|
"Портрет" жертвы провокацииАвтор статьи: Кожевников Тимур Серафимович
Описывая портрет жертвы провокации, можно выделить следующие черты личности, наиболее часто встречающиеся у спровоцированных сотрудников[1]:
- завышенная самооценка. Формируется в большинстве случаев системой воспитания, когда с детства человеку внушают, что выполняя те или иные одобряемые действия он находится на правильном пути. Со временем человек привыкает к одобряемому поведению, а не к поведению ведущему к своим целям и интересам. После этого человек начинает жить в мире иллюзий. Необходимым условием становится получение поощрений от других людей, исходя уже из их интересов. Из личного опыта автора можно привести пример, когда сотрудники, не получая одобрения своих служебных действий от руководства, очень даже охотно компенсируют его вниманием со стороны спецконтингента. С чего начинается первый шаг к запрещенным связям; - стандартное мышление. Предполагает собой предсказуемость в поступках и поведении в целом. Если сделал сегодня что-либо, скорее всего, сделает это и завтра и послезавтра. Среди достойных людей такое поведение называется хорошим качеством обязательность. Но, работая в исправительных учреждениях, сотруднику необходимо себе давать отчет в том, что он находится в негативном информационном поле и расточение такого качества как обязательность может обернуться для него проблемами. Некоторые психологические школы специально рекомендуют тренировку необязательности. Один раз сделал что-либо, два не сделал. Затем три раза сделал, один раз не сделал. Просчитать сотрудника будет невозможно. Личный опыт автора подтверждает, что после такого поведения интерес у желающих манипулировать сотрудником пропадает; - несдержанность в общении, рассказах о себе. Замечательная фраза – «Никто нам о нас не расскажет больше, чем мы сами» тому подтверждение. Надо давать себе реальный отчет в том, что однажды данная достоверная и качественная информация о себе может нам причинить серьезный вред. Сегодня, к примеру, у нас хорошие или нейтральные отношения и мы в порыве доверительности сообщаем о себе что-то, что добавляет нам «веса». Но завтра отношения могут измениться, а информация в любом случае останется. Такое у нее свойство. И как этой информацией наш вчерашний собеседник распорядится, мы можем не узнать. С этой же целью рекомендуется давать информацию, чередуя достоверную и недостоверную. После чего ни один человек не сможет построить сколько-нибудь понятную линию нашего поведения, следовательно, его провокации будут бесперспективны; - неумение контролировать свои эмоции и чувства. Эмоции являются нашими короткими чувствами, а чувства – длительными эмоциями. И то, и другое – переживания. Показывая свои эмоции (чувства), мы показываем то, что для нас значимо. Что нас волнует сейчас, а может и в большинстве случаев нашей жизни. Другими словами, мы показываем свой внутренний мир, свои слабые места. Человек, имеющий психологический «слух» (по З. Фрейду «Психоанализ»), обязательно сможет выхватить из потока информации то место, где человек вспылит и покажет свою уязвимость. А дальше дело техники. Показывая заботу в этом вопросе, мы всегда сможем стать, для начала, приятным собеседником. В дальнейшем это направление может стать приоритетным для осуществления провокации; - излишняя доверчивость. Если ваш знакомый врет своим знакомым, родителям и начальству – какова вероятность того, что вам, в качестве счастливого исключения, он врать не станет? Если начальник категорически недоволен предыдущими пятью подчиненными – какова вероятность того, что именно ваша работа ему вдруг понравится? Если ваш коллега вдохновенно сплетничает с вами обо всех общих знакомых – какова вероятность того, что о вас он будет молчать? На все три вопроса ответ один: практически нулевая. Это очень лестно и приятно – предполагать, что вы весь из себя такой прекрасный, и с вами у этого человека все будет совершенно иначе. Что знакомый постоянно врет, потому что его никто не понимает – но вы-то способны его понять, и поэтому вам он врать не будет; что предыдущие пять подчиненных были просто идиотами, но вы-то профессионал, и сможете удовлетворить высокие требования; что сплетник так откровенен с вами, потому что у вас замечательные отношения. Это приятные мысли. Но ошибочные.Вы можете быть замечательны, профессиональны, это ни на что не повлияет. Потому что дело не в вас. Дело никогда не в вас, как это ни печально. Просто у каждого человека есть свои устоявшиеся стереотипы поведения, и он реализует их со всеми, кто подвернется под руку. В том числе и с вами. И чтобы с высокой точностью предсказать, как именно человек поступит с вами в будущем, надо всего лишь знать эти стереотипы. А узнать их очень просто, они все проявлены в аналогичных ситуациях в настоящем и прошлом. Вы этому человеку друг? Хорошо – как складывались его отношения с друзьями за последние пять лет? Вы ему учитель? Чем закончился его контакт с предыдущими учителями? И так далее, и тому подобное. Причем одна-единственная ситуация может о человеке ничего не сказать; но хотя бы две повторившиеся по одной схеме ситуации скажут о нем все. Ищите повторения. То, что произошло дважды, обязательно случится и в третий раз. Информация о том, как человек поступит с вами в будущем, всегда лежит на поверхности. И всегда доступна – для тех, кто знает, что искать. По большому счету, она сводится к одному простому правилу: люди не меняются. Никогда. Что было в прошлом, то же будет и в будущем. Доверие – это то, что стоит перед верой, окончательной и незыблемой. Доверчивость присуща человеку, и это замечательно, но следует помнить, что расточать это качество в настоящее время всем без разбора не следует. Любому, наверное, есть вспомнить ситуации, когда излишняя доверчивость приводила к печальным результатам. Общим правилом является то, что доверять необходимо тем людям, с которыми сложились хорошие личные отношения, эти люди от вас материально независимы и у вас на них есть определенные рычаги воздействия. Во всех остальных случаях доверие становится непозволительной роскошью. И последнее. О вере в людей. Верить в виде «ну и что, что этот человек вел себя со всеми остальными как последняя сволочь, я все равно буду верить, что со мной он поведет себя иначе» не работает. И никогда не работало. Единственный вид веры в людей, – это держать глаза открытыми. И если человек внезапно выходит за границы своего стереотипа, и начинает вести себя как-то иначе – не надо загонять его обратно. А надо просто замолчать и внимательно наблюдать. И если он действительно сделает что-то ощутимо не так, как раньше, внести поправку в свои представления об этом человеке. Но только постфактум. Не заранее; - внушаемость. Очевидно, что сущность внушения заключается не в тех или других внешних его особенностях, а в особом отношении внушенного к «я» субъекта во время восприятия внушения и его осуществления. Вообще говоря, внушение есть один из способов воздействия одних лиц на других, которое производится намеренно или ненамеренно со стороны внушающего лица и которое может происходить или незаметно для лица, которому производится внушение, или же с его ведома и согласия. Внушение сводится к непосредственному прививанию тех или иных состояний от одного лица к другому, прививанию, происходящему без участия воли воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания. Все, что входит в сферу личного сознания, вступает в соотношение с нашим «я», так как все в личном сознании благодаря отношению к «я» находится в строгом соответствии и координации, служащей выражением единства личности, то очевидно, что все входящее в сферу личного сознания должно подвергаться соответственной критике и переработке, приводящей к убеждению. Но также, кроме убеждения, действующего на другое лицо силой логики и доказательствами, и возникающего при посредстве личного сознания, следует различать внушение, действующее на психическую сферу «путем непосредственного прививания психических состояний, т. е. идей, чувствований и ощущений», не требуя участия личного сознания и логики[2]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что внушение (принудительная загрузка человека информацией) может быть осознаваемо человеком или нет. В любом случае выход один – человек должен развивать в себе критичность к поступающей информации, постоянно тренируясь по принципу «полезно-вредно»; - неумение предвидеть последствия своих поступков. Возникает от слабо развитого левого полушария, которое «заведует» абстрактно-логическими способами переработки поступающей информации. Способность прогноза событий тренируется всю жизнь человека. Поступил одним образом – получил один результат, поступил другим образом – другой. Делая выводы из своих поступков и наступивших результатов, проводя аналогии (параллели) можно достаточно легко просчитать, какой поступок и к чему может нас привести; - неспособность понимать людей. По большому счету понимать людей и не стоит, проникаться их внутренним миром, особенно если этот мир из себя ничего не представляет. Но в принципиальных вопросах, там, где можно заработать себе проблем или напротив получить выгоду, появляется смысл вспомнить о таком состоянии как эмпатия. Эмпатия – способность ощутить чувства другого человека, понять его мысли. Поняв мотивы, направленность мыслей и чувств мы быстро сможем понять – нами манипулируют или желают взаимовыгодно с нами сотрудничать; - подозрительность. Данное качество является препятствующим взаимодействию с окружающими нас людьми. Подозрительный человек закрыт от внешнего мира, делает акцент мыслей и чувств на свой внутренний мир. В данном случае человек находится в прошлом, перерабатывая и заново переживая прошлые события своей жизни. Возможно, это связано с сильными психологическими травмами, стрессами, проблемами. Предостерегая себя от повторения отрицательных переживаний, человек не проявляет активности, динамичности во внешнем мире, полностью ориентируя себя вовнутрь; - неверие в то, что он (она) может стать объектом провокации. Любому сотруднику необходимо усвоить простое правило «Такие, какие мы есть, со своими чувствами, переживаниями и внутренним миром, в большинстве случаев, не нужны. Нужны наши знания, умения, навыки, возможности». Другими словами, от нас необходимо то, что мы можем людям дать, что от нас можно получить. Так как любой сотрудник имеет определенные властные полномочия, то очень легко можно допустить, что объектом провокации он может оказаться в процессе осуществления своей деятельности.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|