Существует два видения, или способа восприятия, человека. Первый – наиболее распространенный, привычный, обычный……
У каждого человека есть свой набор качеств, установок, мыслей, ценностей, привычек, способов реагирования на происходящее, способов воспринимать себя и других…..это то, что мы обычно называем Личностью, Характером, индивидуальностью – каждый по-своему. Главное слово здесь – набор. Части этого набора как-то там между собой либо сочетаются, либо не очень, и тогда мы начинаем говорить о гармоничной или негармоничной личности. Весь это набор составляет как бы одежду – внешний вид человека. Это видно всем – возможно, что видно и не все – не все качества (кто-то способен увидеть в другом больше, кто-то меньше). Но главное – это видно. И может быть как-то оценено, принято либо не принято окружающими. Если кто-то видит большую часть набора – считается, что он хорошо знает этого человека. А если при этом он еще и с уважением относится к любой составляющей из этого набора – то тогда он не только знает, но и понимает. Чем большее количество качеств другой признает и «не трогает», не пытается их как-то изменить – тем выше считается уровень понимания. Весь этот набор, если перевести на язык метафоры, можно условно (весьма условно) назвать одеждой, а каждое отдельно взятое качество и т. д. – частью этой «одежды», опять же условно – «карманом». Этой отдельно взятой «детальке» личности можно дать любое название – пуговка, например… абсолютно любое, значения это не имеет. Я буду далее называть каждое отдельное качество карманом.
Далее – самое главное. У каждого набора, у этой одежды есть хозяин – человек. Тот, кто носит это «карманы» на себе, тот, кто их имеет.
Вот тут начинается самое интересное. Подавляющее большинство людей (возможно, что я тут несколько категорична, но так показывает жизненный опыт, реальность) – этого хозяина – человека не видит, даже не предполагает, что он вообще есть. Для них как раз вот этот набор карманов и есть тот самый человек. И с этим набором они и имеют дело, с ним – с набором – строят отношения, общаются. Повторюсь: чем меньше претензий к «карманам», тем большим считается уровень понимания и принятия. Но ведь принимают не человека, а его «карманы». Или НЕ принимают. Если эти «карманы» кому-то не нравятся, то этот кто-то начинает требовать, чтобы другой «карман» поменял. А иногда начинает этот самый «карман» менять сам, отдирать его. В общении это выглядит следующим образом: «Мне не нравится, что ты …….. трус, скупой, закрытый, невнимательный, …..»… список можно продолжить. Далее следует требование «Стань другим! Потому что мне с тобой – таким - неудобно». Начинаются скандалы, ссоры, возникает напряжение в отношениях – и люди расстаются. Потому что каждый из них видел не человека за этими «карманами», а видел сами «карманы», считая, что видит человека.
Есть другое видение. Таким обладает, к сожалению, меньшинство. Они видят человека, одетого в определенный «костюм». И понимают, что именно человек является хозяином всех своих «карманов». Человек может и не видеть, не осознавать, какие «карманы» помогают ему в строительстве отношений с людьми, какие – мешают. Но тот, кто видит именно человека, прекрасно понимает, что у этого «кармана» есть хозяин. И именно хозяин может решить, что ему с этим своим «карманом» делать. И, видя в партнере - собеседнике человека-хозяина, его партнер обращается к хозяину со своими мыслями о том, что им мешает построить гармоничные отношения друг с другом, показывает свое видение того, как «работает» в общении и в жизни то или иной качество человека. Но и только! Он не настаивает на переделке, на уничтожении «неудобного кармана», а просит только посмотреть на это. И потом принять решение – как хозяину – что с этим «карманов» делать.
В этом, как мне видится, и заключается существенное различие в восприятии человека: или это хозяин «одежды» - или это «одежда», воспринимаемая как сам человек. (Мое пальто - это еще не я! И тут же – Ты и есть это самое пальто!)
Итак: можно видеть в человеке человека-хозяина, а можно видеть «костюм» и принимать его за человека. Отсюда и разница в отношении к тому, с кем общаешься, разница в восприятии, принятии и т.д. собственно, во втором случае про принятие не может быть и речи. Поскольку принимать-то некого – там нет человека. А есть неудобный для меня фасон одежды.
Это же видение сказывается и на самом человеке. Если я не вижу людей – не вижу человека-хозяина в другом, значит, я и себя не вижу как хозяина, а вижу только как набор качеств. И это качества, приобретенные часто огромным трудом и большой ценой, – становятся очень дороги и важны. И потому о пересмотре, изменении их не может быть и речи: ведь человек и сам не знает, что это – не он, а только «карман», и потому он очень дорожит своими «карманами», считая, что если он начнет что-то менять, то потеряет себя как личность. Тут же возникает проблема понимания: если мои «карманы» не любят и не признают, то, значит, не любят и не признают меня лично. Поскольку для такого человека он и его карман – одно и то же. С таким восприятием, как можно увидеть, тесно связана и самооценка человека: чем социально более значимы и статусны его «карманы» - тем выше самооценка. И соответственно, наоборот. Если набор этих «карманов» - качеств более или менее стандартен – считается, что личность заурядна. Причем так считает и сам носитель этих качеств. Ну а если «карман» необычен, даже эпатажен, то тут уже говорят о личности яркой. Эту мысль можно развивать и далее, в деталях – проявлениях отношения, в предъявлении себя как личности…. Главное, конечно, в том, как именно человек воспринимает себя и окружающих: как набор «карманов» или как хозяина этого набора.
Психотерапевт, как мне видится, работает именно с человеком-хозяином. Поддерживая его в том, чтобы увидеть за набором «карманов» самого себя и, увидев, решить, что ему с этим набором делать: что оставить, а что изменить. И все это, конечно, на осознании – признании себя хозяином. Далее, естественно, встает вопрос о принятии на себя ответственности на «свой набор». Но это уже несколько иная тема.
Возвращаясь к теме видения человека или набора, нужно отметить, что вот это видение не зависит от возраста человека. Молодым, как мне кажется, более свойственно видеть именно набор, а не человека. Но это только потому, что старшее поколение само видит, в основном, именно набор качеств, и потому не может научить подрастающее поколение видеть иначе. Я думаю, что такому видению научить все-таки можно, что это не «дар небес», а вполне нарабатываемое свойство человека.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.