|
Противоречивые родительские предписания и раскол личности ребенкаАвтор статьи: Вострухов Дмитрий Дмитриевич
При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается. Саллюстий Сейчас практически у каждого есть компьютер, ноутбук, планшет, плеер или еще какое-то подобное устройство. Мы и не задумываемся, какой огромной вычислительной мощью обладают эти чудеса техники. Самое интересное, что электронный мозг этих устройств можно достаточно просто поставить в тупик, дав ему на выполнение одновременно две противоположные по смыслу команды. Например, что будет, если устройство сразу получит два сигнала, и проигрывать фильм, и поставить его на паузу? Конечно, производители предусмотрели такие случаи, разделив соответствующие кнопки, но теоретически, электронный мозг должен зависнуть или выдать сообщение об ошибке. Человеческий мозг, к сожалению, не застрахован от подобного воздействия. Он не может отказаться принимать такие противоречивые сообщения и выдать сообщение об ошибке. В результате может произойти расщепление сознания, чтобы решить данное противоречие. Противоречие возникает, когда человек сталкивается с парадоксальным предписанием. Это явление аналогично парадоксу Эпименида, где в качестве примера можно привести такое невыполнимое предписание, как «Приказываю тебе не выполнять моих приказов». Если вы выполните этот приказ, то не выполните его содержание. Если же вы не выполните приказ, то вы выполните его суть. Зачастую родители дают ребенку подобные невыполнимые противоречивые предписания. Его незрелое сознание гораздо более беззащитно перед ними, чем сознание взрослого человека, потому что ребенок воспринимает все буквально. Здесь противоречие заключается в том, что вербальное сообщение не совпадает с невербальным. Например, высказанная часть содержит послание «Если ты не будешь лучшим, то я накажу тебя, лишив любви», в то время как невысказанное послание входит с ней в конфликт -«Не сомневайся в моей любви, этот запрет является ее выражением». Часто положение ребенка усугубляется еще и тем, что он не имеет возможности ни уточнить, на какое из сообщений ему все-таки реагировать, ни покинуть ситуацию, в противном случае его будет ждать наказание. Одиночный случай невыполнимого предписания не может принести серьезного вреда психике ребенка. Однако, если данная ситуация периодически повторяется, то возможен внутренний раскол его личности. Ребенок испытывает дискомфорт и вынужден самостоятельно пытаться разрешить психологическую головоломку. Глубокое исследование противоречивых предписаний проводил Грегори Бэйтсон. Он дал название этому феномену – двойные связи. Также Бэйтсон предполагал, что постоянное использование двойных связей в семье при общении с ребенком может стать причиной шизофрении последнего. Еще одним следствием может стать утрата способности ребенка воспринимать невербальную коммуникацию. Это проявляется, как неспособность воспринимать буквальное и метафорическое, тенденция искать скрытый смысл в любом высказывании или, наоборот стремление воспринимать все буквально, игнорируя невербальные сигналы. Удивительное свойство человеческой психики заключается в том, что любые отклонения, даже такие, как описанный выше раскол психики, являются способами адаптации к сложившейся ситуации. Если компьютер может просто зависнуть и выдать ошибку, то психика изобретает свое собственное оригинальное решение. Раскол между восприятием вербальной и невербальной информации не так уж и безобиден, как может показаться на первый взгляд. Его эффект проявляется в проведении границы между разумом и чувствами. Можно сказать, что две половины одного целого, благодаря такой границе, не «дружат». Левополушарный скептик не слышит правополушарного мечтателя. Разум живет отдельно от души. Внутренний ребенок прячется от внутреннего родителя. Они существуют сами по себе. С психотерапевтической точки зрения, наши разум и чувства, интуицию и логику можно воспринимать как части психики. Если между частями возникает конфликт, то его можно устранить, интегрировав «поссорившиеся» стороны. Процедура интеграции конфликтующих частей (изначально была описана Робертом Дилтсом) в кратком изложении содержит несколько этапов: 1.Опредметить репрезентацию каждой части и разместить их в пространстве (например, поместив на ладони рук, на левую то, как внутренне представляется «логика», на правую – внутреннюю репрезентацию собственной «интуиции»). 2.Определить позитивное намерение каждой части. 3.Определить высшую позитивную цель, ради которой существует каждая часть. 4.Найти еще более высокий уровень цели существования каждой части, на котором они занимаются по сути одним и тем же. 5.Интегрировать конфликтующие части (соединив руки), получив единую репрезентацию некой новой части. 6.Ввести новую часть в свое тело. В заключение хочется сказать, что какие бы ни были причины внутреннего раскола, две половинки единого целого всегда стремятся воссоединиться. Напоследок предлагаю небольшую притчу. Когда мудреца спросили: - На что нам опираться в жизни: на чувства или на разум? Он сказал: - Чувства есть у разума, разум есть у чувств. Тогда его спросили: - Что лучше: чувства разума или разум чувств? А мудрец им: - Какое крыло лучше у птицы: правое или левое? Тогда они спросили: - Выходит, они равноценны? И он сказал: - Если они ваши.
Вострухов Дмитрий Дмитриевич, психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию
Другие мои статьи: ☼☼☼ Читать больше статей... ☼☼☼
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|