Демон переедания
Когда на душе что-то не так, горький осадок, неудовлетворенность, тоска, страх, отчаяние, скука, что-то другое, разъедающее внутри, или просто нечто, чему мы пока не подобрали название, но от чего уже очень хочется избавиться - мы идем и заедаем это. Чтоб не чувствовать. И тогда уж не важно, что именно ешь, какой у этого вкус – главное, заполнить желудок, чтобы успокоиться. Забыться, отрешиться от реальности. По сути, отдаться на волю внутреннего демона, который будто нашептывает на ухо: «Всё забудь, нам никто не нужен, только я и ты». Такие приступы чаще происходят тайно. Когда никого нет дома или когда никто не слышит, не видит.
Если такое переедание становится регулярным и частым, то человек толстеет - словно покрывается защитной оболочкой от тягот этого мира. За ней можно надежно спрятать всю свою нежность, свою уязвимость, красоту, там тепло и мягко и, правда, никто не нужен, там только ты, и твой демон обжорства. Такой демон, и правда, живет в каждом, кто услаждает себя неумеренным употреблением пищи. И приступы переедания поэтому похожи на запретные свидания с тайным любовником. Сначала вожделение. Потому рывок к холодильнику. Потом экстаз, когда не помнишь, что ешь, потом чувство наполненности и успокоение. Обычно это наслаждение почти сексуальное. А потом – чувство вины, как после случайного секса. Как такое вообще могло произойти?
Это демон не только вызывает сильные чувства. У него есть еще одно важное преимущество: он никогда не бросит и не предаст. Тогда как близкие отношения с реальными людьми чреваты ссорами, обидами, непониманием, изменами, холодностью.
Они пугают своей непредсказуемостью. Они просто пугают, и эту угрозу также непременно нужно заесть. Как и все прочие угрозы. Раз, еще раз, и еще много-много раз.
Так запускается порочный круг.
Запойный случай
Или переедание может быть не регулярным, а «запойным», настигать приступами, после периода старательного воздержания. Ведь чем больше себя сдерживаешь разными диетами и голоданиями, тем неотвратимее тянет наесться до отвала. Тогда чувствуешь, что остановиться невозможно, а потом возникает чувство вины за ужасный срыв. «Организм, подвергающийся неумеренному истязанию, всегда раздражен», - говорила Хильдегарда Бингенская (выдающаяся женщина Средневековья, ученый, поэт, музыкант, врач и провидица). И встревоженный голоданием организм начинает бороться за свои права, пытаясь наверстать упущенное. Происходит мучительная борьба с самим собой, заканчивающаяся позорным поражением – голодание завершается очередным приступом чревоугодия. Все старания, в конце концов, опять оказываются насмарку.
Поддерживать оптимальный вес таким образом весьма проблематично. Ведь пища, принятая во время «запоя» лучше усваивается, чем при нормальном питании. Раздраженный организм старается сделать запасы на всякий случай (мало ли какие голодные времена ждут впереди, при таком-то нестабильном питании!).
Получается, голодая, попадаешь в собой же расставленные силки. Воздержание, которое кажется решением проблемы, на самом деле, наоборот, провоцирует приступы переедания. Сдерживаешься-сдерживаешься, и, в конце концов, срываешься.
Прикладываешь неимоверные усилия, а потом всё насмарку. Причем именно голодание открывает путь для следующего троглотического приступа. Так что и здесь запускается порочный круг тоже.
Голод не тетка
Но есть те, кто не срывается (или почти не срывается). Кому удается освоить смертельную науку голодать. Они становятся жертвами анорексии.
Начинается всё незаметно, почти случайно. Многие девушки, а сейчас уже и некоторые юноши начинают эту игру – в диету, в дотошный подсчет калорий, в хорошую фигуру, в голодание, в самоистязание. Но большинство, к счастью, быстро сдается и возвращается к нормальному питанию. Но некоторым удается эта война и, очарованные победами, они увлекаются ею. Часто и не замечая, как втянулись. И не осознавая, во что втянулись. Начинают худеть и худеть, отмечая каждый потерянный килограмм как достижение и доказательство своей железной самодисциплины. Такая игра может затягивать всё дальше и глубже по разным причинам.
Потому что…
* побеждать, даже в таком сомнительном спорте, вообще приятно;
* так можно потешить свой перфекционизм (а истязать себя голоданием обычно удается именно перфекционистам – то есть людям, которые привыкли всё делать на славу, которые не терпят ошибок и поражений и особенно привыкли контролировать себя и свои чувства);
* голодание помогает не чувствовать душевной боли, контролировать свои чувства. Жертвами анорексии, как правило, становятся девушки очень чувствительные. Может быть, «слишком чувствительные» в своей семье. Многое оказывается для них болезненно невыносимым. А потом они начинают голодать и оказывается, что когда ограничиваешь себя в еде, чувства притупляются. Потому что притупляются все жизненные процессы. Ведь самой жизни остается всё меньше. Но, в эйфории голодания, ты о ней, о жизни, и не думаешь. Происходит медленная эмоциональная заморозка. Глубокая обширная анестезия. Погружение в состояние анабиоза. Но ты можешь этого даже не замечать. Ведь, как известно, человек, оказавшийся на сильном морозе, обычно не чувствует, что замерзает. Наоборот, ему снятся сладкие приятные сны, ему хорошо, хотя жизнь уходит. Анореския чем-то похожа на такой мороз. Она затягивает незаметно. Так, что иногда бывает поздно вернуться. Как заметила известный российский психотерапевт Анна Варга, анорексия – единственный смертельный невроз.
* игру поддерживает иллюзия, зрительный обман, своеобразный мираж - собственное тело воспринимается искаженно. Истощенная худышка честно видит себя толстой. И не может оценить адекватно своё физическое состояние.
*голодание - это способ принести себя в жертву. Причем жертва чаще всего приносится во имя любви. Например, отказываясь от еды, девушка вызывает тревогу у мамы. Та начинает контролировать дочь, ела ли она сегодня, что ела, как себя чувствует, сколько весит, водить ее по врачам и больницам. Эта мама до сих пор была холодной, равнодушной, чересчур занятой, отсутствующей… Но теперь девушка сполна получает ее внимание. И начинает чувствовать ее заботу и любовь - пусть извращенную, облаченную в страх, в контроль, в нравоучения.
Или с помощью анорексии можно выигрывать конкуренцию у более успешных братьев и сестер, притянув на себя внимание семьи.
Или сплотить конфликтующих родителей и сохранить их брак. Спасая дочь, те обычно оставляют свои отношения на потом.
Получается, что и здесь начинается автономный процесс. Тот же порочный круг. Его поддерживает как внимание родных, так и собственная эйфория, иллюзии, заморозка. То есть голодание запускает само себя.
Запретное наслаждение
И, наконец, есть еще одно хитрое пищевое нарушение, в котором вообще редко хочется кому-то признаваться. Его суть – в специальном вызывании рвоты.
Современные исследования показывают (Дж. Нардонэ и др.), что это самое частое расстройство пищевого поведения. Начинается оно с переедания или с голодания. Но потом девушка обнаруживает, что вместо того чтобы истязать себя голодом или корить за съеденное, можно просто от него избавиться. Это кажется решением проблемы. Но потом решение начинает поддерживать проблему. И опять образуется порочный круг.
Рвота вдруг начинает приносить настоящее наслаждение. такое, что девушки, систематически вызывающие рвоту, отказываются от сексуальной жизни. Да и зачем, у них есть свой тайный любовник. Иногда они его даже себе представляют. А чаще уже сама по себе еда оказывается эротизирующим фактором – так, что и мужчина здесь оказывается даже лишним. Фантазия о еде уже сама по себе переживается как эротическая, мысль, что можно пойти на кухню, открыть холодильник, провести ревизию на плите, возбуждает всё сильнее и сильнее. И вот уже становится неотвратимой. А за ней избавление, разрядка... А потом часто - чувство вины.
Расколдоваться
Таким образом, колдовство пищевых расстройств, вне зависимости от их вида, состоит в том, что, однажды невинно начавшись, они быстро превращаются в самозапускающуюся систему, в порочный круг, в автономный механизм, который начинает раскручиваться и раскручиваться уже без всякого желание и вмешательства человека.
Поэтому-то бессмысленно винить себя или казнить за то, что произошло. Поскольку, на самом деле, это произошло нечаянно.
Хотя раскаяние наступает у многих – чувство вины за съеденное, самобичевание за очередную встречу с унитазом. Но еще Достоевский писал, насколько много наслаждения в раскаянии. Оно подпитывает все зависимости без исключения.
Так что на самом деле-то винить себя бессмысленно. Чувство вины вообще плохой помощник в жизни.
Вообще бессмысленно пытаться изменить что-то, оставаясь в круге. И важно признать это своё бессилие там. Только после этого можно будет из этого круга выйти.
Но как выйти, когда крутишься в нем, подчиняясь центростремительным силам? Как прервать эту свою собственную дурную бесконечность?
Выйти из круга может помочь только нечто, находящееся за его пределами. Импульс извне, толчок. Сила, большая, чем мы сами. Бог, если вы не против того, что он существует. Какое-то важное событие в жизни, произведшее, перевернувшее всё внутри. Яркое феноменальное переживание. И, конечно, вера… Что получится, что всё изменится.
Таким толчком может стать и обращение к психологу, психотерапевту - он ведь тоже за пределами круга. Он может помочь разобраться – какие чувства вы заедаете, от каких голодаете, что поддерживает этот симптом, почему еда стала вашим идолом…