Как воспитывать ребенка-астеника: 12 подсказок родителям.

Ребенок-астеник робок, нерешителен, стремится к уединению, доброжелателен к людям, но требователен к себе. У него богатый внутренний мир, в котором он ищет спасения от невзгод во внешнем мире, и острый ум. Кожа тонкая и бледная, мышцы слабые. Портал www.interfax.by вместе с детским психологом Людмилой Овсяник составил для своих читателей рекомендации по воспитанию детей с астеническим характером. 
 

1. Без устали демонстрировать свою любовь к ребенку. Мучительные сомнения в том, любят ли его родители, достоин ли он их любви, делают жизнь ребенка-астеника невыносимой. Поэтому взрослым необходимо использовать любую возможность словесно или с помощью прикосновений, взгляда, интонации, мимики сообщить ребенку: «Я люблю тебя», «Какое счастье, что ты есть!», «Моя любовь всегда с тобой».

2. Постоянно повышать самооценку. У астеника слабо развито чувство самоценности, поэтому ребенка необходимо хвалить как можно чаще – испортить астеника похвалой невозможно. Важно, чтобы родители несколько раз в течение дня выражали сыну или дочери свое одобрение и поддержку. А для того чтобы не приходилось мучительно выискивать повод для похвалы, взрослым следует регулярно создавать для ребенка ситуации успеха, позволять ему проявлять самостоятельность.

3. Гармонизировать отношения в семье. Ссоры и конфликты между близкими заставляют ребенка-астеника глубоко страдать, он может считать себя виноватым и часто «уходит» в болезнь, чтобы сплотить родителей, переключить их внимание на себя. А вот когда в семье царят по-настоящему теплые и дружественные отношения, ребенок редко жалуется на плохое самочувствие.

4. Поощрять общение со сверстниками. Часто ребенок-астеник предпочитает общаться со взрослыми и детьми, которые младше его, – в их компании он чувствует себя более уверенно, способен раскрепоститься. С посторонними, как правило, ведет себя скованно и неестественно – и ничего не может поделать с собой. Коммуникационные барьеры возникают у астеника в результате зашкаливающей самокритики, комплекса неполноценности, недостаточности навыков общения. Устранить их у ребенка чрезвычайно важно до наступления переходного возраста – для того чтобы он, став подростком, смог найти свое место в сообществе сверстников. Поэтому взрослые должны быть в курсе, есть ли у ребенка друзья в школе, регулярно ли он общается с ними непосредственно, по телефону и в социальных сетях, с охотой ли участвует в школьных мероприятиях, скучает ли по одноклассникам в период каникул.

5. Учить справляться с обидами. Для астеника нет ничего проще, чем обидеться. Поэтому взрослым при общении с такими детьми полезно практиковать метод активного слушания, описанный Юлией Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?». Подражая родителям, маленькие астеники приобретут очень ценное умение – разбираться в своих чувствах и переживаниях, а также научатся говорить о них окружающим. Благодаря этому дети смогут предупреждать и с легкостью отпускать свои обиды.

6. Учить способам избавления от страхов. Разнообразные страхи – постоянные спутники астеников. По наблюдениям психолога с 15-летним стажем Людмилы Овсяник, такие дети чаще всего боятся оставаться дома в одиночестве, оказываться без матери в незнакомой обстановке. Их родителям важно быть уверенными в себе, излучать бесстрашие. Освободить ребенка от страхов помогут приемы сказкотерапии (взрослый рассказывает историю, в которой главный герой, с таким же именем, как у ребенка, успешно преодолевает свой страх) и арт-терапии (ребенок рисует или лепит свой страх, а затем либо расправляется с ним, либо делает смешным, дорисовывая бантики, наряжая в нелепые наряды, делая забавные прически и т.п. – когда смешно, тогда не страшно).

7. Учить приемам расслабления. Быстро утомляемый и чрезвычайно впечатлительный ребенок-астеник должен уметь восстанавливать силы и снимать напряжение после физических, психических и интеллектуальных нагрузок. Этому способствуют неспешные прогулки, свободные занятия рисованием, лепкой, игры с песком, с водой. А также тактильный контакт со взрослыми (объятия, покачивания на руках), спокойная музыка, специальные дыхательные упражнения, психогимнастика.

8. Учить быть снисходительным к своему несовершенству. Ребенок-астеник не просто преувеличивает свои недостатки и расстраивается из-за неудач и промахов – из-за них он грызет себя поедом и часто пребывает в уверенности, что никчемнее его нет никого на всем белом свете. Родителям следует убеждать ребенка: он имеет право быть неидеальным. Важно обращать его внимание на то, что окружающие тоже могут быть несовершенны – и это нисколько не умаляет их достоинств. Почему это необходимо? Если астеник начнет воспринимать свои ошибки и заблуждения как способ приобрести ценный опыт, будет относиться к ним как к возможности научиться чему-то новому и полезному, это позволит ему стать эффективным и, главное, счастливым человеком.

9. Развивать ответственность и самостоятельность. Склонность к сомнениям и колебаниям является причиной того, что астеник с готовностью отказывается от права быть хозяином своей жизни. Ему удобнее подчиняться чужим решениям, чем принимать свои. Такая позиция ставит человека в зависимое, порой опасное положение: недобросовестные окружающие без зазрения совести могут манипулировать им и использовать в корыстных целях. Поэтому очень важно, чтобы родители удерживались от гиперопеки, приветствовали и поддерживали стремление ребенка обходиться без содействия взрослых, с ранних лет поручали ему посильную работу по дому. Психолог Людмила Овсяник подчеркивает: «Все, что ребенок умеет делать сам, он должен делать сам, без посторонней помощи. Поручая ребенку какую-то домашнюю обязанность, позвольте ему нести полную ответственность за все, что он делает. Например, сын подмел пол, но вам не понравился результат. Не пытайтесь исправить его работу, хватаясь за веник и размахивая им направо и налево! Подобными действиями вы ничему не научите ребенка. Лучше еще раз объясните сыну, при каких условиях порученное ему дело будет считаться хорошо выполненным, и предоставьте ребенку возможность самому устранить допущенные им оплошности».

10. Развивать наблюдательность. Мир грез и фантазий может стать пристанищем ранимого и чувствительного астеника, потому что внешняя реальность часто кажется ему небезопасной и недружелюбной. Для того чтобы пробудить у ребенка доверие к окружающему миру, родителям следует: во-первых, определить круг интересов сына или дочери (природа, животные, искусство, прикладное творчество, люди и др.). Во-вторых – проявлять изобретательность в том, чтобы, исходя из увлечений ребенка, постоянно стимулировать у него пытливость, стремление к исследованиям, внимательность к деталям.

11. Следить за соблюдением режима дня. Размеренный ритм жизни имеет огромное значение для ребенка-астеника, который быстро устает, волнуется по пустякам, нередко страдает из-за проблем с желудочно-кишечным трактом. Благодаря режиму дня ребенок сможет быстрее восстанавливать силы после напряженной работы; уровень тревожности у него будет снижаться, потому что жизнь станет более предсказуемой; полноценный рацион и принятие пищи в определенные часы предупредят развитие гастрита и язвенной болезни. 

При составлении режима дня для школьника важно предусмотреть, чтобы:

  • утром у ребенка была возможность сделать зарядку, неспешно позавтракать, без суеты и опасений опоздать в школу выйти из дома;
  • после возвращения из школы ребенок, пообедав, мог отдохнуть, расслабиться (лучше всего, если это будут прогулки или игры на открытом воздухе), при желании – поспать;
  • ребенок садился за уроки не ранее 16 часов (с 16 до 18 часов возрастает мозговая активность);
  • период между ужином и ночным сном ребенок проводил спокойно;
  • ночной сон ребенка длился 9-11 часов (в зависимости от возраста).

12. Пробуждать интерес к спорту. Астеники не могут похвастаться отличным физическим здоровьем и устойчивой нервной системой, поэтому с раннего возраста их важно приобщать к физической культуре.«Проще всего это сделать родителям, которые сами дружны со спортом. Подросток будет подражать авторитетным сверстникам и взрослым – кумирам, – объясняет психолог Людмила Овсяник и продолжает: – Поскольку у астеников от природы слабые мышцы, им прежде всего следует уделять внимание силовым тренировкам. Плавание полезно для увеличения объема грудной клетки (у астеников она недостаточно развита) и укрепления ее мышц. А небольшой вес и высокий рост позволяют людям с астеническим телосложением проявлять себя в таких видах спорта, как бег, баскетбол, волейбол, прыжки с шестом». 



Просмотров: 443
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Первая влюбленность в школе. Как реагировать родителям, чтобы поддержать ребенка?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Нужно ли учить ребенка помогать родителям?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Что важно развивать у ребенка?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Чтобы ребенок был счастлив. Несколько советов молодым родителям.
  • Развивать ребенка важно и нужно, но как избежать ошибок?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Почему важно хвалить ребенка?
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Как родителям стимулировать Интерес ребенка к Познанию.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Исправляем ситуацию,чтобы ребенок не стал сам себе значимым взрослым. ч.2
  • Знакомство ребенка с эмоциями, как и главное, почему это важно?
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Как важно носить ребенка на руках
  • РОДИТЕЛЯМ: что делать, если у ребенка сколиоз



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь