|
"Короткой строкой" или вопросы к психологу.Автор статьи: Шевцова Ирина Владимировна
Помню, с каким трепетом открывала я электронную почту, когда начал работать мой сайт. Сделала я его вопреки рекомендациям специалистов, совсем не так, как «положено» - с большими, самостоятельно написанными текстами ( «никто читать не будет»), нетрадиционными рубриками ( «вот увидишь – сюда никто заглядывать не будет!»), собственноручно сделанными фотографиями ( «надо было взять профессионально сделанные – так солиднее») и необычайной для интернет –формата открытостью и искренностью. Сделала и не прогадала. Но с самого первого дня работы сайта там была вполне традиционная рубрика «Консультации» - она давала мне «обратную связь» в виде писем и вопросов, помогала чувствовать правильность всех моих усилий. Первого письма я ждала долго. В конце концов пошла на хитрость: сама написала письмо и сама на него ответила. И это подействовало, письма стали приходить, вначале редко – раз в месяц, потом чаще, и, наконец, я перестала размещать все ответы на сайте, слала их только своим респондентам. В этой книге я собрала лишь небольшую часть своей переписки с людьми, которые стали моими клиентами: может на несколько минут ( пока читается письмо), а может надолго – если мой ответ сыграл какую-то роль в жизни. Я не могу судить об эффективности этих консультаций. Но письма продолжают идти, и я продолжаю на них отвечать. И еще очень многие люди станут свидетелями наших коротких бесед: «вопрос-ответ». Консультирование, о котором идет речь, пожалуй, самый простой способ оказания профессиональной помощи. У консультанта есть возможность подумать, найти нужную информацию, если ею не владеешь. Цена вопроса в случае ошибки намного меньше, чем при очной консультации. (Хотя вероятность ошибиться в своих суждениях тоже велика – нет возможности ориентироваться на реакции, получать ответы на вопросы, наблюдать, наконец). Наконец, именно через Интеренет-консультации можно выйти на «своего клиента», почувствовать свою компетентность в определенных вопросах и обрести уверенность, которой так порой не хватает в начале пути. Но все это не умаляет ценности и важности этой формы работы. Давайте не будем забывать, что для очень многих людей, живущих в небольших населенных пунктах этот способ общения с психологом – единственно возможный. Сюда же прибавим и тех, кто не может заплатить за коммерческие психологические услуги. Ну, и наконец, ответ специалиста поможет человеку понять, стоит ли тратить время, деньги и силы на решение своей проблемы при помощи специалиста. Думаю, я вас убедила – этот вид работы доступен многим – и специалистам, и клиентам. Позвольте мне сформулировать основные особенности, на которых строится Интернет-консультирование:
- Что есть проблема? Очень немногие респонденты могут самостоятельно сформулировать проблему. Чаще она видится в сложившихся обстоятельствах ( «Так получилось, что на работе я занимаюсь не тем, на что рассчитывала»), других людях ( «Мой ребенок может вывести из себя кого угодно») или вообще обозначается словами «мне плохо». Нередко письмо представляет из себя описание какой-то ситуации или факта. Между тем, если мы не обозначим, в чем заключается проблема, рискуем так же свести свой ответ к описанию рекомендаций, где «обо всем» означает «ни о чем». Названная проблема, как правило, становится названием самой консультации ( «Чем любовь отличается от влюбленности», «Злость на мать»). - От уникального – к универсальному. Респондент пишет о своей уникальной жизни, о своих переживаниях, о своих обстоятельствах. И ему кажется – что это только у него. Между тем, все описанное знакомо очень многим , и под этим письмом может стоять целый ряд подписей. А когда проблема универсальная, то и справляться с нею легче. Во-первых, это благотворно влияет на самооценку : это может случиться с каждым. Во-вторых, есть способы выхода и примеры благополучного разрешения. Почему я размещаю письма на сайте, а не делаю переписку закрытой? Я верю, что и письмо респондента, и мой ответ помогут очень многим. - Стать наблюдателем. Помочь человеку подняться над ситуацией, переживаниями, посмотреть на все со стороны – это важнее, на мой взгляд, чем дать рекомендацию. Кому-то такая рефлексия дается легко, кто-то в такой позиции не бывает вовсе. Мешают чувства, или просто нет опыта. Позиция наблюдателя – попытка объективного взгляда. Я не только даю свой ответ на письмо с этой позиции, но и стараюсь «подтянуть» автора письма. Каким образом? Переводя его рассказ на язык фактов, давая наименования, производя анализ причинно-следственных связей. Но это лишь часть моего ответа, иначе он окажется очень сухим и беспристрастным. - Дать поддержку. Какие бы чувства у меня лично не вызвало письмо, я помню, что этот человек нуждается в поддержке. Конечно, сам факт ответа можно рассматривать именно так. Но, не надо скупиться на слова сопереживания, («Я понимаю, как вам сейчас тяжело»), комплименты («Вы – большая умница, вы все делаете правильно»), заверения («Когда-нибудь вы будете благодарны жизни за то, что это произошло»). - Задать вопросы. В моих ответах очень много вопросов к респонденту. Я не хочу, чтобы мое письмо человек воспринял, как руководство к действию. Я всегда могу ошибиться в своих умозаключениях. Поэтому – задаю вопросы. Правильно сформулированный вопрос заставляет думать, анализировать, лучше понимать себя – то есть способствует рефлексии, о которой говорилось выше. - Цитировать. Вероятность ошибиться в своей гипотезе и, соответственно, ответе всегда есть. Цитирование – обращение к письму респондента, хороший способ не уходить в свои интерпретации. Кроме этого, это еще и знак внимания к «материалу», показатель, что ответ написан не по шаблону. - Читать между строк. Часто нужная информация «зашифрована» в многоточиях, кавычках, скобках. Вывешивая письмо на сайт, я его немного «причесываю» с точки зрения орфографии, что-то сокращаю. Психолог видит в письме больше, чем непосвященный. Для примера приведу письмо мамы, которая жаловалась на безграмотность своего ребенка и нежелание читать. Каждое второе слово было написано с ошибкой, знаки препинания отсутствовали вовсе. - Присоединение. Я – «прозрачный» специалист. И на своих тренингах, и в консультировании, я использую свой личный опыт и свои примеры. Они приводятся не в назидание, а как способ дать человеку понять, что он не одинок, что со мной тоже такое было, что мрачные прогнозы не подтверждаются, что можно все воспринимать по-другому и т.д. В моих консультациях это еще и «откровенность за откровенность». - Свое отношение и деликатность. Я не могу быть абсолютно беспристрастной – да и надо ли? Люди пишут письма мне, не только как к специалисту – они адресованы живому человеку. Иногда письмо вызывает целую бурю негативных эмоций – от непонимания до возмущения. Я не берусь за ответ до тех пор, пока мои собственные переживания не улягутся. Но они все равно повлияют на мой ответ. В этом случае я обязательно напишу, что это лишь моя точка зрения, и, на всякий случай, попрошу меня извинить за, возможно, «жесткий тон письма». ( Каюсь, для меня непреодолимой является тема «войны» родителей со своими детьми, так искусно провоцируемая и поддерживаемая педагогами). - Тайна переписки. Вам кажется, что она нарушена? Не совсем так. Письмо, которое я отсылаю респонденту на почту и мой ответ на сайте – это разные варианты. Не по существу, а по форме. Чаще всего на сайт помещается сокращенная и обобщенная форма ответа. Так же я поступаю и с входящими письмами – я всегда меняю имя автора и незначительные детали, сокращаю, оставляя самую суть. Автор свое письмо узнает всегда, а вот его знакомые – вряд ли. Еще восемь лет назад – а именно такой возраст у моего сайта, я понимала, что вряд ли можно рассматривать способ Интернет-консультирования, как коммерчески выгодный. Со временем оказалось, что определенная выгода все же есть – но это, скорее, способ заявить о себе, как о специалисте, то, из чего складывается твой профессиональный имидж. Кто-то из моих респондентов позже обращался ко мне за очной консультацией, кто-то приходил на тренинг, кто-то рекомендовал меня своим знакомым. Были и такие, кто, получив мой ответ, оставил меня без обратной связи и даже без «спасибо». Я научилась относиться к этому философски. Верю, что делаю нужное дело и мне этого достаточно.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|