Что такое успех (юношам, обдумывающим житье, и не только...)

Автор статьи: Татьяна Тэйе

                                                 «Успех – удача в достижении чего-либо.

                                                 С успехом – легко, успешно, без затруднений»

 

                                                               Ожегов С. П. Словарь русского языка

 

   Подростковый и юношеский возраст – время метаний, поисков себя в этом мире. С одной стороны уже так хочется стать самостоятельным, но и порезвиться тоже ох как охота! О чем только не приходится мечтать и размышлять. А сколько тревог и волнений. И именно в этом возрасте впервые приходят мысли о том, кем быть во взрослой жизни, как строить свое будущее: куда пойти учиться, уехать ли в другую страну, когда и как создавать семью… Этот водоворот захлестывает. И порой теряются ориентиры: так что же главное, как не ошибиться с выбором своего пути, как избежать или, по крайней мере, уменьшить разочарования. Один старшеклассник написал в сочинении: «Мне бывает страшно проснуться взрослым однажды, задать себе цель и дойти до нее».

   А, в самом деле, задумывались ли вы, какова ваше цель в жизни и что значит «добиться успеха»?

Моя профессия: для себя или для других

   Выбор своего профессионального пути наиболее сложен для юного человека. Да, конечно, есть какие-то интересы, склонности. Но могут ли они стать основой профессии. Может быть, мои таланты не особенно велики, думает девушка. Что с того, что мне нравится рисовать, сочинять наряды или красивые прически. Вот мама к этому относится скептически. Работа в банке – это серьезно, говорит она, это и заработок, и престиж. А что выйдет из твоих детских увлечений – кто знает? Вряд ли из тебя великий модельер получится. Потратишь время на «забавы» и останешься «у разбитого корыта».

   Мама, безусловно, желает дочери только добра. Она, прежде всего, думает о стабильной работе, о регулярной, желательно, высокой заработной плате. И как сложится у дочки личная жизнь, тоже неизвестно. Вдруг придется довольно долго самой себя обеспечивать. Нет, конечно, надо «серьезное» образование получить.

   И что же думает в этом случае дочка? Ах, ей очень сложно сделать выбор. Какие муки! Выбрать то, что действительно увлекает, идти неизведанным путем, который, быть может, полон препятствий, как у Красной Шапочки в темном лесу. Или сделать все так, как считают любящие и опытные родители, заботящиеся о спокойном и стабильном будущем своего ребенка. Может, правда, в банке лучше. Ведь со стороны кажется, что это так здорово: сидишь в красивом офисе, объясняешь что-то клиентам, выглядишь значительно. К сожалению, многие ребята в 15 – 17 лет видят только эту блестящую «упаковку» своей будущей работы. А о том, какая ответственность лежит на работниках того же банка, насколько надо быть внимательным, чтобы не допустить ошибок, которые могут очень дорого стоить, практически не знают и не задумываются.

   Вот еще пример. Старшеклассница говорит, что мама, которая работает в аптеке, очень хочет, чтобы дочка пошла по ее стопам. Да, медицинская сфера в целом ее привлекает. Но она считает, что ей гораздо интереснее контактировать с людьми и реализовать творческие способности. «Когда я была маленькой, то очень хотела стать модельером. Я шила костюмы для кукол и пыталась сшить что-то и для себя. Позже мне начало нравиться лечить кукол. Но уже в школе как-то больше не хотелось этим заниматься. Но помогать людям мне нравилось и нравится сейчас: говорю им, как надо было поступить, утешаю их, и это помогает. Кроме того, все, что связано с модной индустрией, меня продолжает интересовать. Как все это совместить и возможно ли это? Ведь родители очень хотели бы видеть меня студенткой медицинской академии».

   Что тут можно посоветовать? Cкорее всего, фармацевтика, которой занимается мама, не является выбором самой девочки. Отсюда и сомнения. При упорстве и желании она, конечно, может ориентироваться на получение медицинского образования. Ведь склонности к этой сфере есть. Но не стоит связывать свою жизнь с маминой профессией. Ведь есть много других путей. Если нравится помогать людям, но при этом есть склонность к искусству, дизайну и есть потребность в живых контактах, то, возможно, неплохо было бы подумать о косметологии или о других новых оздоровительных направлениях, связанных с индустрией красоты, о курортной сфере или туризме. Вот где можно было бы и общаться, и людям помогать и о красоте не забывать. Если хорошенько подумать, можно найти варианты, как сочетать в будущей профессии свои разные интересы.

   Или, скажем, юноша с детства серьезно занимается спортом. И профессия тренера ему нравится. Но он не собирается посвящать ей свою жизнь. Друзья советуют: надо уезжать за рубеж, получать там образование (пока сам не знает какое именно, но главное, что не в Латвии) и «заниматься бизнесом». О конкретной профессии даже речь не идет. Надо хорошенько подзаработать, а как конкретно, это не существенно. Вот еще один выбор. Может он и неплох сам по себе. Но кто же на самом деле делает этот выбор? Сам молодой человек или родители, друзья, «доброжелатели».

   Сколько вопросов. А где же искать ответы. Где выход? Ведь каждому хочется найти верное решение, чтобы, в конце концов, получить признание в жизни, быть довольным и успешным

Два вида успеха

   Само понятие «успех» можно понимать двояко:

1.Успешная карьера, признание в обществе

2.Ощущение своей успешности в жизни.

   Конечно, нужно и то, и другое. Но что важнее? Престиж или внутреннее удовлетворение. Вот тут мы подходим к понятию самореализации. У каждого человека есть потенциал, который он имеет возможность реализовать в течение своей жизни. Распознать его в юном возрасте непросто. Понять свое предназначение, только заканчивая школу. Многим ли такое под силу? Счастлив тот, кто «с младых ногтей» ясно видит путь к своей «звезде».

   А большинству нужна поддержка и опора. Ведь не секрет, что зачастую ученик, которого и учителя, и ребята считают успешным, выйдя за школьные стены, вдруг оказывается не таким уж неуязвимым. Что же происходит, что меняется? А дело в том, что «взрослая жизнь» очень отличается от «школьной». Успех в школе более определенный, «заданный». Это домашние задания, контрольные и зачеты, ну может еще общественная нагрузка, спорт, самодеятельность. Но все это подчинено более ли менее известным правилам, которых следует придерживаться и получать соответствующие оценки. Оценки хорошие – ты молодец. Цель хорошо известна – получение аттестата – и срок ее достижения – выпускной. То есть схема действий задана внешними условиями, и все движутся в одном направлении. Главное – быть старательным и не выбиваться из установленного ритма. В таких достаточно жестких рамках успешность имеет вполне ясный смысл. Чем лучше аттестат, тем ты успешнее. А дальше то что? Так все ребята ждут «свободы» взрослой жизни, а что с ней делать-то, и не знают. Оказывается, как раз свобода наиболее сложна. Пожалуйста, иди, куда хочешь. Но надо знать, ЧЕГО ты хочешь и ЧТО ты можешь. А «правил» успеха уже нет. Их каждому придется «прописывать» для себя самостоятельно.

Три линии жизни

   Успех Для Тебя будет значить не то, что тебе зададут, а что Ты выберешь сам. А варианты могут быть такие.

   Первый вариант построения своей жизни: действовать так, как «все считают правильным и разумным». В этом случае критерии успешности внешние. Человек постепенно, размеренно получает дипломы, звания, материальные блага, должности и даже семью создает «как принято, как все говорят». Со стороны все выглядит гладко, «костюмчик сидит». Если человек при таком жизненном сценарии получает удовольствие от почтения «публики», то, конечно, он вполне может считать, что «жизнь удалась». Карьера построена, продвижение по служебной лестнице гарантировано, доход стабилен. Но за показным самодовольством может на самом деле скрываться скука, разочарование и раздражение. Схема не дает возможности для «маневров», для спонтанности и творческого прорыва.

   Второй вариант линии жизни противоположен первому. Пусть все идет «само собой»! Не стоит напрягаться, много думать, «течение вынесет». Что случится, то и хорошо. А от меня самого мало что зависит. «Обстоятельства» все за меня решают. А я что могу сделать? В этом случае человек совершенно не берет на себя ответственность за свою жизнь. Он может быть вполне доволен, что за него решают другие. Но если что-то не ладится, он винит в этом весь мир, но только не себя: «так сложилось, я здесь ни при чем». Получается такая замаскированная «невинная жертва», которой «все должны».

   Но есть и третий вариант. Это поиск Своего Личного Пути и именно Своей Жизни. Он самый трудный, но и самый благодарный. Это путь творчества и интуиции в самом широком смысле слова. Человек становится способным выходить за стандартные рамки, но при этом он ответственен за себя перед самим собой и перед своей судьбой. В этом случае человек прислушивается только к своим внутренним ощущениям и в соответствии с ними совершает поступки. Конечно, он может воспользоваться информацией, которую получает от других людей, но решения принимает сам. Он сам себе и режиссер, и исполнитель и благодарный зритель. Пускай «другие» говорят, что «так не делают», «это не как у людей». Если такой цельный человек чувствует, что для него именно «так» гармонично, он будет действовать по своим «правилам». Даже неудача при таком подходе только подсказка: мне дан шанс понять, что я могу свернуть с того пути, для которого предназначен, я поблагодарю судьбу за это, сделаю выводы, скорректирую свою жизнь и тогда без сомнения продвинусь вперед. И этот человек окажется в итоге прав, потому что только тогда получит настоящее удовлетворение и от любимого дела, и от жизни в целом.

   Прочтите ребята, как рассуждает один ваш сверстник: «В детстве мне нравились многие профессии, например, дальнобойщик, водитель автобуса, художник, писатель, учитель, ведущий. С годами я стал понимать, что все эти профессии мне не подходят. У меня просто «не лежит к ним душа». Сейчас мой любимый урок в школе – это урок труда. Он мне нравится потому, что я точно уверен: моя будущая профессия будет связана с этим предметом. Я уже определился с отраслью и возможно с профессией – это дерево- и металлообработка. На мой выбор повлияло то, что эта профессия связана с моим хобби, поэтому она мне нравится. Я собираюсь учиться в этой отрасли. Для обучения нужно много терпения и средств. Поскольку я человек ответственный, я сам буду стараться преодолеть все трудности». Можно с уверенностью сказать, что это юноша делает наилучший выбор из всех возможных. Его предполагаемая будущая профессия совпадает с хобби. Остается только пожелать молодому человеку, чтобы все у него получилось наилучшим образом и в жизни все удалось реализовать так, как он задумал. Как было бы здорово, если бы у большинства юношей и девушек было такое любимое дело, и оно же стало профессией.

   Вот вам, юные читатели, три альтернативы. Конечно, они упрощены. Но суть ясна. Нет знака равенства между успешной карьерой и успешной жизнью. Успешная карьера определяется внешними заданными критериями. Успешная жизнь – это внутреннее удовлетворение и радость от каждого прожитого дня. Вот и думайте, что для вас является приоритетом: признание окружающих или лад с самим собой. Главное – уважать себя и ощущать себя, в первую очередь, состоявшимся внутренне, «для себя», а не для других. Конечно, замечательно, когда это гармонично сочетается. Значит, Ты смог найти себя, свое дело, «свои сани». Ты проживаешь именно свою жизнь, творишь себя сам, а не пытаешься изо всех сил реализовать то, что навязывает общество, другие люди, «обстоятельства». Если это так происходит, то это и есть настоящий успех.

 Татьяна (Тэйе) Тимофеева, психолог



Просмотров: 598
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 1
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 2 и 3.
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Все что я могу сделать – это быть счастливой…
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь