|
Жизнь в мире которого не существует или школа как она естьАвтор статьи: Малаш Инна Анатольевна
Жить в мире, которого не существует.«Школа готовит к жизни в мире, которого не существует» Альбер Камю
Прозвенел первый звонок и наступил тот волнующий день, когда ваш ребенок стал первоклашкой! Остались позади хлопоты и волнения связанные с выбором школы и учителя, готовности к обучению и способностей ребенка, покупок школьных принадлежностей и одежды. Не только для детей, но и для родителей, бабушек и дедушек начинается новый этап – обучения в школе. Именно это событие меняет весь жизненный уклад семьи. Как раз это становится сложным и беспокойным для многих. Возникают вопросы: Как реагировать на мнения учителя о ребенке?; Какие отметки, он будет получать и как к ним относиться?; Какие отношения сложатся у ребенка с учителем и одноклассниками?; Следует ли помогать ребенку в подготовке уроков дома или нет? и множество других… Ответы на эти вопросы определяются полузабытым школьным опытом самих родителей. Для чего мы отдаем детей в школу?Родители отдают в школу своих детей, потому что все так делают, потому что хотим чтоб он там научился знаниям, узнавал что-то новое, что бы нашел новых друзей… Это ожидания родителей. А ещё родители мечтают о будущем ребенка, о его успешности, о его высокооплачиваемой работе, о счастливой будущей жизни. Это родительская мотивация (то, что нужно ему!). А для чего нужна школа ребенку? Чтобы играть там с детьми, чтобы получать хорошие оценки, чтобы получить профессию, чтобы интересно было что-то узнавать и ещё потому что все так делают и мама с папой так велит, т.е его мотивация (для чего это нужно ему)! Школа – учебное заведение для получения образования. Образование – процесс усвоения знаний. Знания усваивать должны дети, а родители выступают заказчиком образовательного процесса. В обязанности школы входит не только образование, как получение знаний, но и формирование мотивации детей учиться (желание эти знания получить), т.е делать процесс усвоения знаний более интересным, увлекательным и познавательным. Ирина Млодик считает и я абсолютно с ней согласна, что хорошей школой можно назвать ту, которая может научить ребенка не только запоминать и выдавать прочитанное и решать по образцу, т.е усваивать информацию, а еще и приобрести учебные навыки: способность к анализу, синтезу, обобщению, классификации, осмыслению, выделению главного, умению размышлять и сопоставлять, выдвигать гипотезы и искать доказательства, сопоставлять и уметь систематизировать, а так же приобрести социальные навыки (строить отношения со взрослыми и сверстниками), которыми родители часто пренебрегают и считают неважными. Наличие социальных навыков во взрослой жизни выросшего ребенка часто определяют его успех, его самоощущение от жизни, эмоциональную наполненность и удовлетворенность. Родители выбирают, в какой школе будет учиться его ребенок, и что она будет для него значить. Родители выбирают и выстраивают отношения с системой, оказывающей образовательную услугу по обучению его детей. Порой родители считают, что они взрослые гораздо умнее и опытнее, чем дети. И что на этом основании они могут свой опыт и ум поместить в ребенка, и тогда он стопроцентно будет защищен от жизненных напастей и уж конечно же будет счастлив. Это всего лишь иллюзия!
Почему мы так волнуемся?Именно в тот период, когда дети идут в школу семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни. Здесь решаются вопросы о том, что считать успехом, а что неудачей, как становиться успешным и какую цену семья готова заплатить за внешние успехи, соответствие внешним нормам и стандартам. Например, успехом семьи будет считаться, если ребенок будет учиться на одни 10. В случае, если будет несколько 9 - уже катастрофа. Такая семья ни какую цену не посчитает высокой. Родители слышат такое негласное послание школы: «Если вы не контролируете постоянно обучение своего ребенка ежедневно, по всем предметам, то тогда ваш ребенок будет неуспешным в школе, и тогда, у него нет будущего!» Все силы и ресурсы будут брошены на достижение этой цели: дополнительные занятия, дополнительная нагрузка, репетиторы и прочее. Неудачники из этой семьи исключаются, чаще всего, о них не «вспоминают», а если о них заходит разговор, то только шёпотом. На этом этапе родитель, может начать досконально контролировать своего ребенка, его сделанные работы, качество написанного, суть выученного, считая что без помощи, подпорки, внешнего контроля ребенок не может быть успешным. Что в этом плохого? Внешний родительский контрользаменяет развитие своего собственного внутреннего контроля ребенка (все ли я сделал, хорошо ли я сделал, проверил ли собственные ошибки). Ребенок становится неуверенным, пассивным, зависимым и безответственным, потому что избыточная родительская ответственность мешает развитию его собственной внутренней ответственности, она перекладывается на проверяющего взрослого, пусть он сделает, проверит, укажет, подскажет, направит. Все очень просто. Все, что вы делаете за ребенка на своем взрослом ресурсе: собираете портфель, отвечаете за выполнение домашнего задания, расстраиваетесь за плохие оценки и т.д. То у ребенка этого всего становится меньше. Чем больше в вас ответственности за все действия ребенка, тем у него меньше развития собственного навыка. Таким образом, следуя за посланием школы: все контролируйте, вмешивайтесь, во все включайтесь, родители получают совсем не тот результат что хотят. Вместо активного, ответственного, мотивированного ребенка, воспитывают пассивного, безвольного, демотивированного и безответственного ребенка. Такому ребенку перестаёт нравится учебный процесс, по сути он ему становится не нужным. Это нужно только родителям! Почему родители так включаются в этот процесс. Часто потому что родители не могут отличить свой страх неудачи (вынесенный из собственного детства) от страха неудачи ребенка, потому что не умеют доверять своему ребенку, не могут принять его таким, каким он есть. От тебя зависит наше эмоциональное состояниеКода учитель говорит о ребенке, родители испытывают различные чувства от радости и гордости до чувств горечи и стыда. Некоторые родители рассказывают, что не хотят ходить на родительские собрания («Опять мне будет стыдно перед всем классом, за его поведение»), некоторые злятся и жестоко наказывают детей («Нечего, чтобы я краснел за него!»). Другими словами это могло бы звучать так: «Веди и учись хорошо, чтобы мне не было плохо!» И тогда ребенок должен нести двойной груз ответственности – за себя и за эмоциональное состояние родителя. Чрезмерный груз вызывает отвращение от школы, от родителей и от учения. И ребенку остается два пути: либо бороться, либо смирится. Путь борьбы это может быть и вызывающее поведение, и скрытая порча школьного имущества, и пропуски уроков… Так проявляется сопротивление на давление о стороны родителей, потому что психике свойственно сопротивляться тому, что навязывается извне. У ребенка копится столько злости и недовольства в ответ на несправедливость и эмоциональное (а порой и физическое) насилие, что проявить ответную агрессию детям хочется хотя бы в неявной, скрытой форме, в виде саботажа и уклонения от собственной активности. Путь смирения проявляется в нерешительности, частых заболеваниях, нечувствительности к своим желаниям. Дети, прошедшие путь смирения, могут закончить школу с золотой медалью и продолжать блестяще учится в институте, который предлагают им родители. Но часто не могут получить удовольствия ни от полученной профессии, ни от учения и полученных знаний, потому что уже нет чувствительности к своим желаниям. Мы суперродителиРодителей очень волнуют оценки своих детей. Это происходит потому, что на бессознательном уровне родители относятся к оценке поставленной ребенку, как к оценке поставленной за их родительство. А это значит, что чем выше оценка, значит тем лучшие они родители. Таким образом, просматривая дневник или тетрадь своего ребенка, родители часто забывают, что они мамы и папы, а не дети Суперматери или Суперотца, символом которого выступает учитель. Родители начинают заставлять учиться детей, понукать их, требовать и подавлять. Как будто считают, что если не проявлять к ним силу и не стыдить, не запугивать и не наказывать, то дети учиться на высокие оценки не станут. Фиксация родителей на «успехе-неуспехе», создает в ребенке ощущение, что «я» и «успех» одно и то же, что меня любят только когда у меня высокие оценки, что я ко мне будут хорошо относится, только если я буду хорошо учится. Любая ошибка тогда воспринимается как трагедия, маленькая неудача, как катастрофа, и жизнь тогда состоит из постоянных тревог и страха поражения, неуверенности и недовольстве собой. Во взрослой жизни они боятся провала, отказываются от выгодных предложений, не верят в себя. И может так случится, что об этих переживаниях никогда не узнает родитель. Потому что такие дети уверены, что родителей интересуют не они, а только их успешность. Родительская тревога, за собственное несовершенство может уменьшится, когда родитель признаёт собственное право на ошибки и на собственную не идеальность. Признавая это в себе, родитель признаёт это и в ребенке. Потому что лишая ребенка права на ошибку, родители лишают его опыта. Как ты поступишь в институт?Вопросы: сможет ли ребенок быть успешным, закончить институт, найти престижную работу – как раз ориентированы с надеждой семьи на будущее. Когда я спрашиваю родителей: что беспокоит их в том, что у ребенка плохой почерк, ниже, чем у других техника чтения или средние оценки по математике? Часто можно услышать ответ такой: «я хочу чтобы он поступил в институт». Родители как бы «сжимают» время и тем самым возлагают требования не по возрасту для ребенка (ведь он не поступает сейчас в институт), не учитывая его интересов (никто не знает, какие интересы у него в будущем). У взрослых и у детей взгляд на ситуацию различен: ребенок – чтобы эта ситуация была полезна сейчас; взрослый – чтобы эта ситуация была полезна потом. Точка соприкосновения различности восприятия вызывает разочарование и у ребенка (Вас интересуют только мои оценки! «Если вы говорите, что я учусь для себя, то почему так переживаете за мои оценки?») и у взрослого (Я так много делаю для тебя, а ты не ценишь! «Я не хочу, чтобы в будущем у тебя были трудности»). Страхи за будущее, мешают родителям ценить всё то, что происходит «здесь и сейчас», радоваться успехам, огорчаться неудачам, разговаривать о трудностях и принимать своего ребёнка, таким каков он есть. Януш Корчак писал: «Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребёнка сегодня. Ради завтра, которого ребёнок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы жизни» Когда родители следуют за идеей фиксации на результатах централизованного тестирования (ЦТ), улавливая послание школы, чем раньше вы будете думать о ЦТ, тем лучше, то они теряют своего ребенка как личность. Как будто его нет, есть только ЦТ, а ребенок только как результат сданного в конце теста. А для ребенка в школе происходит очень многое помимо обучения: дружба, любовь, предательство, победы, ссоры, примирения, несправедливость и много другое. Не замечается личность ребенка, что он любит, чем интересуется, что хочет, что его на самом деле волнует. В это время родитель следует своим грандиозным замыслам, чтобы получился юрист, экономист, врач. В тот момент не задумываются о том, что, не видя своего ребенка как личность, лишают его своего пути в жизни. Здорово когда замыслы родителей и детей совпали, а если нет, то тогда общество получит бестолкового экономиста, никудышного врача, никчемного юриста, бесталантного артиста. Быть может, следуя за своим родительским замыслом и не видя личности своего ребенка, родитель пытается прожить вторую жизнь для себя, сделать то, что он не смог. «Я не смогла стать великой балериной, а моя дочка станет!» Зачастую родители забывают то, что время настолько меняется и те знания, которые дает школа устаревают, появляются новые профессии, новые навыки более ценны. Таинственная фигура учителяПеред учителями стоят две задачи: обеспечить результативность передачи знаний и сохранить у детей интерес к познанию. При низкой заплате и статусности учителя, при том что у многих родителей знаний не меньше а иногда даже больше чем у учителя в школе, при загруженности учителя обязанностями не связанных с обучением, при том что технически не все классы оборудованы с требованием времени, учителями выполняется передача знаний, и лишь в малой степени поддержание интереса к познанию. Тогда школа в лице учителя дает такое послание «без вашей помощи ребенок не осилит школьную программу, без ваших нотаций и понуканий ребенок учиться не будет». Родитель включается в обучающий процесс, забывая о том, что он копирует учительскую роль. Таким образом, у ребенка два учители и ни одного родителя. Вместо мамы и папы у него появляется в лучшем случае терпеливый и мудрый учитель, в худшем – цербер, надсмоторщик, истеричка, злая женщина и т.д. в зависимости от характера родителя и его отношению к тому, как учится ее ребенок. По-настоящему мудрых учителей, способных научить ребенка учиться мало, ведь не даром говорят: «учитель – это профессия и призвание». Я.Л. Коломинский заметил: «Чтобы быть педагогом надо обладать талантом, а можем ли мы рассчитывать на такое редкое явление как талант, при такой массовой профессии как педагог?» Учитель получил образование по своей специальности, тогда почему эти обученные и профессиональные люди (учителя) толкают родителей заниматься тем делом, которому родители не обучались? Скорее всего, когда делом занимаются непрофессионалы, то и результаты будут «так себе». Есть родители, которые отлично справляются с задачей учить других детей, но с собственными детьми часто бывают нетерпеливыми, раздраженными в процессе обучения. Потому что отношения «учитель-ученик» – отличается от отношений «родитель – ребенок». Потому что это разные роли, разные задачи, разные отношения и разные способы взаимодействия. Задача родителя - помочь, подсказать, поддержать советом или объяснением, если спрашивает. Задача учителя - учить, контролировать, проверять, сделать процесс обучения интересным. Смешивая и путая роли родители лишают своих детей своей любви, поддержки, интереса, возможности быть с ними разными, а не только отлично выполняющими домашние задания. Возможно, таким образом школа снимает с себя ответственность за результаты обучения? За результат образования не отвечают Министерства образования, директор школы и родители, а учителя и ученики. А за что отвечает родитель? А родителю важно помнить, когда помогают дома с домашним заданием своему ребенку, не подменять учительскую роль, т.е. продолжали передавать знания (забывая о сохранении интереса к познанию), а поддержать советом или объяснением, любить своего ребенка. Родитель может сделать много до того как ребенок пойдет в школу. Основное что думают родители, это главное научить детей читать и считать в 4-5 лет. Забывая о том, что бы овладеть знаниями, нужно учить ребенка управлять собой, помогать организовывать свое время, научить отвечать за свои дела и поступки, позволяя встречаться с их последствиями. Важно поддержать в ребенке умение доверять своим ощущениям и чувствам, умение справляться самому и просить о помощи, когда это не получается, способность быть усердным. Важно не отбить в нем интерес к миру, людям, сохранить его способность задавать вопросы и задаваться вопросами, желание узнавать, читать, исследовать, размышлять, выдвигать гипотезы, иметь мнение. Не подавить его фантазию, способность творить и сочинять, желание проявлять себя, мечтать, хотеть, двигаться. Опыт же подавленности воли, запугивания, понукания, самобичевания скорее всего будет мешать, чем помогать вашему ребенку учиться. На мой взгляд, современным детям нужно то, что сейчас дает школа в минимуме. Я не хочу отрицать ценность школы, но то, что часто говорят о программах и реформах, о разнице между оценками и ЦТ и о снижении школьной мотивации говорит о том, что есть разногласие между требованиями к выпускникам и процессе обучения, говорит о том, что не все в порядке в школьном обучении. Я уверена, что обучение скорочтению и развитию внимания, памяти и логического мышления (то, что поможет быстрее выполнять домашнее задание и позволит заниматься другими интересными делами), умение работать в команде, тренинги лидерских качеств и публичных выступлений необходимо современной школе, так же как языки, обучение домоводству и обучение распределению финансов помогут больше ориентироваться в сегодняшнем дне. Очень здорово, когда родители могут это дополнить для своего ребенка, услышать его интересы и помогать ему в осуществлении его жизни. http://www.psyoffice.ru/article/15105/ http://www.interfax.by/article/1178906 Консультации по скайпу: hasjunja Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|