|
Страна без границ или снова о ШколеАвтор статьи: Косинцев Владимир Георгиевич
В конце учебного года принято сдавать отчеты, часто липовые, нужные для «галочки», департаменту или управлению образования, того или иного субъекта образования. Так и у нас – «А подать сюды, враз, да чтоба всё было, как положено…». Кем и когда было «положено» и где это взять, не уточняется… При этом важно понять одно – будь «винтиком», или другой незаменимой частью механизма, который уже давно изношен и дышит «на ладан». В результате, никто эти отчеты не проверяет и часто, даже не просматривает. Стоит очередная «галочка» в графе «Сделано». Сколько ресурсов – временных, интеллектуальных затрачено в итоге, никто не считает, да и не сможет, при всем желании. Какими критериями и шкалами можно измерить умственный труд педагога, воспитателя, психолога, чтобы сказать, на сколько он «наработал»? В советские времена за вредность на производстве «доплачивали» молоком и надбавкой к отпускным и санаторно-курортным, выплачивали тринадцатую зарплату. Плановая экономика могла себе позволить подобные «бонусы». Реалии сегодняшнего дня изменились и изменили наше отношение к труду, его количеству и качеству. Однако, никому не нужный груз ответственности – «должен!», бьет по рукам и снижает качество конечного результата, будь то товар или услуга. Итак, школа… конец учебного года… отчеты, сведение дебета с кредитом. Обязательных форм отчетности – не много не мало, девять. Какие-то напрочь не нужны, прочие дублируют друг друга… Времени на ведение такой «бухгалтерии» недостаточно, чтобы употребить его на что-то еще. Не пытаясь оправдаться, просто констатирую факт. Чтобы вести такой ворох ненужных бумаг, при этом успевать выполнять свои функциональные обязанности, нужно растянуть время в сутках до двадцати пяти часов… Накипело. Теперь же хочу вернуться к собственно повествованию о том, что составляет смысл и основную идею данной статьи, а именно, «границы», «ценности», «приоритеты» и «потребности», вывести среднеарифметическое и предложить на суд Читателя. Приоритеты, классифицируемые базовыми потребностями человека: воздух, сон, вода и пища, защита от экстремальных температур, любовь. Исходя из перечисленных потребностей, попробуем определить приоритеты, относящиеся к получению всего необходимого для самоактуализации человека, как личности, определяющего рост его сознания, развитие способностей, реализацию своих целей… Жизнь, в метафорах и образных выражениях, ассоциациях – это Школа, Спектакль, Игра… Что главное, что второстепенное? И почему? Архаичные отделы мозга, отвечающие за удовлетворение базовых потребностей, создают команды-импульсы и передают эндокринной и иммунной системам, благодаря которым человек может воспринимать объективную реальность, исходя из присущих только ему функций и установок сознания. В юнгианской типологии личности их принято называть мышлением, чувствами, ощущениями и интуицией. Добавив определения – рациональное и иррациональное, интроверсия и экстраверсия, получаем набор из шестнадцати основных психотипов личности. Теперь взглянем на то, что получилось: глаголы, определяющие действия, которые лежат в основе поддержания жизнеобеспечения человека на физическом уровне – дышать, вдыхать и выдыхать, относящиеся к одной из основных базовых потребностей – в кислороде, не столь многочисленны, как те, что относятся к высшим психическим процессам. Рассмотрев глаголы-действия, можем понять, насколько более значимыми являются приоритеты, относящиеся к моделированию феноменальной реальности, создаваемой нашим разумом. Вот только некоторые из них: учить, учиться, читать, писать, обучаться, воображать, воспринимать, запоминать, ощущать, чувствовать, классифицировать, выбирать, проверять, описывать, находить, отождествлять, определять, противопоставлять, выдвигать, указывать, устанавливать, говорить, констатировать, сортировать, конструировать и т.д. На каждом из уровней, определяющем компоненты, структуры задач, мы можем добавить два-три десятка глаголов, которые классифицируют действия личности при выполнении этих задач. Чем выше степень функционирования сознания личности, тем более сложной становится иерархия взаимоотношения человека с его окружением, будь то межличностный, социальный или универсальный уровни коммуникаций. Отсюда можем сделать вывод о том, что процесс учения, получения информации и ее понимание с последующим применением, является одним из приоритетных в системе ценностей, рассматриваем ли мы данный процесс с точки зрения теории базовых потребностей, разработанной А. Маслоу, персонологии потребностей по Мюррею или в системе жизненных ценностей «Гармония-Распад». Целостность поведения указывает на то, что отдельные его фрагменты не могут быть поняты в отрыве от всей функционирующей личности. Чему может научить школа? Письмо, чтение, простые арифметические действия… А чему мы можем научиться самостоятельно, владея элементарными навыками работы с символами в виде цифр и букв? Ведь не только в нужном порядке соединяя цифры в числа, а буквы в слоги, слова и предложения?.. Всё, что упрощает процесс познавания, вместе с тем, значительно сокращает временные затраты, используется нами, начиная с древних культур, в которых заложенная система товарно-денежных отношений развивается по сей день. Медь, серебро, золото, другие драгоценные металлы используются сегодня так же эффективно, как и тысячелетия до нас. Сегодняшние рыночные отношения предполагают количественно-качественные отношения, но в более изощренном виде. Масса сотрудников, имеющих базовые знания, позволяющие последним выполнять возложенные на них обязанности, выполняют основной объем работы. Качество или конечный результат труда присваивается теми, кто находится на верху социальной пирамиды. Принято говорить в третьем лице – банки виноваты, система дала сбой, законы несовершенные… Присмотреться внимательнее, становится понятным, что и кто нас «имеет», получая в итоге и количество и качество конечного продукта. А судьи кто? Извечный вопрос, направленный в никуда… Мы и судьи и защитники собственных интересов, и тюремщики самим себе. «Говорили тебе, Нюрка, учись, человеком станешь…», слышим мы и сегодня подобные реплики по отношению к своим детям, перемешанные с горечью и непониманием. Недавний случай в моей практике, тому подтверждение. Две семиклассницы, «откушав» модного коктейля, бутылку водки вперемешку с колой, двинули в парк, где закатили представление, повергшее в шок отдыхающих. Из школы их, естественно, выставили, но… куда пойти, что с ними делать мамам с папами?.. Помощь предлагалась, но без запроса родителей у нас не принято брать детей в индивидуальную терапию. Теперь мамы винят себя. Подобный комплекс только упрочит позиции в бессознательном, наших, теперь уже бывших учениц. Теория «пустого рюкзака», куда мы складываем все непотребное, подтверждает право на свое существование. Читаем, пишем, знаем, умеем… Кто из нас взрослых, по прошествии многих и многих лет и накопленного житейского опыта, может похвастаться тем, что помнит теоремы и правила из средней школы? Негативные моменты отпечатались в памяти гораздо «ярче», неся в себе и вину, и ощущение собственной неполноценности и обиду на мир, родителей, близких. На сегодня вопросов, безусловно, больше, чем ответов. Но ведь где искать ответы, мы тоже знаем. Сделать выбор в самоотрицание, изолированность, осуждение, либо пойти в направлении самораскрытия, взаимоуважения и сотрудничества… Быть жертвой или целостной, интегрированной личностью, осуждать и навязывать правила или быть открытым, доверительным и справедливым… Выбор всегда за нами. Владимир Косинцев, школьный психолог Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|