|
Этика и раздвоение личностиАвтор статьи: Леонов Илья Николаевич
Под этикой я понимаю систему ценностей и нравственных норм, систему запретов и поощрений, призванных ограничить индивидуальные желания и поведение в обществе. Смыслом этики является обеспечение возможности общежития. Отсутствие этических норм погружает общество в хаос. Этика направлена на подавление и ограничение индивидуальных желаний в пользу интересов общества. Не существует общезначимых этических норм. Так, запрет на убийство кажется нелепым в обществе воинов, а инцест практиковался в царских семьях древнего Египта и Инков по религиозным соображениям. Этика не абсолютна и является продолжением системы ценностей и мировоззрения каждого конкретного общества. Что этично для одних, является преступным для других. Это, в свою очередь, является неизменным источником вражды и конфликтов. Не только на уровне больших сообществ, н-р США и «недемократических» государств, но и на уровне отдельных семей, где этические принципы семьи мужа могут не совпадать с этическими принципами семьи жены. И, даже, в отдельно взятой душе. Этика направлена на ограничение желания, а значит, неограниченное желание предшествует любой этике. Так, каждый ребенок изначально не знает причины, по которой ему нельзя было бы есть неограниченное количество конфет или валяться в луже, бить других детей в песочнице или демонстрировать друг другу гениталии. Эту изначальную свободу отнимут у него строгие воспитатели. Нарушение запрета ведет к наказанию, следование этическим принципам к поощрению. Т.к. ребенок не способен к самостоятельной жизни и абсолютно зависим от общества (прежде всего в лице своих родителей), он вынужден подчиниться требованиям. И это не означает, что порочное желание исчезает. Такие желания вытесняются за пределы я-для-других прежде всего, а затем и из я-для-себя.( Хотя, безусловно, не всегда, этот случай нам известен как делинквентное поведение во всем его разнообразии форм.) Вытесненные желания многообразны и прямо пропорциональны объему этических норм данного общества. Так, общество, обладающее огромным количеством запретов, порождает личности с огромным объемом вытесненных желаний. Чем старше общество, тем больше запретов. Запреты современной цивилизации уже не умещаются в увесистых томах разнообразных кодексов и устных передачах. Из практики нам достоверно известно, что вытесненные желания не исчезают бесследно, но продолжают свое бытие в бессознательном. Так, к примеру, вытеснение агрессивности. На первом этапе принятия этической нормы ребенок может продолжать драться с другими детьми, утаивая это свое желание и действие от взрослых. На втором этапе он уже утаивает это желание от самого себя и избегает агрессивного желания и действия. Формируется структура супер-эго как интроект родительской фигуры, и наказание за неэтичное желание происходит уже не другим, а фантазматически, автоматически и самостоятельно. Соответственно, можно выделить диапазон строгости (жестокости) супер-эго (как продолжение строгости родителей-воспитателей) от отсутствия табу и вседозволенности до абсолютного запрета, непреодолимого ни в каких реальных обстоятельствах. Так, в нашем примере с агрессивностью индивид способен к диапазону возможностей от безграничной агрессивности до отказа от всякой борьбы за собственное существование. Очевидно, что крайности могут принести много страданий. Так, отказ от агрессивности приводит к тому, что индивид будет бит и не сможет конкурировать, а безграничная агрессивность приведет к изгнанию из общества. Нашему Я всегда приходится искать компромисс. Это означает, что наше Я всегда неэтично, «грешно». Т.к. абсолютная этика не совместима с реальностью. Как и всякая другая структура, этика сталкивается с бесконечно изменчивым миром реального и неизбежно неадекватна ему. Так, носитель абсолютной этической нормы будет неизбежно асоциален и распят тем или иным способом. Этика, призванная обеспечивать порядок в обществе неизбежно приводит к страданиям индивида. За цивилизацию мы платим неврозом. Вытесненные желания продолжают действовать бессознательно и, сгущаясь, приводят к формированию тени. Под тенью в аналитической психологии К.Г. Юнга понимают набор тех негативных качеств человека, которыми он обладает, но не признает своими собственными. Это те свойства характера, которые человек не приемлет в других людях, не замечая при этом, что и сам наделен ими в не меньшей степени. Они образуют теневой образ человека, «темную сторону» его личности. Прежде всего, тень обнаруживается в проекции на другого. Неприемлемое желание в себе очень просто обнаружить в другом. Также тень проявляется в сновидениях обычно как фигура одного пола с сновидцем, реализующая запретные желания и преследующая сновидца. Тень может проявиться в ситуации ослабления структуры супер-эго, например, под воздействием алкоголя, и привести к поведению, неприемлемому для самого человека. От подобных поступков на утро становится стыдно или, если защита вытеснения работает исправно, то на утро ничего невозможно вспомнить. Самым радикальным проявлением тени является расщепление личности. На мой взгляд, если вытесненных желаний достаточно много для того чтобы в сгущении сформировать автономную констелляцию настолько богатую содержаниями и радикально неприемлемую для сознания, то вероятна персонификация тени. Именно этот механизм ответственен за так часто встречающиеся в психиатрии бред и галлюцинации нападений и одержимости разнообразными демонами и раздвоения (расщепление) личности по типу хорошая/плохая личность. Рассматриваемый нами феномен широко представлен в литературе и мифологии, это и Озирис и Сет, Бальдур и Локи, Иаков и Исав, Фауст и Мифестофель, доктор Джекил и мистер Хайд, рассказчик и Тайлер Дёрден из «Бойцовского клуба» и множество других двойников. Наиболее значимой теневой фигурой для христианского мировоззрения является образ антихриста, Сатаны, Люцифера. Тень разрушительна по своей природе и одержимость тенью ведет к диссоциации и распаду личности, в то же время, я полагаю, вслед за Эрихом Нойманном и Юнгом, что интеграция тени является основным и наиболее значимым источником роста личности и индивидуации. “Эта „низшая"; личность состоит из всего, что не вписывается в законы и постановления сознательной жизни. Она предполагает „неповиновение"; и поэтому должна быть отвергнута не только по моральным соображениям, но и исходя из целесообразности... Но эта интеграция (низшей функции) может состояться и быть использована в благих целях только тогда, когда связанные с тенью тенденции получат признание и возможность реализации, сдерживаемой с помощью необходимой критики. Это приводит не только к неповиновению и недовольству собой, но и к уверенности в своих силах, без которой невозможно представить себе индивидуацию. Чтобы этические нормы стали значимыми, необходимо, к сожалению, обладать способностью “стремиться к иному”. (К. Г. Юнг. Психологический подход к догмату Троицы // К. Г. Юнг. Ответ Иову. М.. 1996. С. 104.) «Глубиная психология — а она, безусловно, включает в себя и аналитическую психологию Юнга — не возникла из предварительно сформированной концепции человека. Она представляет собой “практическую деятельность”, в которой терапевт, прилагающий отчаянные усилия, чтобы спасти человека от смертельной опасности, и психически больной непрестанно изумляются, обнаруживая, что происходит нечто непредсказуемое, и что смысл и внутреннее водительство возникают из того, что представляется абсурдным и патологическим. К числу таких интуитивных открытий относится понимание того, что, вопреки всем ожиданиям, Люцифер, носитель света, избирает тень в качестве средства обнаружения своего существования. Вначале современный человек воспринимает силы “зла” как темные силы, лишенные всякого смысла и угрожающие существованию мира человеческого сознания и культуры. При этом, однако, он не сознает, что источник этих сил находится в нем самом. И только тогда, когда болезнь и безвыходное положение заставляют его примириться со своей природой, у него появляется возможность постепенно осознать темную власть тени как свидетельство существования творческих возможностей, заложенных в его собственной психике. Так уж распорядилась судьба, что путь современного человека вначале уходит “в глубины”, а не “в выси”: как ни странно, но проводником, который встречается современному человеку в начале его пути, оказывается не светоносный ангел, а мрачная теневая фигура его собственного зла. Тем не менее, именно на этой стадии мрачная и парадоксальная тайна трансформации личности начинает превращаться для современного человека в живой опыт. Даже в реальном процессе трансформации, когда архетипы,— безличностные фигуры коллективного бессознательного — выполняют роль проводника душ, и личная теневая фигура вступила в отношения с сознательной жизнью личности, тень по-прежнему пользуется непостижимой властью. В своих исследованиях, посвященных алхимии, Юнг достаточно ясно осветил данную сторону процесса трансформации. В этой связи проблема тени приобретает принципиальное значение. И дело здесь вовсе не в том, что Меркурий, “дух” алхимии, также наделен атрибутами дьявола, и не в том, что смерть, мрак, распад и вина составляют необходимые условия для реализации опуса (жизненного проекта), которые необходимо осознать и выстрадать. Как показал Юнг, подлинная, тайная и еретическая задача алхимии заключается не просто в том, чтобы пассивно терпеть существование тени, а в том, чтобы активно отыскивать ее и спасать в opus magnum [великом действии). Темная, хтоническая сторона тени, заложенная в природе человека и мира, всегда спасается посредством воспроизведения, создания или рождения filius philosophorum (сына=дитя философов). Не случайно, что золото находят не “на небесах”, а в куче отбросов.» (Эрих Нойманн "Глубинная психология и новая этика") В заключение я хотел бы резюмировать сказанное. Тень, отброшенная этикой и самой жизнью в обществе, разрушительна и чудовищна. Каждый из нас отбрасывает тень. Чаще всего тень проецируется на другого. Строгость этических норм и их непримиримость, решительность в деле избавления от зла, сгущают тень. Абсолютный отказ от тени наделяет её могуществом и непреодолимой силой. Обеспеченная строгостью запрета и немыслимостью, тень порождает абсолютное зло. Наше гуманное и высокоэтичное общество продолжает бесконечные «священные войны», производит оружие массового поражения, уничтожает другие государства и культуры. Путь к личному и духовному росту, тем временем, лежит через расширение сознания за счет бессознательного, в том числе и тени. Именно в том, что нам меньше всего хотелось бы замечать и признавать, лежит ключ к нашему развитию. Я призываю своих читателей к критическому переосмыслению этических норм и избавлению от догматизма и косности в своем восприятии. Быть может, именно эта критика священных законов, критика гуманизма, критика общественного блага может привести нас к обнаружению собственной низости и вульгарности, скрывающейся в ореоле святости и истинности. Быть может, это внимание к собственной тени способно освободить из тюрем нашего бессознательного так необходимые нам качества и творческую потенцию. «Не случайно, что золото находят не “на небесах”, а в куче отбросов.» Позаботьтесь о себе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|