|
Как воспитывать ребенка-астеника: 12 подсказок родителям.Автор статьи: Овсяник Людмила Михайловна
Ребенок-астеник робок, нерешителен, стремится к уединению, доброжелателен к людям, но требователен к себе. У него богатый внутренний мир, в котором он ищет спасения от невзгод во внешнем мире, и острый ум. Кожа тонкая и бледная, мышцы слабые. Портал www.interfax.by вместе с детским психологом Людмилой Овсяник составил для своих читателей рекомендации по воспитанию детей с астеническим характером. 1. Без устали демонстрировать свою любовь к ребенку. Мучительные сомнения в том, любят ли его родители, достоин ли он их любви, делают жизнь ребенка-астеника невыносимой. Поэтому взрослым необходимо использовать любую возможность словесно или с помощью прикосновений, взгляда, интонации, мимики сообщить ребенку: «Я люблю тебя», «Какое счастье, что ты есть!», «Моя любовь всегда с тобой». 2. Постоянно повышать самооценку. У астеника слабо развито чувство самоценности, поэтому ребенка необходимо хвалить как можно чаще – испортить астеника похвалой невозможно. Важно, чтобы родители несколько раз в течение дня выражали сыну или дочери свое одобрение и поддержку. А для того чтобы не приходилось мучительно выискивать повод для похвалы, взрослым следует регулярно создавать для ребенка ситуации успеха, позволять ему проявлять самостоятельность. 3. Гармонизировать отношения в семье. Ссоры и конфликты между близкими заставляют ребенка-астеника глубоко страдать, он может считать себя виноватым и часто «уходит» в болезнь, чтобы сплотить родителей, переключить их внимание на себя. А вот когда в семье царят по-настоящему теплые и дружественные отношения, ребенок редко жалуется на плохое самочувствие. 4. Поощрять общение со сверстниками. Часто ребенок-астеник предпочитает общаться со взрослыми и детьми, которые младше его, – в их компании он чувствует себя более уверенно, способен раскрепоститься. С посторонними, как правило, ведет себя скованно и неестественно – и ничего не может поделать с собой. Коммуникационные барьеры возникают у астеника в результате зашкаливающей самокритики, комплекса неполноценности, недостаточности навыков общения. Устранить их у ребенка чрезвычайно важно до наступления переходного возраста – для того чтобы он, став подростком, смог найти свое место в сообществе сверстников. Поэтому взрослые должны быть в курсе, есть ли у ребенка друзья в школе, регулярно ли он общается с ними непосредственно, по телефону и в социальных сетях, с охотой ли участвует в школьных мероприятиях, скучает ли по одноклассникам в период каникул. 5. Учить справляться с обидами. Для астеника нет ничего проще, чем обидеться. Поэтому взрослым при общении с такими детьми полезно практиковать метод активного слушания, описанный Юлией Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?». Подражая родителям, маленькие астеники приобретут очень ценное умение – разбираться в своих чувствах и переживаниях, а также научатся говорить о них окружающим. Благодаря этому дети смогут предупреждать и с легкостью отпускать свои обиды. 6. Учить способам избавления от страхов. Разнообразные страхи – постоянные спутники астеников. По наблюдениям психолога с 15-летним стажем Людмилы Овсяник, такие дети чаще всего боятся оставаться дома в одиночестве, оказываться без матери в незнакомой обстановке. Их родителям важно быть уверенными в себе, излучать бесстрашие. Освободить ребенка от страхов помогут приемы сказкотерапии (взрослый рассказывает историю, в которой главный герой, с таким же именем, как у ребенка, успешно преодолевает свой страх) и арт-терапии (ребенок рисует или лепит свой страх, а затем либо расправляется с ним, либо делает смешным, дорисовывая бантики, наряжая в нелепые наряды, делая забавные прически и т.п. – когда смешно, тогда не страшно). 7. Учить приемам расслабления. Быстро утомляемый и чрезвычайно впечатлительный ребенок-астеник должен уметь восстанавливать силы и снимать напряжение после физических, психических и интеллектуальных нагрузок. Этому способствуют неспешные прогулки, свободные занятия рисованием, лепкой, игры с песком, с водой. А также тактильный контакт со взрослыми (объятия, покачивания на руках), спокойная музыка, специальные дыхательные упражнения, психогимнастика. 8. Учить быть снисходительным к своему несовершенству. Ребенок-астеник не просто преувеличивает свои недостатки и расстраивается из-за неудач и промахов – из-за них он грызет себя поедом и часто пребывает в уверенности, что никчемнее его нет никого на всем белом свете. Родителям следует убеждать ребенка: он имеет право быть неидеальным. Важно обращать его внимание на то, что окружающие тоже могут быть несовершенны – и это нисколько не умаляет их достоинств. Почему это необходимо? Если астеник начнет воспринимать свои ошибки и заблуждения как способ приобрести ценный опыт, будет относиться к ним как к возможности научиться чему-то новому и полезному, это позволит ему стать эффективным и, главное, счастливым человеком. 9. Развивать ответственность и самостоятельность. Склонность к сомнениям и колебаниям является причиной того, что астеник с готовностью отказывается от права быть хозяином своей жизни. Ему удобнее подчиняться чужим решениям, чем принимать свои. Такая позиция ставит человека в зависимое, порой опасное положение: недобросовестные окружающие без зазрения совести могут манипулировать им и использовать в корыстных целях. Поэтому очень важно, чтобы родители удерживались от гиперопеки, приветствовали и поддерживали стремление ребенка обходиться без содействия взрослых, с ранних лет поручали ему посильную работу по дому. Психолог Людмила Овсяник подчеркивает: «Все, что ребенок умеет делать сам, он должен делать сам, без посторонней помощи. Поручая ребенку какую-то домашнюю обязанность, позвольте ему нести полную ответственность за все, что он делает. Например, сын подмел пол, но вам не понравился результат. Не пытайтесь исправить его работу, хватаясь за веник и размахивая им направо и налево! Подобными действиями вы ничему не научите ребенка. Лучше еще раз объясните сыну, при каких условиях порученное ему дело будет считаться хорошо выполненным, и предоставьте ребенку возможность самому устранить допущенные им оплошности». 10. Развивать наблюдательность. Мир грез и фантазий может стать пристанищем ранимого и чувствительного астеника, потому что внешняя реальность часто кажется ему небезопасной и недружелюбной. Для того чтобы пробудить у ребенка доверие к окружающему миру, родителям следует: во-первых, определить круг интересов сына или дочери (природа, животные, искусство, прикладное творчество, люди и др.). Во-вторых – проявлять изобретательность в том, чтобы, исходя из увлечений ребенка, постоянно стимулировать у него пытливость, стремление к исследованиям, внимательность к деталям. 11. Следить за соблюдением режима дня. Размеренный ритм жизни имеет огромное значение для ребенка-астеника, который быстро устает, волнуется по пустякам, нередко страдает из-за проблем с желудочно-кишечным трактом. Благодаря режиму дня ребенок сможет быстрее восстанавливать силы после напряженной работы; уровень тревожности у него будет снижаться, потому что жизнь станет более предсказуемой; полноценный рацион и принятие пищи в определенные часы предупредят развитие гастрита и язвенной болезни. При составлении режима дня для школьника важно предусмотреть, чтобы:
12. Пробуждать интерес к спорту. Астеники не могут похвастаться отличным физическим здоровьем и устойчивой нервной системой, поэтому с раннего возраста их важно приобщать к физической культуре.«Проще всего это сделать родителям, которые сами дружны со спортом. Подросток будет подражать авторитетным сверстникам и взрослым – кумирам, – объясняет психолог Людмила Овсяник и продолжает: – Поскольку у астеников от природы слабые мышцы, им прежде всего следует уделять внимание силовым тренировкам. Плавание полезно для увеличения объема грудной клетки (у астеников она недостаточно развита) и укрепления ее мышц. А небольшой вес и высокий рост позволяют людям с астеническим телосложением проявлять себя в таких видах спорта, как бег, баскетбол, волейбол, прыжки с шестом». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|