понимаю, как хочется получить поддержку от коллег, но если их не было при ситуации, Вы станете только источником сплетен. Следовательно, есть вероятность усугубления ситуации или нового конфликта. Лучше решать ситуацию наедине.
Работа занимает большую часть нашей жизни, и конфликты, если они есть, не могут не сказываться. Они могут ранить, заставить усомниться в себе, своей правоте и выборе места работы. В этом случае стоит обратиться к специалисту за помощью. В некоторых компаниях менеджеры по персоналу успешно справляются с этой ролью. Если же Вы постоянно становитесь их участником, возможно, это повод для обращения к психологу.
Берегите себя.
С наилучшими пожеланиями,
Психолог
Анастасия Калашникова