|
Ох и гад же ты, гаджет! Зависимые дети.Автор статьи: Акимов Сергей Николаевич
Есть проблема. Наши дети: лицом к лицу с… гаджетом Реальные сорняки виртуального огорода Интервью для газеты "Хакасия". Проблема, которая волнует и родителей, и педагогов (а бабушек-дедушек, по понятным причинам, особенно): счастливое детство наших ребят с каждым годом всё больше проходит на просторах всяческого рода виртуальных полей: гаджеты, соцсети, компьютерная игра… Младенец ещё и говорить не научился (и это не преувеличение), а кнопки нажимать, не вставая с горшка — за милую душу. Реальность же полегоньку-помаленьку скользит в сторону, размывая понятия и ощущение себя в социуме. Никто не утверждает, что технический прогресс — это плохо. Очень хорошо, но как инструмент, не более. Речь же сегодня пойдёт о зависимости, в частности, от компьютерных игр — явлении уже иного порядка. Практический психолог Сергей АКИМОВ считает, что зависимость эта вполне «классическая» (как алкоголизм, наркомания и так далее). — У всякого рода зависимостей общая природа, общий «скелет» и течение заболевания. Мне наиболее обоснованной представляется биопсихосоциальная модель формирования зависимости. — Наверное, следует немного ввести в курс страдающих родителей, чтобы знали, откуда, в частности, виртуальные ноги растут: вот это самое «био», «психо», «социальное». — Биологическая предрасположенность наследственная, передаётся с генами. И биологической составляющей игровой зависимости может быть инстинкт охотника, некая азартность (у людей она разного накала). Этот инстинкт может спать и даже не проснуться, но заявить о себе в полный голос при подходящих обстоятельствах. Второй компонент — психологические особенности ребёнка (настоятельная потребность самоутвердиться в соцсетях, в игре). Часто, если не всегда, причина формирующейся зависимости — заниженная самооценка. Маленький человек живёт в атмосфере постоянной критики в свой адрес, у него «ничего не получается» из того, что требуют родители, а порой и педагоги, и окружение. В реальной жизни такой ребёнок редко переживает ситуации успеха. А в компьютерной игре, соцсетях он может получить определённое признание. — В силу незрелости личности погоня за «признанием» может принимать неадекватные формы? — Да сколько угодно. Например малолетние девчонки, не помню уже из какого города, «выставляли» себя голыми, чтобы получить лайки… Как бы то ни было, у ребёнка возникает крайняя необходимость, повторю, переживать хотя бы в игре, в сети эмоции, связанные с ощущением успеха (вспомните уже стереотипное: «Я это смог!» «Я это сделал!»). К тому же в этом виртуальном мире у него есть возможность совершать ошибки и не быть за них наказанным, как в реальной жизни. Эти эмоции успеха и признания становятся настолько сильными, что дети подсаживаются на них как на наркотик. И наказания уже не страшат — есть куда «уйти». — В социальной же составляющей зависимости… — Есть макро и микроуровень. Макроуровень — доступность в социуме этой виртуальной деятельности. Если бы не было гаджетов — не было бы и зависимости (если бы не было алкоголя, наркотиков…). Микроуровень же тесно связан со вторым пунктом — «психо»: это окружение, в первую очередь, семья. Если есть зависимый, значит есть рядом тот, кому (часто неосознанно) выгодна эта зависимость. (Кстати, вот такой нюанс о созависимости. Обращаясь к психологу, родственники часто говорят «мы играем» или «мы пьём», хотя проблема у одного из них. Это гипертрофированная любовь с утратой ощущения границ личности, слияние.) Понятно, что зависимость не одномоментна, она формируется исподволь. Сначала родителям выгодно — включил ребёнку мультик, и занимайся своим делом. Это «хорошее» средство и для «выключения» дитяти (чтобы не мешал), и для управления им: мол, сделаешь то-то и то-то, поставлю тебе мультик или дам планшет поиграть. Родители бьют тревогу только тогда, когда теряют над ним контроль: чадо «зависло» окончательно и бесповоротно. — И ребёнок, в свою очередь, перестаёт себя контролировать? — Само собой. У него сформировалось уже во многом виртуальная среда. К тому же со временем добавляются «себе подобные» в школе, на улице: для ребят постарше родители уже перестают быть безусловным авторитетом, хотя истоки зависимости — именно из семьи. Происходит порой нешуточное смешение реальной и виртуальной сред: возьмите этот не так давно развившийся психоз с ловлей покемонов… Съезжают с катушек и взрослые — как раз то поколение, которое уже успело вырасти на мультиках. — Чем это грозит школьникам? — Затормаживает формирование личности, уводит в сторону. Вспомните мюнхенского стрелка — вот он, игрок; в какой-то мере можно предположить, что он ко всему прочему перепутал реальное и виртуальное. — Не формируются нравственные, базовые ценности… — То есть практически близко к нулю это обязательное содержание личности, ведь личность вырастает должным образом только в реальном социуме, в реальном общении. Если много времени проводить в виртуальной среде, то и личность сформируется отчасти виртуальная — границы размываются, идёт наложение одной реальности на другую. — Как часто к вам, как психологу, обращаются по поводу компьютерной зависимости? — Уже достаточно часто. Мало того, при любой другой проблеме эта тема более или менее остро, но поднимается. — Рецепты существуют? — Простым запретом игр проблему решить удаётся далеко не всегда. Так называемая среда, что сегодня из себя представляет? Всё под боком. Если папа приходит с работы и сразу после ужина «уходит на войну» (папа — танкист в игре World of tanks), то чего ждать от ребёнка? А рецепт такой: надо серьёзно менять систему взаимоотношений с детьми. Как можно чаще и больше проводить с ними времени. Придумать интересное дело, причём с обязательным переживанием успеха. Рыбалка (ребёнку-охотнику), например, рукоделие, совместные настольные игры, спорт — всё зависит от индивидуальности детей и родителей. Главное — общение, общение и общение. — Совместное чтение книг? — А вот это уже отдельная больная тема. Родители не читают — ни сами, ни детям. Почему читать крайне необходимо? Во-первых, ребёнок учится понимать прочитанное, услышанное. Во-вторых (если не в главных), чтение книг развивает воображение, умение мыслить образами. В мультике, игре нет простора воображению там уже готовая картинка. Сотворец (ребёнок) отдыхает. Всё за него придумано — только рот открой. — Пожалуй, свою лепту для «усыпления» творческих способностей вносят продуманные до мелочей игрушки в магазинах. Те же кукольные домики, где есть всё, вплоть до унитазиков и тарелочек с «блюдами». — Невольно вспоминаешь, как мы в детстве сами мастерили себе игрушки. Ко всему прочему, это занятие развивает мелкую моторику пальцев, от чего напрямую зависит уровень интеллекта. А в нынешних школьных программах? Стандарты, тесты, клипы… И чуть ближе к нашей теме: необходимо изменить у ребёнка само отношение к этим гаджетам. Не как к развлекательной игрушке (разве что изредка), а как к умному инструменту для поиска информации. Родителям надо следить за компьютерными играми, хотя бы пока дитё маленькое, скачивать развивающие программы, а дальше ребёнок уже сам почувствует вкус интеллектуальной работы. Способ убить время или утвердить виртуальное «я» — это, мягко говоря, далеко не то. Человек растёт, и он должен вырасти в полноценную и, подчёркиваю, творческую личность, а не стать приложением к бог знает чему. — Это включает и работу с самооценкой, дабы не утверждаться исключительно за счёт фантастических монстров? — Обязательно. Вновь повторю: найти занятие, где бы растущий человек в реалиях почувствовал эмоции успеха. Это и будет лучшей профилактикой виртуальной зависимости. — Сергей Николаевич, а какую лепту могут внести школьные учителя, ведь им сегодня приходится сталкиваться с уже зависимыми ребятишками? — Приведу случай, который доходчивей многих рассуждений. Был как-то у меня на приёме пацан: по всем предметам у него плохо, а по русскому и литературе — отлично. Спрашиваю: почему? Пацан отвечает: «А она не врёт!» Учительница, понятно. — Ёмко. Видимо, она очень естественна с учениками. — Справедливая. Любит свой предмет, что называется, вкладывает душу. Поэтому ребята её уважают. Так что пожелание педагогам одно — ведите свой предмет так, чтобы дети не хватались (для начала хотя бы на вашем уроке) за смартфоны. Беседовала Татьяна ПОТАПОВА Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|