Развитие потенциалов зависимых от ПАВ

Когда мы говорим об избавлении от химической зависимости, прежде всего, следует иметь в виду, что прекращение употребления ещё не является решением проблемы. После медикаментозного снятия зависимости от психоактивных веществ наступает наиболее сложный этап лечения – психологическая реабилитация, которую в программах нашего Центра мы строим на интегративной модели «7 потенциалов». Что это за модель? Мы исходим из тезиса о том, что острейшие из проблем зависимости заключаются не столько в физиологии и не в самих психоактивных веществах, а в людях, которые их принимают и причинах, которые их к этому побуждают. Корни химической зависимости кроются, в первую очередь, именно в самом сознании человека, в его психологии, соответственно, в этой области нужно искать и пути её преодоления.
Точно так же, как и первопричины болезни, в самом человеке заложен и тот личностный потенциал, развивая который он может успешно противостоять зависимости, а при должной мотивации и усердии и полностью избавиться от неё. Этот потенциал личности мы рассматриваем как единый комплекс взаимосвязанных векторов развития, соответственно различным сферам жизнедеятельности индивида – физической, ментальной, эмоциональной, духовной и социальной. Ключевым принципом нашего подхода к реабилитации является направление терапевтического воздействия на разрушенные заболеванием и выявленные в ходе диагностирования психологические свойства личности.
Внимание психолога при этом концентрируется не только на проявлении симптомов зависимости, которая, по сути дела, является следствием глубоких внутренних кризисов. Своей целью в этом плане я вижу помощь человеку в осознавании тех психологических проблем, от которых, собственно говоря, он и ушел в зависимое поведение, и в нахождении возможностей разрешения этих проблем. Для достижения этой цели я провожу обучение зависимых и созависимых методам прогрессирующего развития собственного личностного потенциала. Каждый человек обладает различными возможностями реализации своего потенциала, которые заложены как в его физиологических и психологических особенностях, так и в его жизненном опыте.
Результатом такого обучения и всестороннего развития потенциала личности пациента становится качественное изменение всего стиля его жизни, в том числе и взаимоотношений с близкими, а также освоение эффективных навыков совладания со стрессовыми ситуациями, что, безусловно, является важным условием преодоления аддиктивного поведения и сохранения трезвости после прохождения курса реабилитации.
Для создания общего представления о нашей модели реабилитации расскажу коротко о каждом из потенциалов. Как я уже упоминала, личностный потенциал человека мы условно разделяем на 7 составляющих и по каждой из них диагностируем степень разрушения под влиянием зависимости от ПАВ, а также выявляем возможности восстановления и развития всех аспектов личности пациента.
К сожалению, сегодня мало кто из специалистов уделяет должное внимание подобной психодиагностике как поступающих в реабилитационную программу пациентов, так и уже прошедших курс лечения, а ведь это крайне важно. Только оценив в полной мере состояние пациента, поняв, что произошло с его жизненными сферами под влиянием употребления ПАВ, мы сможем вести эффективную работу по их реконструкции и гармонизации, а по завершению курса оценить его результат и наметить пути дальнейшего взаимодействия с пациентом. Такой системный подход обеспечивает высокое качество реабилитации и обеспечивает надёжную защиту от рецидивов.
Что же это за составляющие личностного потенциала? При работе с зависимыми и созависимыми мы акцентируем внимание на раскрытие 7 потенциалов личностного роста пациента:
Потенциал тела (физический вектор развития).
Потенциал чувств (эмоциональный вектор).
Потенциал воли (личностный вектор).
Потенциал разума (интеллектуальный вектор).
Социальный потенциал (общественный вектор).
Потенциал творчества (креативный вектор).
Духовный потенциал (духовный вектор).
Все потенциалы, как и сферы жизнедеятельности человека, к которым они относятся, безусловно, взаимосвязаны и взаимопроницаемы, поэтому любое нарушение в какой-либо одной сфере непременно влечёт за собой искажения и во всех остальных. В точности так же и восстановление одной из сфер незамедлительно приводит к положительным сдвигам в других сферах. Если психолог правильно диагностирует степень разрушения и грамотно наметит терапевтические мишени, то позитивные изменения в жизнедеятельности пациента не заставят себя ждать.
Рассмотрим немного подробнее каждый из потенциалов – что он собой представляет, как разрушается под воздействием ПАВ и какие существуют пути для его реконструкции и последующего развития.
Потенциал тела отвечает за все аспекты, связанные с состоянием биологической оболочки нашей личности, за нашу жизненную активность, энергию, самочувствие, физическую боль и дискомфорт. В том числе, это тот «резервуар», где хранится наша трезвость или нетрезвость. Как писал известный американский психотерапевт, теоретик экзистенциальной психологии, Ролло Мэй, «если человеческому организму не удается осуществить все заложенные в нем возможности, он начинает слабеть, как слабеют ноги, когда человек не ходит пешком». И эти слова мы с полным основанием можем отнести именно к физическому организму человека.
Нарушения в физической сфере при возникновении зависимости от психоактивных веществ настолько очевидны, что, думаю, нет необходимости очень подробно на них останавливаться. Здесь хочу лишь особо отметить, что возникновение зависимости нарушает, прежде всего, общий приток жизненной энергии, во всех её формах – физической, витальной, психической, поскольку болезнь вытягивает её из организма человека. Вследствие этого жизненная активность человека заметно снижается, быстрее наступает усталость при различных физических нагрузках, резко нарушается сон, он становится более поверхностным и вместо полноценного отдыха всё чаще приносит лишь нездоровые сновидения. Понятно также, что постоянное употребление ПАВ приводит к изменению функционирования всех внутренних органов и систем человека, в том числе, и его иммунной системы, что способствует возникновению или прогрессированию множества сопутствующих заболеваний.
В нашей реабилитационной программе восстановлению потенциала тела и его дальнейшему развитию мы придаём существенное значение. Конечно же, эту работу предваряет полная очистка организма пациента от остаточных токсинов и психоактивных веществ, т.е. глубокая детоксикация. На этапе реабилитации восстановление физической сферы заключается, безусловно, не только в формировании навыков здорового питания, физической активности, режима сна и отдыха, хотя это – непременные составляющие процесса нормализации биологических циклов организма.
Мы обучаем наших воспитанников различным телесно-ориентированным техникам и даём комплексы оздоровительной гимнастики, включающие в себя также элементы йоги и восточных единоборств. Все эти восстановительные мероприятия формируют, в том числе, некий базис и для последующего развития и гармонизация физического потенциала организма пациента, предоставляя в его распоряжение целый арсенал средств для снятия мышечного напряжения и хронической усталости, достижения состояния глубокой релаксации и так далее.
Если говорить о пси-сфере, то в ней мы выделяем потенциал разума, потенциал воли и потенциал чувств. Повторюсь, такое разделение довольно условно, так как все эти аспекты личности взаимозависимы, одно обусловливает другое, но такой приём весьма эффективен в практической работе по восстановлению равновесной структуры человеческой личности.
Итак, потенциал разума. За какие стороны жизнедеятельности он отвечает? В первую очередь, конечно, это весь процесс мышления, память, обучаемость, самооценка, способность к познанию и адаптации, эго-идентичность. Чуть раньше я уже упоминала о том, что употребление ПАВ своё разрушительное воздействие оказывает на все внутренние органы человека. Головной мозг в этом плане не является исключением, соответственно, при длительном и постоянном употреблении искажаются все мыслительные процессы – ухудшается память, нарушается внимание, снижается способность к концентрации интеллектуальных усилий и т.д.
В этом контексте будет вполне уместным перефразировать известную латинскую формулу «cogito ergo sum» («я мыслю, следовательно, существую»), в приложении к нашей теме зависимости и созависимости можно сказать – «как ты мыслишь, так ты и существуешь». Когда употребление ПАВ переходит в стадию заболевания (химической зависимости), вся мыслительная деятельность человека, в конце концов, сводится к предмету зависимости (алкоголь или наркотик) и действиям, связанным с употреблением. Сходную картину мы имеем и в случае созависимости, где превалирует охваченность сознания пациента зависимостью близкого, концентрация мыслей на больном и его пагубном пристрастии.
Для восстановления потенциала необходима доскональная проработка вместе с психологом всех аспектов интеллектуальной составляющей личности пациента, глубокое исследование степени её разрушения. На индивидуальных консультациях и занятиях в терапевтической группе значительную часть времени я уделяю процессам осознавания – как имеющихся проблем и их причин, так и поведенческих и эмоциональных реакций, совместному с пациентом анализу его действий и мотивов, его убеждений. Такая работа в результате помогает пациенту понять и найти нужные инструменты для восстановления и развития потенциала интеллекта.
Для достижения этой цели могут быть полезны любые методики и упражнения, активизирующие когнитивные ресурсы пациента, заставляющие работать его мысль и концентрировать внимание. Даже такой простейший приём, как ведение дневника, оказывает своё благотворное влияние – это помогает не только фиксировать свои действия и реакции, но и анализировать и систематизировать накопленные наблюдения. Здесь можно привести простую аналогию с атрофией мышц вследствие травмы или инфекции либо с реабилитацией пациента после перенесённого инсульта – в обоих случаях прорабатывая постепенно и правильным образом почти утраченные двигательные рефлексы, возможно восстановление нормального функционирования многих систем организма.
Аналогичные приёмы эффективны и при работе с потенциалом воли (действия). Уровень развития данного потенциала определяет способность или неспособность человека делать осознанный выбор, совершать действия, принимать на себя ответственность, выполнять повседневные дела и рабочие обязанности, характеризует уровень его независимости.
По мере прогрессирования заболевания потенциал воли человека, подверженного его воздействию, в итоге сводится фактически к нулю. Всем поведением зависимого человека начинает руководить физическая тяга к веществу либо неуправляемая потребность в абсолютном контроле над действиями близкого (в случае созависимости). Постепенно он теряет способность управлять своими действиями, чувствами, да и всей своей жизнью, подчиняясь болезни и программируемым ею формам психологической защиты, шаблонным моделям реагирования на ситуации, поступки и слова других людей.
Путь к восстановлению свободной воли и способности управлять своими действиями лежит, прежде всего, через осознавание проблемы, понимание своей порабощённости болезнью, через принятие ответственности за свои поступки и свою жизнь, приобретение навыков принятия решений и способности делать выбор. К этим целям психолог совместно с пациентом должны двигаться постепенно, шаг за шагом, параллельно с реконструкцией эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Такое движение включает в себя индивидуальную проработку с пациентом приобретённых им в процессе развития зависимости различных фобий и фрустраций (а также имевших место до начала употребления), чувства вины и иных стрессогенных факторов. Занятия же в терапевтической группе позволяют психологу моделировать всевозможные типовые ситуации в виде ролевых игр, способствующих пониманию алгоритмов принятия решений и выработке способности брать на себя ответственность.
Как отмечал популярный американский психотерапевт Ирвин Ялом, теоретик и практик групповой психотерапии, «осознавать ответственность – значит осознавать творение самим собой своего Я, своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, а также своих страданий, если они имеют место». Наличие свободной воли – одно из основополагающих качеств человеческой личности, поэтому к данной сфере в нашей программе реабилитации мы прилагаем значительную долю усилий, а после её прохождения непременно оцениваем степень восстановления потенциала.
Важнейшей составляющей жизни человека являются его чувства, эмоции, отвечающие за перцептивное восприятие мира и себя в этом мире. Употребление ПАВ самым пагубным образом воздействует на всю сферу психологической жизнедеятельности человека, разрушает возможности его психики решать свои ключевые психологические задачи – поддерживать адекватную самооценку, справляться со стрессом, прогнозировать развитие ситуаций и т.д.
Наиболее явным образом это воздействие сказывается на эмоциональной сфере – человек теряет способность регулировать свою эмоциональную стабильность, осознавать, выражать и контролировать свои чувства, понимать чувства других. Для большинства зависимых типичным способом избавления от душевной боли и неудовлетворённости становится отказ от чувствования, подавление эмоций, что уже само по себе разрушительно для личности, а зачастую является и причиной различных заболеваний.
Чтобы привести в равновесие эмоциональную сферу, нужно помочь пациенту разобраться в том, какую роль в его жизни играют чувства, научить его распознавать свое эмоциональное состояние и его причины. В своей практике для решения этих задач я применяю методики гештальт-терапии, которые позволяют активизировать у пациента процессы осознавания своих ощущений и эмоций, помогают ему исследовать и понимать природу своих переживаний.
На занятиях в терапевтической группе мы также прорабатываем с воспитанниками наиболее эффективные и безопасные (для самого себя и окружающих) формы отреагирования чувств, прививаем умение достойно выражать свои чувства, регулировать свое эмоциональное напряжение. Работа в группе даёт возможность использовать ролевые игры для выработки конструктивных навыков вербализации чувств, позволяет участникам научиться анализировать ситуации возникновения тех или иных эмоций, выявлять спусковые механизмы собственных деструктивных реакций. Приобретённые благодаря нашим упражнениям навыки не только способствуют восстановлению разрушенного болезнью потенциала чувств, но и задают направления для дальнейшего его раскрытия.
Наши чувства организуют и направляют наше восприятие, мышление и действия. В своей книге «Психология эмоций» известный американский психолог Кэррол Изард писал: «Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет её в определенное русло». Вот почему для гармонизации энергетического баланса всей жизнедеятельности пациента так важно восстановить нормальное функционирование его эмоциональной сферы.
К социальному потенциалу мы относим все взаимосвязи человека с окружающим его миром – межличностные и внутрисемейные отношения, общественные коммуникации, трудовую деятельность, информационную и культурную среду, круг общения и т.д. Употребление ПАВ наносит существенный урон всем аспектам взаимодействия зависимого человека с социумом – резко уменьшается возможность поддержания нормальных отношений с другими людьми, их общий фон становится негативно окрашенным, конфликтным, семейная система также подвергается серьёзным разрушениям, становится дисфункциональной.
По мере усугубления ситуации снижается общий социальный статус зависимого, его возможности ведения полноценной трудовой деятельности, обеспечения материальной и финансовой стабильности семьи. Поскольку все мысли и устремления зависимого неуклонно сводятся лишь к предмету зависимости (алкоголю или наркотику) и всем, что связано с употреблением, существенно сужается круг интересов и общения такого человека, формируя окружение, поддерживающее и провоцирующее употребление ПАВ – употребляющие друзья, созависимые родственники. Благодаря этому он фактически оказывается в социальной изоляции.
Задача психолога-консультанта в этом плане – помочь пациенту избавиться от проблем во взаимоотношениях с людьми, научить его эффективно коммуницировать с окружающими, выстраивать здоровые, полноценные отношения. На индивидуальных и семейных консультациях для восстановления нарушенного социального контекста я, прежде всего, провожу тщательное изучение, а затем и психокоррекцию всей семейной системы пациента. Семья – это та среда, которая его окружает дома, и в то же время это мощный воспитательный ресурс, который необходимо настроить и мотивировать для эффективного поддержания трезвости в дальнейшем.
На занятиях в группе мы вырабатываем навыки активного слушания, осваиваем конструктивные способы налаживания контакта и преодоления барьеров общения, рассматриваем результативные стратегии выхода из конфликтных и стрессовых ситуаций. Все эти методики помогают повысить степень приспособляемости пациента к существующей социальной среде, качественно изменить уровень его адаптации в социуме после прохождения реабилитационного курса.
Наиболее тонкой, сложно организованной и очень чувствительной сферой личности человека является его духовный мир. У каждого человека имеются свои духовные потребности – потребность в познании окружающего мира и себя самого, в познании смысла своего существования, стремление к самосовершенствованию и самореализации. Удовлетворяет он эти потребности в пространстве нравственно-этических координат (формируемых как обществом, так и собственной культурой личности), руководствуясь своей системой ценностей и их приоритетов.
Духовную сферу человека зависимость от ПАВ поражает быстрее всего, поскольку она легко вытесняет моральные принципы и стирает нравственные критерии, препятствующие употреблению. Когда смыслом существования человека и его единственной радостью становится употребление наркотика или алкоголя, оно поглощает все его мысли и замещает собой базовые ценности, становится для него самым простым способом удовлетворения духовного голода. Восстанавливается же духовность очень непросто, зато любой, даже самый минимальный, на первый взгляд, сдвиг в позитивном направлении приводит к разительным качественным изменениям и всех других сторон жизни пациента.
Лично для меня является абсолютно бесспорным тот факт, что актуализация духовного потенциала человека и его целевого предназначения может и должна стать тем базисом, на котором следует выстраивать всю систему реабилитации зависимых. Если человеку удаётся вновь обрести (или воссоздать) утраченный в течение заболевания смысл жизни, то для него становится намного проще ставить перед собой цели и двигаться к их достижению. Пути восстановления духовной сферы могут быть самыми различными – это и работа с убеждениями и целеполаганием, и развитие эмоционального интеллекта, и духовное общение, приобщение к культуре и искусству. Через различные формы общения и взаимодействия с пациентом важно сформировать новые потребности и акцентировать его внимание на невозможности полноценного существования человека вне духовности.
К духовной сфере в нашей модели реабилитации мы также относим потенциал творчества. Творческая деятельность есть одно из проявлений духовности, она неразрывно связана с познанием окружающего мира и преобразованием его, с созидательными процессами, стремлением к красоте и гармонии. «Каждый человек, каждое растение и каждое животное имеет единственную врожденную цель – реализовать себя», писал Фредерик Перлз. Творческая деятельность, как никакая другая, позволяет человеку удовлетворять одну из его фундаментальных потребностей – потребность в самоактуализации. Стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей у разных людей выражается по-разному, поэтому одна из задач психолога – увидеть уникальность пациента, распознать его творческие стремления и способности и помочь проявить их.
«Чем больше мы знаем о том, как мы утратили нашу спонтанность восторга и творчества, тем больше мы можем найти способов их вернуть» (Джон Брэдшоу). В наших программах реабилитации и тренингах мы успешно применяем различные приёмы раскрытия творческих способностей пациентов, в том числе, методы арт-терапии, которая в этом плане даёт неизменный результат. Чем же так хороша арт-терапия? Прежде всего тем, что она позволяет пациенту проявить свои истинные переживания, выявляет глубинные бессознательные процессы. Помимо того, арт-терапия является также весьма эффективным средством профилактики стресса, в этом она, можно сказать, просто незаменима.
Ещё раз подчеркну, что любые позитивные сдвиги в одной из сфер незамедлительно приводят к благотворным изменениям в остальных, поскольку все они взаимно обуславливают друг друга. И большинство наших упражнений, как правило, построено таким образом, что они задействуют сразу несколько ресурсов пациента. Так, например, развивая креативный вектор (потенциал творчества), мы одновременно стимулируем и эмоциональную, и ментальную, и духовную сферы. Если человек, допустим, проявляет способности к стихосложению, эта форма творчества помогает ему не только выражать словами свои мысли и душевное состояние, но также и осознавать, проживать и анализировать свои эмоции, развивает навыки вербализации чувств, что требует подключения и когнитивного ресурса, и нравственных критериев. Также и остальные потенциалы взаимно влияют друг на друга и на общий личностный рост пациента.
Необходимо также отметить, что во главу угла при любой работе с пациентом мы всегда ставим настрой на позитив, мы обучаем этому и персонал нашего Центра, и консультантов, которые приходят учиться на наши семинары. Зависимый человек нуждается в моральной поддержке и мягкой коррекции, а не в порицании или наказании. Задача психолога – понять пациента и его проблемы, помочь восстановить разрушенные сферы, а не наложить на них новые табу и рамки, которые заставят его бороться со своими желаниями и потребностями и таким образом могут подвигнуть на возврат к употреблению.
Для решения такой задачи важно научиться мыслить системно, при этом и вырабатывать индивидуальный подход к каждому пациенту, рассматривать каждый случай как нечто уникальное, и неважно, что он наркоман или алкоголик. Ключевая идея здесь заключается в том, чтобы мы должны не пациента «прогибать» под свою систему сводов и правил, а создавать новые правила с учетом особенностей пациента, тем самым совершенствуя реабилитационный процесс.
В заключение хочу привести слова основоположника гештальт-терапии Фредерика Перлза, которые меня всегда вдохновляют в моей работе: «Когда мы находим то место, где человек застрял, мы приходим к удивительному открытию, что этот тупик, как правило, существует лишь в фантазии. В реальности тупика нет. Человек только считает, что в его распоряжении нет собственных ресурсов. Он лишь удерживает себя от использования своих ресурсов, вызывая в воображении множество катастрофических ожиданий». И это действительно так. Помочь человеку увидеть свои истинные возможности и научиться их использовать для выхода из тупика, преодоления зависимости и своего дальнейшего личностного развития и есть основная цель реабилитационного процесса.



Просмотров: 311
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • 6 последствий родительских манипуляций для человека и его жизни
  • Стресс и его последствия для человека. Часть 1.
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • 7 проблем человека, которые зачастую ведут его к психологу
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Самоотчужденность человека как источник его психологических и соматических проблем
  • Ценности человека и смыслы его жизнедеятельности в контексте консультативных теорий
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Телесность человека как язык его взаимоотношений с Небом и Землей, миром и самим собой.
  • Что говорит одежда человека о его характере?
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • Как разлюбить и попытаться забыть человека после его измены и очень некрасивого расставания?
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Для чего нужен психолог и как его выбрать? Руководство при выборе психолога
  • Личностный рост, как процесс развития потенциала человека
  • Чтобы удержать или вернуть человека, нужно его отпустить
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Как влияют на судьбу человека межнациональные переплетения в его семейной системе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь